Последние три века человечества показали, что идеальной (или даже относительно приемлемой) модели государственного устройства попросту не существует.
За сравнительно короткий по историческим меркам отрезок времени мы прошли путь от людоедского абсолютизма, в рамках которого главным определяющим фактором жизни был фактор нестабильности (декапитирован без всякой видимой причины может быть любой: от последнего бродяги до родного брата властителя), до либертарианства, где нестабильность эта лишь усилилась, просто вместо плахи и палача теперь кредитная организация, которая с равнодушием асфальтового катка ввергает в звенящую нищету и успешного ещё вчера представителя среднего класса, и инвестбанкира из очередного "ТОП-самых-самых".
По дороге были остановки разной степени благоустройства: социал-демократия, фашизм, коммунизм, конституционная монархия, буржуазные республики и провалившиеся (проваливающиеся здесь и сейчас) на глазах современников национальные государства.
Человеку ни один из этих вариантов не подошёл.
Попытки всякий раз отделять котлеты от мух - "мы даём тебе водопровод, медицину и бесплатное образование, а ты за это с пониманием терпи коррупцию, войну, неравенство и преступность, а также смирись с нашей монополией на насилие в любой форме" - работали, но лишь какое-то время. "Даём" всё равно оказывалось меньше, чем "терпи и принимай".
Очевидно, иначе быть не может.
Цивилизационный проект, пытаясь выйти из смыслового тупика, предлагает сегодня новую схему (в режиме "вдруг сработает вот так"): котлеты из мух. Гомогенная смесь из "держи" и "отдай", где пропорция меняется всякий раз по воле шеф-повара, а неизменным остаётся лишь овердоза pr-глютомата: вкусно. Терпимо. Можно ли добавки?
Котлеты из мух это:
- оценка произведения культуры лишь на основании оценки личности творца (сегодня день рождения писателя Шмелёва, почитайте - и его, и о нём; а ещё казусы с отменой - по сексуальному или национальному принципу, тут вам целый Голливуд в качестве наглядного примера; эта схема работает в обе стороны, она хороша и эффективна в условиях войны, когда в оружие превращается всё, но война однажды закончится, придёт время национального примирения - что тогда? что делать с уже сказанными словами?);
- попытка переупаковать провалившийся на примере СССР проект "многонациональной империи" с ярко выраженными идентичностями, выпячивая одно и стыдливо пряча другое (зачем? почему?);
- попытка с помощью практик некромантии поддерживать в полуживом состоянии проект "метанации" (см. пример США );
- попытка отдать производство смыслов на откуп исполнительным идиотам, которым не стоит доверять и ржавый велосипед: они его - даже если не украдут - случайно сдадут в металлолом, преследуя неведомые высшие цели, а деньги отдадут на строительство приюта для бездомных мышей (побуждаемые, конечно, принципами исключительного гуманизма);
- попытки (сколько бесконечные, столь безуспешные) создания системы "справедливого правосудия", которое "вершит народ" (присяжные). Этот пункт поражает дистиллятом лицемерия, поскольку несовершенство института, кажется, специально выпячивается массовой культурой при каждом удобном случае, причём в режиме оксюморона: возможность настоящего преступника избежать справедливого наказания выдаётся за высшее благо - "зато так решил народ".
Список несекретных кулинарных рецептов можно продолжать до бесконечности, но, надеюсь, моя мысль понятна.
Из цивилизационного тупика, в которым мы оказались, есть выход. Даже два.
Первый - прыгнуть выше метамодерна. Эти попытки предпринимаются прямо на наших глазах, здесь и сейчас, когда по обе стороны океана государевы людьми с титрами на животе всерьёз рассуждают о целительной силе ядерного взрыва. Одуревшее от усталости общество, чисто теоретически, однажды может принять и такую модель. В режиме "хуже точно не будет", человечество фиганёт десяток-другой хиросим. В рамках концепции "вероятность встретить динозавра за углом" такое решение может даже сработать. Жаль, что оценить последствия смогут не все.
Второй - двинуться строго назад. Перестать питаться несъедобным. Включить обратную перемотку, зафиксировав ошибки, двинуться к истокам цивилизации, где принцип "от каждого - по способности, каждому - по труду" (не в коммунистической, конечно, версии) действительно работает: достал из земли корешок - поделился с близкими - поел; изловил зайца - изжарил - накормил детей - поел.
И тогда будущее каждого человека будет находиться в прямой зависимости от его сегодняшних действий - от качества ловли и приготовления зайца для детей. Сытые дети, очевидно, накормят своего отца в старости. Не пирамидальная пенсионная система, играющая на биржах, а режим "сегодня - я, завтра - ты".
В этой связи у России, как мне представляется, всего один путь, ведущий к цели (выживанию) через процесс принятия собственной культуры: уважения, смирения, почтения, трудолюбия, семьи и Бога. И в отказе от западной, чуждой нам - нет, не "культуры" в школьном понимании, а "культуры" навязываемых ценностей: "демократий", что-то там "решающих рынков", "интересов меньшинств" и прочих мёртвых конструктов.
Государство - как общность людей, наций, объединённых общими интересами и общими ценностями - в состоянии выжить без колы и микрочипов, но точно не выживет без осознания самого себя. От карантинной изоляции, которая необходима, если кругом бушует эпидемия чумы и шизофрении, точно не будет вреда.
Давайте перестанем есть мух. Особенно - чужих. Мир линеен и прост, а нам с вами в нём отведено множество ролей: земледельцев и воинов, учёных и поэтов, врачей и инженеров, реалистов и мечтателей.
Следующая станция - конечная, она называется "Ад". Самое время выйти из поезда. Не забывайте свои вещи.