Вакуумный усилитель тормозов УАЗ
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) предназначен для снижения прилагаемого водителем усилия на педаль тормоза, с сохранением эффективности рабочей тормозной системы.
До 1988 г. на автомобилях УАЗ усилителя не было и водителю приходилось прикладывать большие усилия к педали тормоза, особенно на груженом автомобиле, при затяжных спусках тормоза могли перегреваться, что приводило к их отказу и аварийным ситуациям.
Бывали случаи, когда водитель выламывал спинку сиденья при экстренном торможении.
В 1988 г. на заводе УАЗ начали установку ВУТ на главном конвейере. Это было изделие Краснодонского завода «Автоагрегат» (Украина) с коэффициентом усиления 3,5, с одной атмосферной и одной вакуумной камерами, на то время это казалось шедевром инженерной мысли, ведь усилие на педали тормоза снизилось, появилась возможность более дозировано производить торможение, что повышало безопасность маневра.
В 2006 г. завод АДС (Автодеталь-сервис, г.Ульяновск) с партнерами из КНР разработали ВУТ с двумя вакуумными камерами и одной атмосферной, такая конструкция позволила увеличить коэффициент усиления до 7, что в два раза выше, чем у штатного, соответственно усилие на педали тоже снизилось в два раза.
Это была революция! «АДС» привез первую партию ВУТ из КНР, запустил в свободную продажу и началось……. «У УАЗа появились нормальные тормоза!!!» сообщали первые покупатели. Первый контейнер разошелся за несколько дней, а спрос только возрастал. В интернете появились первые отзывы и это только подхлестнуло желающих купить такой ВУТ.
Тем временем АДС передал образцы ВУТ на завод УАЗ для испытаний, которые прошли успешно и в короткий срок, начались поставки ВУТ на конвейер для Хантера и буханки, этот вид ВУТ ставят на конвейере до сих пор. Чуть позже для буханок с АБС появилась модификация ВУТ с номером 3741-3510010, она отличалась только длиной толкателя поршня главного тормозного цилиндра, соответственно 32 мм у 3741 и 8 мм у 3151.
Для понимания принципа работы ВУТ рассмотрим следующий пример.
Вакуумный усилитель представляет собой агрегат с герметичным корпусом округлой формы. Связанный единым блоком с расположенным на нем главным тормозным гидроцилиндром, он располагается в подкапотном пространстве непосредственно перед педалью тормоза.
Действие ВУТ основано на создании разности давлений в его камерах.
Нажатая педаль тормоза передает усилие через толкатель к следящему клапану, который перекрывает канал между атмосферной и вакуумной камерами. Движение клапана создает сообщение атмосферной камеры с атмосферой через соответствующий канал, в результате чего разрежение в камере падает. Преодолев сопротивление пружины под воздействием разницы давлений, диафрагма перемещает шток поршня тормозного цилиндра.
Пропорционально силе нажатия на педаль тормоза возникает дополнительное усилие на штоке поршня главного тормозного цилиндра. При максимальном давлении на рычаг на поршень действует наибольшая сила, отчего и возникает эффект торможения. Максимальное дополнительное усилие, реализуемое с помощью штатного ВУТ, соотносится с усилием от ноги водителя с коэффициентом, равным 3,5.
После торможения давление в камерах выравнивается, как только атмосферная камера соединяется с вакуумной. Под действием возвратной пружины диафрагма занимает исходное положение, устройство вновь готово к работе. Такими в общих чертах являются устройство и принцип работы штатного ВУТ.
Теперь рассмотрим устройство ВУТ производства MetalPart, который имеет ряд конструктивных отличий:
- коэффициент усиления 7,0. Указанный коэффициент достигается за счет применения двух вакуумных камер. ВУТ MetalPart обеспечивает эффективное торможение при меньшем усилии на педаль тормоза;
- наличие двух диафрагм. Обеспечивается более продолжительный ресурс работы ВУТ — снижается нагрузка на каждую из диафрагм. При выходе из строя одной из диафрагм ВУТ MetalPart продолжает работать в режиме штатного ВУТ, с коэффициентом усиления 3,5;
- меньшие габаритные размеры в сравнении со штатным. Увеличивается свободное подкапотное пространство;
- стальной штуцер обратного клапана. Обеспечивает более продолжительный срок эксплуатации.
Для защиты от коррозии корпус ВУТ изготовлен из оцинкованного металла толщиной 2 мм и окрашен порошковой эмалью.
Проектируя конструкцию ВУТ, инженеры компании учитывали, что одним из главных требований является герметичность изделия. Герметичность и прочность устройства обеспечивается с помощью применения 16 замков-подштамповок в местах соединения корпуса с крышкой. Данный вид соединения исключает «подсос» воздуха и обеспечивает целостность конструкции ВУТ при воздействии вибрации, передаваемой кузовом автомобиля.
На фотографии ниже показан толкатель штока и фильтр-уплотнение из вспененного полиуретана. Данный фильтрующий элемент обеспечивает очистку воздуха и защищает атмосферную камеру от пыли и влаги.
В вакуумном усилителе установлен долговечный стальной обратный клапан. На фотографии ниже крупным планом показана резьба обратного клапана с следами состава, применяемого для обеспечения герметичности соединения.
Ниже показана стопорная шайба, обеспечивающая надежную фиксацию манжеты толкателя поршня в посадочном гнезде.
Ниже показано посадочное отверстие манжеты с тремя рабочими кромками - они обеспечивают герметичность вакуумной камеры. Это конструктивное решение позволяет исключить «подсос» воздуха в вакуумную камеру и обеспечивает стабильность работы ВУТ при низких оборотах двигателя.
Вылет толкателя отрегулирован на производстве и регулировок не требует.
Дополнительное уплотнение в крышке ВУТ обеспечивает манжета с четырьмя рабочими кромками, защищающими корпус следящего клапана от попадания пыли и влаги внутрь.
Для демонстрации основного конструктивного отличия ВУТ демонтируем крышку корпуса. В вакуумном усилителе расположены три камеры — две вакуумных и одна атмосферная. На фотографии ниже показана диафрагма, разделяющая атмосферную и первую вакуумную камеры.
Применение двух вакуумных камер и двух диафрагм в конструкции ВУТ позволило увеличить общую полезную площадь диафрагм в два раза, что привело к повышению коэффициента усиления ВУТ до значения 7.0.
При выходе из строя одной из диафрагм ВУТ продолжает работать в режиме штатного, с коэффициентом усиления 3,5.
Так выглядит полость первой вакуумной камеры:
Для демонстрации полости второй вакуумной камеры демонтируем диафрагму, разделяющую две вакуумные камеры.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ВАКУУМНЫХ УСИЛИТЕЛЕЙ (ВУТ) METALPART:
- Повышенный ресурс: двойная мембрана гарантирует надежную работу ВУТ на протяжении всего срока службы. В серии PRO применены мембраны из силиконсодержащей резины, обладающей повышенными эксплуатационными свойствами.
- Современная конструкция: ВУТ имеет меньшие габариты, что обеспечивает более эффективное использование подкапотного пространства.
- Эффективное торможение: конструкция с использованием двух вакуумных камер обеспечивает коэффициент торможения, достигая максимальной эффективности при любых условиях эксплуатации.
- Уменьшение износа тормозных колодок: благодаря более эффективной работе ВУТ, износ тормозных колодок уменьшается, что увеличивает их срок службы и снижает затраты на их замену.
- Повышенная безопасность: ВУТ Metalpart обеспечивает стабильность и надежность торможения, повышая безопасность вождения и снижая риск дорожно-транспортных происшествий.
- Простая и быстрая установка: ВУТ Metalpart легко устанавливается на автомобиль без необходимости дополнительных модификаций или сложных монтажных работ.
Не сомневайтесь в качестве и надежности! ВУТ Metalpart – это идеальный выбор для водителей, которые ценят безопасность, эффективность и комфорт во время вождения.
Повышенный ресурс, современная конструкция и эффективное торможение – только некоторые из преимуществ, которые Вы получите при установке ВУТ Metalpart на свой УАЗ. Не откладывайте на потом, сделайте правильный выбор уже сейчас и наслаждайтесь безопасным и комфортным вождением!
Гарантия: Гарантия на ВУТ серии PRO составляет 3 года, серии стандарт 1 год.