Выставка содержит почти 200 произведений XVII—XIX веков, которые попали в коллекцию Эрмитажа из историко-бытового отдела в Русском музее ещё в 1941 году. Здесь представлены около 60 икон, рукописные книги, лубок, меднолитая пластика, резные изделия по дереву. Большая часть произведений ранее не демонстрировалась публике.
После раскола Русской православной церкви в середине XVII века власти подвергли гонениям противников реформ патриарха Никона. Приверженцы старой веры с 1670-х бегут на Север и заселяют побережье Белого моря. В 1694-м к северо-востоку от Онежского озера, на реке Выг старообрядцы основывают Выговское общежительство. Выговская пустынь активно развивалась и в период своего расцвета владела рыбными, зверобойными, соляными промыслами на Белом море, торговала с Астраханью, Москвой и Петербургом, ходила по морю до Новой земли и Шпицбергена.
Экономическому подъему способствовало и культурное развитие. Произведения местных мастеров отличает своеобразие стиля, основанное на непривычном понимании религиозных текстов. Часто иконы писались специально вразрез с запретами Святейшего Синода в Петербурге. Это был своеобразный бунт, но на таких иконах всегда были «пруфы» — в верхней части доски писалась строчка из Священного Писания, подтверждающая верность изображаемого.
Золотая эпоха Выгорецкой живописи — это первая половина XVIII века. В это время складывается стиль, называемый исследователями «поморским пошибом». Он отличается графичными тёмными линиями, тяжеловатыми фигурами, сдержанным колоритом — это охра, неяркий бирюзовый и алый цвета, золотой фон.
В Выговской пустыни был и важный центр книжности. Здесь переписывали и оформляли рукописи, разрабатывали штампы для тиснения кожаных переплётов. На выставке представлены поморские рукописи XVIII — XIX веков. Среди них список знаменитых «Поморских ответов». Это крупное полемическое произведение 1720-х, в котором доказывается истинность старой веры. Святой Синод подготовил на эту дерзость опровержение под красноречивым заглавием «Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иеромонаха Неофита».
Большая часть экспонатов была собрана Василием Дружининым в начале XX века. Дружинин был членом правления акционерного общества Кыштымских заводов, заработал внушительное состояние и поэтому смог целиком посвятить себя исследованию старообрядческого искусства и памятников письменности.
Большую помощь в формировании собрания Дружинину оказал старообрядец Фёдор Каликин — иконописец и реставратор, всю жизнь связанный с музеями Петербурга, а потом Ленинграда. С конца 1907-го по заданию Дружинина Каликин посетил поселения старообрядцев в Олонецкой и Вологодской губерниях, а также ездил в Поволожье, откуда привёз большую коллекцию выговского искусства.
Дружинин был арестован в 1930-м по «академическому делу». В 1931-1932 годах отбывал срок в Соловецком лагере. В 1933-1935 годах был в ссылке в Ростове Ярославском. После ссылки он вернулся в Ленинград, где вскоре скончался в 1936 году. После смерти Дружинина его коллекцию разделили между различными музеями. Куратор выставки Анна Иванникова считает, что так старались стереть память о репрессированном Дружинине.
Больше фото в нашем репортаже
Где: Манеж Малого Эрмитажа. Дворцовая набережная, 36. Вход с Шуваловского проезда.
Когда: до 31 марта.
Вход по билету на основную экспозицию.