Найти тему
Дядя Гиляй

«Образы Революции»: галерея скульптур на станции метро

Оглавление

Московское метро - настоящий подземный музей истории и архитектуры Москвы. Прогуляемся по одному из его «залов» — станция «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии.

Эскиз станции метро «Площадь Революции», 1930-е
Эскиз станции метро «Площадь Революции», 1930-е

Проектирование станции началось в период прокладки Покровского радиуса. Трассировку несколько раз меняли (об этом поговорим в другой раз). Скажу лишь, что изначально планировали построить пересадочный узел под Красной площадью, но в итоге его перенесли к Театральной.

В 1934 году станция впервые упоминается в планах: её собирались построить между станциями «Библиотека им. Ленина» и «Ильинские Ворота», соединив в будущем с ответвлением первой очереди. Но впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и ряд других было решено исключить из плана.

Схема первых линий Московского метрополитена, 1930-е
Схема первых линий Московского метрополитена, 1930-е

Станция «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства столичного метро. Её построили по проекту знаменитого советского архитектора Алексея Николаевича Душкина, чьё имя связано с главными достопримечательностями Москвы.

Архитектор А.Н. Душкин
Архитектор А.Н. Душкин

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (34 метра) получила массивные полуцилиндрические арки, опирающиеся на невысокие постаменты, через которые пассажиры попадали из центрального зала на платформы.

Творческий спор

По задумке архитектора, постаменты в арках должны были украсить бронзовые барельефы, но именно из-за этой детали в творческой группе случился разлад.

Станция метро «Площадь Революции», 1938 г.
Станция метро «Площадь Революции», 1938 г.

Дело в том, что над обликом станции метро трудился скульптор-монументалист Матвей Генрихович Манизер. Душкин настаивал на установке барельефов, а Манизер – полноценных бронзовых скульптур.

Архитектор писал:

«Средства художественной выразительности должны отвечать требованиям архитектурной логики. В этом плане установленные на станции «Площадь Революции» скульптуры трудно оправдать композиционно».

Однако как мы видим сегодня, верх одержала сторона скульптора.

Скульптор М.Г. Манизер
Скульптор М.Г. Манизер

Скульптуры Манизера

Бронзовые фигуры, установленные в арках, изображают совет­ских граждан на разных этапах истории СССР – с октября 1917 года и до декабря 1937-го. Тема оформления «Площади Революции» посвящена этапам создания «Страны Советов»: станцию украшают 76 бронзовых изваяний, расставленных в хронологическом порядке.

Натирка полов на станции метро «Площади Революции», 1938-г.
Натирка полов на станции метро «Площади Революции», 1938-г.

Чтобы вместить ростовые фигуры в ограниченное пространство арочных проёмов, пришлось придать им несколько скованные позы. По городской легенде, над этим грустно шутили в Москве: советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. В некоторых источниках этот афоризм приписывают члену правительственной комиссии, принимавшей станцию.

-7

Но «вождю народов» станция очень понравилась. Рассматривая бронзовые образы, Сталин повторял: «Как живые, как живые...». За эту свою работу Матвей Генрихович удостоился Сталинской премии, которую в 1943 году он полностью передаст в «Фонд обороны Красной армии».

Сразу отмечу, что в 1941 году скульптуры со станции были эвакуированы в Среднюю Азию. Во время эвакуации некоторые из них пострадали: остались разрозненные части – головы, руки, оружие и другие детали. Из эвакуации скульптуры вернули в 1944 году. За счёт того, что каждая композиция повторялась четырежды, всё удалось полностью восстановить за короткий срок. Все статуи лично тщательно осматривал и принимал автор.

Западный вестибюль станции
Западный вестибюль станции

Кстати, изначально скульптур на станции было 80, но из-за открытия в декабре 1947 года восточного наземного вестибюля, четыре из них демонтировали. Не все знают, что именно поэтому из 20 скульптурных сюжетов 18 повторяются четырежды, а два – только дважды – в замурованном арочном проходе.

Первоначальный эскиз станции «Площади Революции» с подписью А.Н. Душкина
Первоначальный эскиз станции «Площади Революции» с подписью А.Н. Душкина

Архитекторы, поддерживающие Душкина, повторение образов критиковали, считая, что это «ослабляет эффект идейного и художественного содержания».

Так видел станцию А.Н. Душкин: над постаментами арок размещены барельефы, 1930-е
Так видел станцию А.Н. Душкин: над постаментами арок размещены барельефы, 1930-е

Прототипы скульптур

Некоторые фигуры в «подземной галерее» имеют реальные прототипы своих образов. Галерея начинается от западного торца станции (на момент открытия в 1938 году именно здесь располагался единственный выход).

-11

Матросы

Так, например, натурщиком для изваяния «Матрос-сигнальщик» стал краснофлотец Олимпий Иванович Рудаков, служивший в экипаже линейного корабля «Марат» на Балтийском флоте (рекомендую отдельно почитать про этого персонажа: мог быть расстрелян, но искупил вину кровью. А ещё танцевал с королевой Елизаветой II).

Олимпий Рудаков жмёт руку принцу Филиппу, 1950-е
Олимпий Рудаков жмёт руку принцу Филиппу, 1950-е

И не путайте «Матроса-сигнальщика с линкора» с «Революционным матросом с наганом».

Скульптура «Революционный матрос с наганом»
Скульптура «Революционный матрос с наганом»

Для второй скульптуры Манизеру позировал курсант военно-морского училища Алексей Диомидович Никитенко, будущий командир монитора «Красный Восток». Из воспоминаний сослуживца:

«Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера на полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке стоял. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве».

Манизер впоследствии тепло вспоминал «своего революционного матроса».

Студент

А вот прототипом скульптуры «Студент с книгой» стал Аркадий Гидрат – преподаватель Института физической культуры.

Скульптура «Студент с книгой»
Скульптура «Студент с книгой»

В 1930-х он был многократным чемпионом Москвы и рекордсменом СССР по прыжкам в высоту: первый из советских прыгунов в высоту преодолел рубеж 190 сантиметров.

Однажды его снимок в газете увидел Матвей Манизер и пригласил позировать для одной из скульптур будущей станции «Площадь Революции». Незадолго до официального открытия, в марте 1938 года станцию посетил Иосиф Сталин. О мечтательном образе студента он тогда сказал: «Вот он, идеальный советский человек».

Аркадий Гидрат на соревнованиях, 1930-е
Аркадий Гидрат на соревнованиях, 1930-е

В 1939 году Аркадий добровольцем ушёл на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел её защитить. Великая Отечественная война внесла свои коррективы. 

Героически погиб в 1941 году при обороне Синявинских высот. За три года боёв там погибли более 350 тыс. советских солдат.

Пограничник с собакой

Роли в скульптуре «Пограничник с собакой» примерили на себя Герой Советского Союза, полковник пограничных войск КГБ СССР Никита Фёдорович Карацупа и его служебный пёс – немецкая овчарка по кличке Индус.

Прототип скульптуры «Пограничник с собакой» / Н.A. Карацупа и его пёс по кличке Индус
Прототип скульптуры «Пограничник с собакой» / Н.A. Карацупа и его пёс по кличке Индус

К слову, в советских газетах, а позднее и книгах о жизни Никиты Карацупы кличка собаки (вернее, собак) превратилась в ИнГус. Кличку изменили, чтобы не бросать тень на советско-индийскую дружбу.

Скульптура «Пограничник с собакой»
Скульптура «Пограничник с собакой»

Нос у пса на «Площади Революции» много лет «полируют» москвичи и гости столицы. Когда именно появилась эта традиция, сказать трудно, но многие знают: если потереть нос бронзовому псу и одновременно загадать желание, то оно наверняка сбудется.

Ритуал «на удачу»
Ритуал «на удачу»

Чаще остальных, как следует из рассказов дежурных по станции, к ритуалу прибегают студенты в период подготовки к очередной сессии. Трут собачью лапу — скоро зачет, нос — экзамены.

Пёс из скульптурной композиции «Пограничник с собакой»
Пёс из скульптурной композиции «Пограничник с собакой»

Пионеры

На платформе «из центра», у последнего вагона, можно встретить детские скульптуры «Пионеры-авиамоделисты» и «Пионеры-географы».

Скульптура «Пионеры-авиамоделисты»
Скульптура «Пионеры-авиамоделисты»

Имена девочек — Юнесса Полянская и Нина Павлова. В газете «Пионерская правда» была напечатана их фотография с тем самым глобусом, и подпись: «Ученицы 6-го класса “Б” 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса».

Скульптура «Пионеры-географы»
Скульптура «Пионеры-географы»

Скульптор вдохновился снимком и повторил его в своей работе. Но любопытно, что у Манизера композиция зеркально перевёрнута по сравнению с фото: Нина показывает на глобус левой рукой.

-22

Это было сделано из-за ограниченного пространства в арке. Кстати, после окончания школы Нина Васильевна Павлова выбрала не географию. Она стала специалистом по радиационной химии, работала в закрытых институтах.

Станция «Площадь Революции», 2023 г.
Станция «Площадь Революции», 2023 г.

В этом году станция «Площадь Революции» отметила 85-летний юбилей. Несмотря на то, что первоначальный замысел архитектора воплотился не в полной мере, станция полюбилась москвичам, став яркой городской достопримечательностью.

-24

Сегодня она имеет статус выявленного объекта культурного наследия, по праву являясь гордостью столичного метро.

Было интересно? Подписывайтесь!

Telegram: t.me/gilyarovski