Всем здравствуйте и доброго времени суток!
Сегодня рассмотрим процессы управления проектной командой, основные характеристики команды, матрицу ответственности как базовый документ планирования управления командой проекта, сущность развития команды проекта и управления коммуникациями.
Основные понятия:
• Команда проекта – это совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и подчиненных руководителю проекта.
• Команда управления проектом – это члены проектной команды, которые непосредственно вовлечены в процесс по управлению проектом. В мелких проектах эта команда может включать в себя практически всех членов команды проекта.
• Участники проекта – это лица, заинтересованные в проекте.
Управление командой включает следующие процессы:
1. Формирование проектной команды
Основными характеристиками команды являются: состав и структура.
Состав – это совокупность характеристик членов команды, важных для ее анализа как единого целого (например, численный, возрастной, половой, профессиональный состав). Формирование состава проектной команды осуществляется в процессе кадрового планирования, которое основывается на знании ответов на следующие вопросы:
- сколько специалистов, какой квалификации, когда и где потребуется;
- каким образом можно привлечь нужный персонал;
- как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями, внутренней мотивацией;
- каким образом обеспечить условия для развития персонала.
Ответ на первый вопрос очевиден: он определяется объемом работ, предусмотренным в проекте. Менеджеры функционально или предметно ориентированных групп составляют команду.
Второй вопрос связан с системой стимулов и мотиваций команды. К распространенным теориям мотивации относятся:
- теория справедливости — люди постоянно сравнивают собственные трудозатраты с получаемыми результатами;
- теория ожидания — усилие прикладывается больше в том случае, когда работники ожидают, что смогут выполнить свое задание и получат вознаграждение;
- теория поощрения — оно должно быть непрерывным, но не фиксированным;
- теория постановки цели — цель должна быть четко поставленной, интересной и достижимой;
- теория рабочих характеристик — люди должны использовать разнообразные навыки, получать задания с видимыми результатами и иметь определенную автономию.
Структура — это характеристика команды с точки зрения функций, выполняемых членами команды. Структура команды определяется в процессе организационного моделирования проекта.
Организационная структура — совокупность элементов организации (должностных позиций, структурных подразделений) и связи между ними.
Административные связи — вертикальные связи, в рамках которых решаются проблемы власти и влияния, протекают административные процессы принятия решений.
Технологические связи — горизонтальные связи, по которым протекают процессы выполнения работ.
К общим принципам построения организационных структур управления проектами можно отнести следующие:
- соответствие организационной структуры содержанию проекта;
- соответствие организационной структуры системе взаимоотношений участников проекта.
В случае, если проект реализуется в рамках отдельной организации, может применяться одна из следующих структур управления:
- Функциональная оргструктура;
- Проектная оргструктура;
- Смешанная оргструктура.
В функциональной структуре проекты ведутся в пределах функционального подразделения. Работа над проектом осуществляется как дополнительная задача в рамках повседневной деятельности.
В проектной структуре управления организации создается специальная, отдельная организационная структура проекта. Работа в команде проекта имеет приоритет над повседневной деятельностью. Проект находится под патронажем высшего руководства. Руководитель и члены проектной команды полностью освобождаются от своей обычной, функциональной деятельности. В команду проекта набираются специалисты разного профиля, которые на 100 % заняты в проекте.
Матричная (смешанная) организационная структура проекта строится на функциональной основе. От своих обязанностей освобождается только менеджер проекта, остальные совмещают свои повседневные обязанности и заодно выполняют задачи по реализации проекта.
Если же проект реализуется вне рамок одной организации, то есть по проекту работает отдельная команда, состоящая из специалистов широкого спектра и неподчиняющаяся никому, кроме руководителя проекта.
К важным итоговым документам планирования персонала проекта относятся:
- Штатно-должностное расписание проекта - это ведомость, где указывается информацию о фамилиях исполнителей, их должностях и оплаты за выполненные задания по проекту;
- Матрица ответственности - это документ, который отражает распределение ролей и ответственности специалистов проектной команды.
Пример матрицы ответственности:
- План управления персоналом– это часть плана управления проектом, который описывает, когда и как будут выполнены поставленные задачи по проекту участниками проектной команды. Он включает в себя следующие пункты:
- отбор и подбор команды проекта;
- расписание выполняемых работ по проекту;
- критерии изыскания ресурсов для реализации проекта;
- потребность персонала в обучении;
- система поощрения и мотивации персонала;
- вопросы безопасности персонала.
2. Развитие команды проекта
Развитие команды проекта предусматривает повышение квалификации и навыков членов команды проекта (профобучение, психологические и управленческие тренинги), а также укрепление взаимодействия и сплоченности между ними для повышения эффективности исполнения проекта.
Ключевая роль в работе команды и выполнении проекта отводится проектному менеджеру. Ему заказчик или инвестор проекта делегирует полномочия по руководству работами в рамках проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта.
Эффективный проектный менеджер должен умело расставлять приоритеты в своей работе. При составлении плана дня лучше оставить 40% рабочего времени свободным (20% – непредвиденная трата времени, 20% – спонтанное время), то есть 60% – запланированное время. Больше времени уделяйте «важным, но не срочным» работам. В этом случае количество «срочных и важных» дел уменьшается.
Проектный менеджер не только должен эффективно организовать начало работ по проекту, координировать и контролировать ход работ по проекту, осуществлять внутреннюю и внешнюю коммуникацию со всеми участниками проекта, управлять изменениями, но и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации.
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, мнений или сил. Его нужно рассматривать как источник развития, и выделять в числе конфликтов позитивные, способствующие выводу команды проекта на новый уровень развития отношений. Но в то же время, если конфликт мешает объективной и качественной работе коллектива, его необходимо благополучно разрешить.
Способы разрешения конфликтов руководителем команды проекта:
- нахождение компромиссов – «Давайте найдем золотую середину»;
- откладывание решения – «Давайте решим это через неделю»;
- сглаживание – «Остыньте и делайте каждый свою работу»;
- принуждение – «Делай, как я сказал»;
- сотрудничество – «Изложим свои позиции, выясним причины конфликта и разработаем долгосрочное взаимовыгодное решение».
3. Управление коммуникациями проекта
Управление коммуникациями проекта – управленческая функция, направленная на обеспечение своевременного сбора, генерации, распределения и сохранения необходимой проектной информации.
В процессе разработки и управления проектом необходимо своевременно и оперативно собирать, обобщать, анализировать и обмениваться информацией. На процессах обмена и использования информации строится координация и синхронизация действий команды и всех участников проекта.
Процесс управления коммуникациями включает в себя:
Основные предварительные вопросы распространения, сбора и представления информации решаются на этапе планирования.
Под распространением информации подразумевается обеспечение своевременного доступа участников проекта к нужной им информации.
Сбор и распределение информации в рамках проекта может быть внутренним (внутри команды проекта) и внешним (с участниками проекта). С точки зрения способов распространения информации, они могут быть неавтоматизированными (на бумажных носителях и устно) и автоматизированными (с использованием компьютерных технологий и современных средств связи: мессенджеры, социальные сети, корпоративная почта).
Отчетность по исполнению содержит информацию о содержании, сроках, стоимости, качестве проекта, о рисках и источниках финансирования проекта. Отчеты могут быть полными или касаться только отклонений. Они могут быть представлены в свободной форме или согласно утвержденному бланку. Руководитель проектной команды «на берегу» должен сообщить все требования к составлению отчетности об исполнении проекта (время сдачи, форма отчета и прочее).
Таким образом, управление командой проекта включает следующие процессы: формирование, развитие и управление коммуникациями проектной команды. При этом нужно учитывать состав и структуру команды проекта, их умения, навыки и положительные качества, а также недостатки и на основе этого разрабатывать и проводить мероприятия (треннинги, мастер-классы и др.) для развития проектной команды. На руководителя проектной команды возлагаются обязанности не только координировать работу коллектива, но и вовремя разрешать возникающие конфликтные ситуации. Для эффективного управления коммуникациями необходимо оперативно обмениваться информацией и использовать современные средства связи (например, мессенджеры, социальные сети, корпоративную почту).
Ранее был представлен материал по данной теме:
Всем удачи в познании нового! Успехов в реализации ваших проектов!
Буду рада увидеть ваши комментарии!
Ставьте лайки и подписывайтесь! 🎓📈