Чукотка может получить дополнительный мощный источник чистой энергии — корпорация «Росатом» прорабатывает вопрос с поставкой в порт города Певек еще одного плавучего атомного энергоблока.
Сейчас в Певеке уже базируется плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» с реактором КЛТ-40С установленной мощностью 70 МВт. В промышленную эксплуатацию ее ввели весной 2020 года.
Такая мощность достаточна для обеспечения светом и теплом города с населением до 100 тысяч человек, тогда как в Певеке живет порядка 5 тысяч человек. Таким образом, дальнейшее масштабирование плавучих АЭС в арктическом субъекте призвано обеспечить опережающее развитие промышленности.
В настоящее время установленная мощность всей энергосистемы Чукотского автономного округа составляет 334 МВт, потребление стабильно растет — так, по итогам прошлого года оно увеличилось сразу на 11,2%. При этом «Росатом» в 2025 году законсервирует Билибинскую АЭС на 36 МВт, а «РусГидро» после 2027 года собирается закрыть Чаунскую ТЭЦ на 30 МВт.
На этом фоне потребность региона в новой генерации очевидна. Ключевым интересантом проекта выступает крупная горнодобывающая отрасль. Так, «Росатом» уже реализует соглашение по обеспечению электроэнергией Баимской рудной зоны, в рамках которого планируется построить четыре плавучих энергоблока на 420 МВт. На полную мощность они выйдут после 2031 года.
Обкатка уникальных атомных проектов на Чукотке в перспективе также позволит обеспечить стабильное энергоснабжение вдоль линии Севморпути. По оценке экспертов, для этого потребуется построить 15 плавучих АЭС. Однако планы по достижению энергетической независимости СМП традиционно критикуются Западом под экологическим предлогом.
Например, недавняя доставка ядерного топлива в Певек по Северному морскому пути из Мурманска сразу же вызвала острую реакцию — европейские аналитики отметили, что перевозка осуществлялась обычным сухогрузом, тогда как ЕС использует для этого узкоспециализированные суда. Для минимизации давления России потребуется подтвердить полную безопасность проекта.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput