17 октября в Пекине открылся Международный форум "Один пояс, один путь". Президент России В. Путин принял участие в церемонии его открытия – рядом с председателем КНР Си Цзиньпином.
Этот Форум проводится уже в третий раз, в предыдущих тоже имело место присутствие В. Путина. Много участников, много всяких встреч, много обсуждений разных инициатив, связанных с этим проектом.
Правда, для Китая – это не просто проект. Официально – это «Организация международного сотрудничества «Шёлковый путь», которая основывается на выдвинутом еще в 2010-х годах предложении Китая объединить вместе проекты «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь XXI века».
При этом с 2013 года КНР называет эту инициативу - «Пояс и путь» (уже – без шёлка), в рамках которой создаются новые и переформатируются уже имеющиеся морские и сухопутные пути между Азией, Африкой и Европой.
На основе развития духа древнего Шёлкового пути инициатива «Один пояс и один путь» («Пояс и путь») призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнёрства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, а также к укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными странами и цивилизациями.
По представлению Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть континента Евразии, соединяя развивающиеся страны (в том числе «новые экономики»), и развитые страны. На территории этого мега-проекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 трлн долларов США. К 2022 году в данную инициативу вложено уже более одного 1 триллиона долларов. Всего сейчас насчитывается от 8 до 11 маршрутов, в развитии которых Китай принимает активнейшее участие.
Итак, это – логистические маршруты и их обеспечение. Есть много публикаций карты этих маршрутов. И что мы видим? Все эти маршруты подчеркнуто обходят Россию!
Конечно, в числе их нет нашего Северного морского пути (СМП) – хотя он много короче всех других морских маршрутов. Этот уже и не удивляет.
Но и среди сухопутных маршрутов нет ни одного, который бы проходил через Россию. Самый ближний к нам захватывает Казахстан и Азербайджан. Интересно, что оба эти государства были придуманы русскими большевиками!
То есть, этот Шёлковый путь – он не для России, он для того - чтобы отрезать Россию от важнейших магистралей между Азией и Европой!
И что тогда мы там празднуем? Зачем мы посещаем эти чужие праздники? Чтобы с нами делились чужой для нас радостью?
Но вернемся на век назад. К тем путям, которые создавались Российской империей. Оказывается, тогда этим занимались совсем не глупые люди!
Опять – глянем на карту. Имперский маршрут, «от океана до океана», проходил от столичного Санкт-Петербурга, через Транссиб и КВЖД, до Порт-Артура и Дальнего. Возьмите глобус и вы легко убедитесь, что этот маршрут остается идеальным и «до сегодня»!
Кто «убил» этот маршрут? Хрущев – который без всякой мысли просто передал китайцам и дорогу, и города (включая и быстро растущий Харбин), которые со временем могли бы превратиться в новый Гонконг.
Но были ведь и другие варианты – когда китайцы просто не могли жить без сотрудничества с СССР. Но – вмешалась «идеология», которая после Сталина рулила всей нашей внешней политикой. Из-за нее мы с китайцами вначале сильно «дружились», а потом так же сильно – ссорились.
А вот Сталин с «пламенным коммунистом» Мао в объятия не бросался (единственное фото, на котором Сталин «обнимается» с иностранным политическим деятелем, это – фото с японским послом, на котором как раз посол обнимает Сталина) и ничего от царской России ему не дарил.
Сталин поступал ровно наоборот. Он вернул СССР пол-Сахалина и Курильские острова, западные земли Украины и Белоруссии, Бессарабию, а также полуостров Ханко (без которого Финляндия потеряла бы для НАТО всякую ценность). Про развал СССР и говорить нечего.
Но даже и в Европе Сталин выступал за объединенную Германию, главным условием для которой он ставил только дружественные отношения с СССР. А вовсе не «строительство коммунизма» в этой стране.
А что у нас потом стало с нашим трансконтинентальным маршрутом? Транссиб, местами всё еще одноколейный, и рядовая автодорога, только при Путине ставшая сплошной. Но и при нас уже эти пути стали разрубленными "братским" Казахстаном.
А ничего, что Казахстан дружит с Китаем, который пустил казахов в Шёлковый путь? А если казахи еще больше подружатся и с американцами – которые и сейчас имеют такое присутствие в экономике Казахстана, которое нам и не снилось?
Но, конечно, у нас есть запасной вариант! Мы сейчас рьяно поворачиваемся лицом к Северу. И спиной – к китайским «шёлковым делам», о которых они нам всё же рассказывают.
И вот – новый прорывной маршрут: Москва – Архангельск – вдоль наших северных морей до Тикси, и там – прямиком до Хабаровска и Владивостока. Всё – очень красиво. Очень надежно и очень безопасно. Можно сразу иметь и жд-путь, и автостраду.
Один только вопрос – что мы будем возить этим маршрутом? Учитывая, что все грузы с дальнего Востока в Европу заберет себе китайский шёлковый путь. Возможно, что и мы сами будем пользоваться этим путем. А если учесть темпы развития в Китае сети скоростных железных дорог, то скоро и из Владивостока в Москву мы будем ездить через Харбин и Пекин.
Конечно, на Севере нашем много богатств. И мы можем их разведать, освоить и начать продавать. Больше продадим – тому же Китаю, больше купим – у того же Китая. И Китай будет продолжать богатеть – бедных у них нет совсем с прошлого года, а среднего класса больше, чем в Европе.
А нам ведь это ничего не надо! Разработки природных богатств можно вести и вахтовым методом - мигрантами, из той же Украины.
И всё пойдет опять мимо нашего народа. Как, к примеру, Норильский никель. Там на освоении много потрудился мой друг М.А. Бочаров, потом он создал громадный «Бутэк», но в олигархи так и не выбился. Хотя мог бы – если бы захотел.
А нашему народу тоже ничего не надо. Тем более – на нашем Востоке. Тем более, что «наших» там – семь миллионов, а китайцев, прямо на границе – 200 миллионов. И они там сильно шевелятся. В Амуре купаться уже нельзя.
Но объемы сотрудничества с Китаем у нас быстро растут. Газа мы им заряжаем столько, что они уже не могут его переварить: если взять их прогнозы роста экономики на ближайшие годы, то там не видно тех объемов, которые мы намерены им поставлять по действующим и планируемым газопроводам.
Но рост торговли – есть, и этот рост – в обе стороны. Китайцы ведь тоже покупают у нас всё больше самого разного.
И – не удивительно. Только за последние годы рубль ослаб к юаню в четыре с лишним раза. А это означает, что наши товары для китайцев подешевели так же или даже больше. Если учесть, что и средние доходы китайцев за эти же годы выросли в два и больше раз.
И можно предположить, что и наши люди тоже стали бы покупать и потреблять больше – если бы цены на товары и продукты снизились бы для них тоже в четыре раза.
И, может, и народу бы на Дальнем Востоке стало бы добавляться. Хотя – вряд ли. Ведь у нас вся ставка – на мигрантов. И нам теперь не до наших «востоков» - идет СВО, а потом надо будет много еще чего восстанавливать.
А наш северный жд-путь, если мы его даже и достроим (как планировал товарищ Сталин), будет обильно зарастать борщевиком, а под новыми автострадами будут заводить себе берлоги таежные медведи. Китайцы, занятые своим Шёлковым путем, не будут им мешать. А на форумы они нас и дальше будут приглашать!
Но ведь и праздник на чужом пиру – тоже праздник! А что мы еще можем сделать?
Я вот тоже над этим задумывался. И, работая в Промстройбанке России, предложил его руководству, еще в середине 1990-х гг., проект транспортного коридора Запад - Дальний Восток, от Бреста до Владивостока.
Этот коридор должен был включать шести-полосный автобан, транспортную трубу с пониженным давлением внутри, по которой тележки с контейнерами могли перегоняться с Востока в Европу ЗА СУТКИ! – и защищенные кабели оптико-волоконной связи. Кроме того, на этой трассе отдельные участки должны были устраиваться таким образом, чтобы их можно было использовать как ВПП для авиатранспорта.
В принципе, такой коридор можно было построить за 7-10 лет. И он обошелся бы много дешевле, чем те сотни миллиардов и триллионы долларов, которые мы потом отправляли на Запад. Не говоря уже о загрузке наших заводов и строительных организаций, которые тогда умирали без заказов и без финансирования.
Руководитель ПСБ М.С. Зотов, еще из прежних советских министров, этот проект поддержал. И даже ходил куда-то «в верха». Но понимания там не нашел – все были очень заняты залоговыми аукционами и выборами президента.
Тогда я пошел другим путем и сумел заинтересовать этим проектом П.П. Бородина, руководителя Управления делами президента. А он до того был мэром Якутска и проблемы Дальнего Востока ему были очень близки. И Бородин даже выступил с этим проектом по телевидению.
Но тут, на беду, его понесло в США, а оттуда его переправили прямо в швейцарскую тюрьму.
Потом хотел добраться до Коржакова, но тот неожиданно быстро слетел. А на Чубайса с «дочкой» я и не рассчитывал.
И вот – прошло почти тридцать лет. Россия все это время была заняты всякой «неотложностью» - «великой энергетической державой», «мировым финансовым центром», модернизацией, цифровизацией, и т.д.
Но идея, как видите, не умерла. Ее подхватили в Китае – только все маршруты сместили ниже к Югу. Чтобы не беспокоить Россию.
А в Калифорнии Илон Маск уже строит «петли» - поезда, передвигающиеся внутри труб со скоростью винтовых самолетов.
Только – без аэродромов. Земля там очень дорога и имеющиеся аэропорты очень перегружены. Я как-то летал в Сан-Франциско, так наш самолет полтора часа нарезал круги в воздухе - пока ждал своей очереди на посадку. Очень красиво, конечно – дело было поздним вечером. Разноцветные огни, реклама, подсветка мостов. Но все же хотелось скорее в гостиницу.
И вот что интересно. Китайцы строят очень много по всему миру. На десятки и сотни миллиардов долларов. И не только по маршрутам «Один пояс – один путь». Но что они строят у нас, в России? Или – что думают строить, собираются строить? Хотелось бы знать.
А пока даже газопровод для Китая мы строим сами, на свои деньги. Какое-то странное получается «взаимовыгодное сотрудничество»! Действительно – «один пояс», «один путь». Уже - в нашей модификации. Только шьет и строит его – один, а пользуется им – другой. Или – так всегда и должно быть? По мнению китайцев?