Найти тему

Цирковая «Бабочка», которая порхает в темноте и светится

Оглавление

Гигантскую многоцветную бабочку можно увидеть в Казанском цирке в программе «Багдасаровы. Про цирк». Уникальный номер так и называется - «Баттерфляй» (с англ. butterfly – «бабочка»). Его поставил заслуженный артист России Николай Сарычев: впервые – 11 лет назад, а новую, усовершенствованную версию – в этом году, в Казани.

Фото Екатерины Краевой, 2019 год. Из архива Казанского цирка
Фото Екатерины Краевой, 2019 год. Из архива Казанского цирка

Воздушные гимнасты, воссоздающие на манеже образ порхающей бабочки, работают без электрического освещения. Практически в темноте. Публика же видит «полёт бабочки», благодаря светоотражающим костюмам артистов и оборудованию с ультрафиолетовым излучением. Зрелище необыкновенно красочное!

Фото Екатерины Краевой, 2019 год. Из архива Казанского цирка
Фото Екатерины Краевой, 2019 год. Из архива Казанского цирка

Всё придумал Мандыч

В «Баттерфляй» воздушные гимнасты демонстрируют редкий вид циркового полёта – вертикальный. Николай Владимирович Сарычев знает все тонкости этого жанра. Свой первый вертикальный полёт он готовил, когда ещё был студентом московского циркового училища, в семидесятых годах прошлого века. С юным Николаем и его однокурсниками работал режиссер-педагог Юрий Мандыч.

Юрий Гаврилович Мандыч, режиссер-педагог ГУЦЭИ среди своих учеников, 1967 год. Фото с сайта http://www.ruscircus.ru
Юрий Гаврилович Мандыч, режиссер-педагог ГУЦЭИ среди своих учеников, 1967 год. Фото с сайта http://www.ruscircus.ru

Команда тогда состояла из 8 гимнастов, все ключевые трюки исполнял Сарычев. Когда в 1974 году ребята выпустились из училища, Николая назначили руководителем этого номера, аналогов которому в мире нет до сих пор.

Юрий Гаврилович Мандыч придумал для вертикального полёта оригинальный аппарат, который находится в центре сферы купола, тогда как аппараты в других воздушных номерах, не вертикальных, разбросаны по всей сфере купола. Интересным было и такое режиссерское решение: все трюки в номере исполнялись в руках нижнего и верхнего ловиторов, а не дробились на привычном для горизонтальных полетов маршруте «трапеция – руки ловитора – мостик».

Николай Владимирович Сарычев в Казанском цирке
Николай Владимирович Сарычев в Казанском цирке

Сложность для исполнителей вертикального полёта состоит из двух основных составляющих: очень большие нагрузки на организм и высокий риск получить травму. Мышечные боли, растяжение запястий, компрессионные переломы – увы, для профессиональных гимнастов это не пустой звук. Неслучайно они могут уходить на пенсию после 15 лет работы. Николай Сарычев отработал в вертикальном полёте ведущим вольтижёром двадцать лет!

Вертикальный полёт. Версия 2.0

В середине девяностых годов прошлого века Николай Владимирович кардинально обновил состав исполнителей «полёта». Точнее будет сказать – омолодил. Самой юной участницей нового коллектива стала его дочь – пятнадцатилетняя Кристина. Изменения коснулись и самого номера: Сарычев решил отказаться от страховочной сетки, отдав предпочтение страховочным лонжам. Именно с этой версией номера гимнасты Николая Сарычева выступили в 2001 году на XXV международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло – самом авторитетном профессиональном смотре в мире, собирающем в конкурсную программу мастеров экстра-класса.

Вертикальный полет Николая Сарычева на XXV международном фестивале циркового искусства в Монте-Карло в 2001 году

Это была вторая версия знаменитого «полёта», она просуществовала до 2010 года.

Кристина Сарычева-Орлова во время репетиции номера в Казанском цирке
Кристина Сарычева-Орлова во время репетиции номера в Казанском цирке

Рождение «Бабочки»

Третья версия сарычевского «полёта» появилась в 2012 году – «Баттерфляй». Идея работать с образами бабочек возникла совершенно неожиданно. Сначала Николай Владимирович придумал для финального трюка костюм с накладными рукавами-крыльями. Раздобыл для этой цели списанный парашют, разрезал его пополам, подвесил на лонжи, приподнял – и неожиданно увидел всем знакомый силуэт бабочки. Это и был «ключ» к «Баттерфляй». Потом он уже с профессиональными художниками разрабатывал сценические костюмы – достаточно свободные для выполнения трюков и с силуэтом бабочки.

Фото Екатерины Краевой, 2019 год. Из архива Казанского цирка
Фото Екатерины Краевой, 2019 год. Из архива Казанского цирка

В Казани зрители увидят четвертую версию сарычевского «полёта». Это будет обновленный номер «Баттерфляй» с аппаратом для вертикального полёта. Среди исполнителей – гимнасты из Ростова-на-Дону, Иркутска, Москвы и Казани. Руководитель номера – Сергей Орлов.