Найти тему
VR-Labs

Паровой вертолёт: концептуальная бессмыслица или недооценённая идея?

Оглавление

Паровые двигатели благополучно заняли свои ниши. Они до сих пор используются, но вряд ли мы увидим автомобиль на паровом двигателе или же вертолёт, если только они не являются пережитком прошлого, анахронизмом или музейным экспонатом.

Тем не менее идеи о применении паровых двигателей в различных отраслях не покидали умы изобретателей. Поэтому многие из них предложили свои варианты парового вертолёта в разные временные промежутки. Интересно, что первый и последний эксплуатируемый паровой самолёт были изобретён братьями Беслер. Мы написали об этом объёмную статью, рекомендуем ознакомиться здесь. И если с паровым самолётом всё ясно: однажды он был создан и даже эксплуатировался три года в единственном экземпляре, то вот с паровыми вертолётами до серьёзных прототипов дело не дошло. Но были попытки.

Kellett KH-15 «Stable Mable»

В рамках НИОКР ВВС США вертолет Kellett KH-15 «Stable Mable» является вертолетом паровым. У него имеются привычные лопасти, которые вращаются. У него есть хвост и стабилизирующий винт. Однако его лишь с натяжкой можно назвать настоящим паровым вертолётом. Дело в том, что представленная на НИОКР ВВС США модель – это не что иное, как демонстрация возможностей гироскопического оборудования.

Kellett KH-15 «Stable Mable»
Kellett KH-15 «Stable Mable»

Для подъёма аппарата в воздух использовалась смесь высококонцентрированной перекиси водорода на катализаторе. По сути, это был даже не совсем полноценный паровой летательный аппарат: он приводился в действие силой пара, но подняться высоко он бы не смог. Зато эффектно пролететь на высоте метра над землёй — вполне реально. Плюс за аппаратом оставался довольно эффектный шлейф из испарённой перекиси водорода на катализаторе.

Прототип вертолётного двигателя на пару, созданный более 140 лет назад

В 1877 году итальянский изобретатель по имени Энрико Форланини представил на выставке в Милане свою модель геликоптера, который мог подняться на высоту до 13 метров и парить в воздухе около 20-ти секунд. Несмотря на кажущуюся революционность идеи в те времена, проект был довольно «слабым» с технической точки зрения. Кабина вращалась вместе с винтами, а паровой механизм хоть и соответствовал эпохе, но не был в состоянии закрыть хоть какие-то лётные задачи. Куда лучше с этим справлялись дирижабли тех времён.

Разработка Энрико Ворланини
Разработка Энрико Ворланини

Паровой вертолёт в 1974 году?!

Для 1974 года вертолёт на паровой тяге казался просто диким анахронизмом. Ну кому это могло понадобиться и зачем? Энтузиастом оказался Александр Кривка из США, который был главным инженером Verticraft Corporation. Он принёс в бюро патентов свою идею и хотел её задокументировать. Несмотря на серьёзный подход к разработке, аппарат так и не вышел за пределы конструкторской идеи.

Паровой вертолёт Александра Кривка
Паровой вертолёт Александра Кривка

Работать он должен был на паровой тяге. К каждой лопасти винта подводились сопла, с помощью которых происходила раскрутка. При параметрах, заданных Александром Кривка, тяги должно было хватить для вертикального взлёта. Проверить это никто так и не решился, в том числе и сам конструктор.

Действительно ли паровой двигатель может быть востребован в наши дни?

Ответ на этот вопрос такой же сложный и комплексный, как и всё, что связано с созданием летательных аппаратов, и не только. Каждая идея по-своему недооценена, так как в ней кроется определённый потенциал, реализуемый в рамках определённых обстоятельств.

Если бы паровой двигатель был в разы экономичнее бензинового, не требовал бы тонкой настройки, дорогих деталей для производства, а также дополнительного топлива для разогрева, то, безусловно, вода гораздо доступнее, чем нефть. Но если учитывать все «подводные камни», «камни преткновения» и компромиссы, то в случае с паровым вертолётом можно уверенно сказать, что это скорее концептуальная бессмыслица, нежели недооценённая идея.

А вы как считаете?