Согласно исследованиям аналитиков центра RosExpert, Российские компании испытывают резкий дефицит кадров, в некоторых сегментах он составляет 20-25%.
Квалифицированных сотрудников не хватает буквально везде, в IT, строительстве, производстве, медицине, образовании, транспорте и т.д., не хватает даже офисных работников, хотя казалось бы чего-чего, а их как раз в России в достатке.
Однако при этом безработицу никто не отменял, и скрытая (т.е. те, кто не зарегистрировался в качестве безработных, работает на полставки другие не полные формы занятости) - значительно выше официальной.
Почему не используется этот огромный кадровый резерв?
Причин на самом деле множество, во-первых, многие работодатели готовы брать только состоявшихся специалистов, не желая обучать сотрудников (даже если обучение требуется незначительное).
Второй основной причиной является низкий уровень заработной платы на начальном этапе (например испытательном сроке), когда работодатель якобы обещает резкое повышение после его прохождения, но документально это никак не закреплено.
Естественно тут появляется обширное поле для обмана, работодатель кормит сотрудника "завтраками" и продолжает платить ему копейки, пока у того не закончится терпение.
Еще одна причина - отсутствие необходимых узких специалистов, требующих длительного обучения, тут уже вопрос к самим работодателям и системе образования, почему первые заранее не озаботились обучением сотрудников, а вторые не учитывают реальные потребности рынка труда, зато выпускают толпы невостребованных специалистов.
Как с этим бороться?
Думаю в первую очередь этим должно озаботиться государство, ведь грамотных специалистов стоит начинать формировать еще на стадии школьного обучения (профориентирование, дополнительные занятие, производственная практика и т.д.).
Справедливости ради, в некоторых хороших школах это и так делается, но практически на добровольной основе, и нет имеет государственной поддержки и регулирования.
Так же стоит продолжить эту линию в заведениях среднего и высшего профессионального образования, чтобы их оканчивал не ничего реально не знающий и не умеющий студент, а практически готовый специалист.
Тут основным критерием я считаю практику, которая в настоящий момент поставлена в большинстве учебных учреждений явно не удовлетворительно, студенты просто "отбывают срок" в каких-то компаниях, ничем реально не занимаясь, а зачастую практика и вовсе проходит только "на бумаге".
А стоило бы вспомнить популярный в СССР институт "наставничества", который позволил в своё время быстро обучить огромное количество высококлассных специалистов.
Не стоит забывать и о бюджетном обучении, которое в настоящее время стало недоступно простым людям, а стало прерогативой богатых (кто может дать взятку) и "влиятельных" (кто может надавить, чтобы протолкнуть своего кандидата).
А ведь бюджетное обучение в свое время задумывалось именно как инструмент получения именно необходимых специалистов, которые должны были потом отработать какой-то строк по специальности по распределению.
Т.е. сейчас по сути, необходимо быстро и жестко разобраться с коррупцией и кумовством, переориентировать бюджетные места на необходимые государству специальности(а не юристов, экономистов, управленцев и психологов) и ввести институт обязательного госконтракта для бюджетников.
Так, с одной стороны, государство получит необходимого специалиста, а специалист получит бесплатное образование и гарантированную работу.
Чем может помочь бизнес?
Теперь, что касается бизнеса, во-первых, конечно же он тоже должен участвовать в формировании будущих специалистов наравне с государством.
Это может быть как организация прохождения производственной практики на своем предприятии, так и организация бюджетных мест с последующим обязательным контрактом.
Не стоит работодателям отказываться и от обучения, как непосредственно на рабочем месте (если это возможно), так и в собственных образовательных центрах при предприятии.
Ведь это поможет получить не просто специалиста в какой-то сфере, именно специалиста нужного данному предприятию, с учетом всей его специфики.