Исследовать своё внутреннее сознание доступно не многим. И уж совсем единицы смогут потом рассказать о полученных результатах в исповедальной форме, основанной на автобиографических мотивах. У гениальных режиссёров такое исследование превращается в уникальное кино. Тем ценнее для нас их опыт. Наш сегодняшний сюжет будет о таком чёрно-белом шедевре.
Фильм "Земляничная поляна" (1957) Ингмара Бергмана - первый фильм в мировом кино, режиссёр которого был максимально точен в исследовании своего личного пространства и предельно откровенен в его презентации перед зрителем. Эта картина - исповедь памяти, семейный альбом, взгляд в будущее и толкователь сновидений. Каждый временной пласт этого фильма органично взаимодействует с соседним, он ярок и активен. Ретроспективность ленты нисколько не уводит повествование в сторону, наоборот, она приближает разновременные события и объединяет их героев.
Итак, к сюжету. Главному герою, профессору Исаку Боргу (Виктор Шёстрём), 78 лет. Он уважаемый врач, почтенный человек, уединённо проживающий старый педант и, возможно, чуть-чуть брюзга, который не выносит бурных проявлений эмоций и обывательщины. С ним в доме постоянно живёт его старинная экономка фру Агда (Юллан Киндаль) - женщина редкого терпения и удивительного понимания. Эти двое настолько привыкли друг к другу, что уже не боятся лишний раз друг друга обидеть. Имя доктора широко известно в узких кругах медицины, но и простые люди его очень уважают, ведь он перелечил их множество. Заметно, что профессор утомлен жизнью, что вполне объясняется его возрастом. А ещё он видит сны. Но какие!..
И вот однажды доктор Борг вместе со своей невесткой Марианной (Ингрид Тулин) едет в город Лунд на торжественную церемонию вручения ему почётной учёной степени. Невестка оказалась в доме Борга случайно, ей надо было где-то пережить ссору с мужем, сыном профессора. В дороге пара делает спонтанные и вынужденные остановки, во время которых старый доктор посещает места своего детства и молодости, встречает старых знакомых и знакомится с новыми людьми. И эта его дорога - очень светлый путь, и по внутреннему ощущению, и в части художественного воплощения, несмотря на то, что фильм чёрно-белый. Временами кажется, что не только слышишь шум деревьев и видишь солнце, но чувствуешь кожей ветер и тепло.
Символично, что именно в священном месте своего детства - старой усадьбе его семьи - Исак встречает молоденькую девушку Сару (Биби Андерссон), которая помимо того, что как две капли воды похожа на его первую любовь, так ещё и является её тезкой. Тогда, более полувека назад, у них ничего не получилось. Не получится и сейчас, естественно. Но воспоминания - вот что удивительно - именно воспоминания о боли теперь эту самую боль и лечат. Борг видит юную путницу и её весёлых друзей, которым надо в Италию, но пока можно и в Лунд, слушает её беззаботный щебет, вспоминает свою Сару и её оброненное лукошко с земляникой...
Благодаря невестке он, кажется, начинает понимать своего сына Эвальда (Гуннар Бьёрнстранд), его потребности. Исак осознаёт, что невольно передал ему по наследству очень трудные качества, с которыми невозможно быть счастливым. Отец даже пытается что-то исправить, пока есть время. В отношениях со своей покойной женой Борг ничего исправить не смог, да и женщина эта была не слишком удачной заменой его первой великой любви.
Удивительно, но у профессора еще жива мать (Найма Вифстранд), более того, она тоже всё помнит, всё-всё, особенно то, что из десятерых её детей в живых остался только Исак, зато внуков и правнуков около полусотни. И она помнит о дне рождении каждого, хранит старые игрушки своих детей, их фотографии и рисунки. 96 лет - возраст серьёзный, поэтому по дороге в Лунд, сын заезжает навестить мать, вдруг больше не доведётся...
Впрочем, встреч у Исака Борга по дороге в Лунд будет предостаточно, и все они исключительно важны для него. Ведь он взволнован и, возможно, неосознанно ищет какого-то утешения для своей души. А ещё эти сны... Они очень тревожат Исака, словно настойчиво предупреждая его, что времени осталось мало. Сейчас или никогда ему надо увидеть всё снова, но уже другими глазами, пережить заново, но уже другим сердцем, которое, кстати, его всё чаще беспокоит.
Сновидения Борга - отдельный фильм, вернее его фрагменты, они показаны на экране абсолютно без каких-либо художественных приёмов, но сделаны совершенно уникально. Особенно, если учесть, что фильм чёрно-белый. Явь, сны и воспоминания героя - это и есть земляничная поляна - сама основа, вокруг которой пристраивается вся его жизнь.
В Швеции выражение "земляничная поляна" - это идиома, так называется дорогое для человека место, связанное с приятными воспоминаниями. Забавно, но в то же время "земляничными полянами" шведы в шутку называют психиатрические больницы.
На роль профессора Борга Бергман пригласил своего великого кумира и, возможно, родоначальника шведского кинематографа, режиссёра и актёра Виктора Шёстрёма. Ему пришлось очень постараться, чтобы уговорить 78-летнего, болеющего человека принять участие в съёмках. И это было гениальное решение. В своём творчестве Бергман часто прибегал к статичному крупному плану, что говорит о степени его интереса к личности.
В случае крупного плана Шёстрёма крупный план становился и вовсе уникальным, почти 'иконописным': богатое возрастное лицо, живейшая мимика, искривившийся рот, сбегающие к подбородку морщины, пронзительные глаза, порой словно собирающиеся заплакать. Это всё работает надёжнее закадрового голоса. Шёстрём одарил опытом, одиночеством и страхом своего героя максимально убедительно. Бергман считал, что "Земляничная поляна" - картина не его, а Виктора Шёстрёма. Андрей Тарковский был под таким впечатлением от игры Шёстрёма, что сказал: "В жизни ещё ни разу не встречал умного актера. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюбленные, скромные, но умных — никогда, ни разу. Видел одного умного актера — в "Земляничной поляне" Бергмана. И то он оказался режиссёром..."
Бергман в своих работах всегда минимизировал внешнее действие картины. В этом фильме он также фокусировался на эмоциях и душевных открытиях главного героя, для которого была важна не дорога, а путь, ведущий к исповеди и подведению итогов. Это не случайно, да такое и не может быть случайностью. Бергман имел все основания для создания такого кино. Его личные воспоминания, его детство, проблемные отношения с родителями, разрушенный брак... И всё это в неполные на ту пору 40 лет. Режиссёр два месяца писал сценарий "Земляничной поляны", находясь в больнице, где размышлял о скорой смерти (у него подозревали рак). А в итоге у него получился удивительно светлый и тёплый фильм.
Творческая биография Бергмана очень интересна, и мы к ней обязательно вернёмся. Что касается фильма "Земляничная поляна", то о нём очень много и интересно написано, можете почитать эти материалы. В сегодняшнем сюжете я лишь рассказала вам о своих эмоциях от этого кино - одного из моих любимых. Впервые я посмотрела его в 20 лет и была потрясена. С тех пор я смотрю его каждые десять лет и всякий раз - новыми глазами и в новой своей натурности.
Сейчас любят снимать очень длинное кино, порой на три часа, что совершенно неправильно. Хотите длинно - снимайте мини-сериал. Этот фильм идёт всего 90 минут, и смотрится на одном дыхании. Учитесь у мастеров, киноделы. Давно заметила, что всё гениальное написано на паре страниц, а показано - за полтора часа. Помимо того, что (повторюсь) этот фильм - шедевр, который обогащает духовно, это ещё и очень личная история. С уверенностью говорю, что без этой земляничной поляны мне было бы трудно структурировать свою собственную. Исповедоваться мне пока рано, но аккуратно распределить пласты - настоящее, прошлое, сны - оказалось весьма полезным. Теперь живу спокойно. Чего и вам желаю.
На сегодня всё.
Смотрите лучшее на О! СЮЖЕТ.
Подписка, лайк и отзыв не отнимут у вас никаких ресурсов, зато не дадут возможности алгоритму платформы лишить канал показов в ленте и помогут его развитию.