Эльдар Рязанов это режиссер, который запросто мог снять как комедию про наше общество, так и серьезный фильм. Но все же он более режиссер комедий, стоящий на одной ступени с Георгием Данелией и Леонидом Гайдаем.
А далее вы можете прочитать 50 фактов, связанных с созданием фильмов, режиссером которых был Эльдар Рязанов.
Карнавальная ночь, 1956
1. Первоначально Эльдар Рязанов хотел сделать фильм более сатирическим, в котором бы высмеивались типичные чиновники времен сталинской эпохи. Но Иван Пырьев посоветовал молодому режиссеру больше заострить внимание на комедийных моментах.
2. Во время съемок у Рязанова случился конфликт с оператором Аркадием Кольцатым. Опытный оператор ни во что не ставил молодого режиссера, а потому даже позволял себе вести съемки дублей без разрешения режиссера.
3. Во время съемок этого фильма Эльдар Рязанов очень сдружился с именитым актером Игорем Ильинский. Ильинский был звездой советского кинематографа, но при этом очень уважительно относился к начинающему режиссеру. Он никогда не опаздывал на съемки, признавал главенство режиссера, всегда согласовывал варианты импровизаций.
4. Когда была отснята половина фильма, то выяснилось, что бюджет фильма был сильно перерасходован. Худсовет разнес в пух и прах отснятый материал. Съемки хотели закрывать. Знаменитый Сергей Юткевич назвал фильм "чудовищной пошлостью". Спас Рязанова Иван Пырьев. Он обратился к известнейшему режиссеру Михаилу Ромму, чтобы тот дал свою оценку отснятому материалу. Ромму фильм понравился. После заключения такого влиятельного человека фильм резко понравился всем, а потому съемки были продолжены.
5. В 1969 году был снят фильм "Старый знакомый", в котором можно увидеть персонажей из "Карнавальной ночи". Но этот фильм снимал другой режиссер.
6. В фильме мелькнула Инна Ульянова. В фильме "Покровские ворота" была сделана отсылка на фильм Эльдара Рязанова. Там героиня Инны Ульяновой стоит возле афиши фильма "Карнавальная ночь", в котором снималась сам актриса.
7. Гришу Кольцова мог сыграть Анатолий Кузнецов, но в итоге был утвержден Юрий Белов, для которого этот фильм стал звездным.
Девушка без адреса, 1957
8. Этот фильм называют "потомком" фильма "Девушка с характером" 1939 года.
9. В фильме можно услышать песни в исполнении Зои Виноградовой, Николая Рыбникова, Эраста Гарина, Михаила Новохижина.
Человек ниоткуда, 1961
10. Первоначальное черновое название фильма было "По ту сторону радуги".
11. На главную роль Чудака рассматривались кандидатуры Ролана Быкова, Игоря Ильинского, Олега Попова, Юрия Никулина. Из-за того, что долго не могли найти актера на главную роль, фильм был на некоторое время "законсервирован".
12. В фильме "Человек ниоткуда" свои первые главные роли в кино сыграли Анатолий Папанов, Сергей Юрский. Для актера Юрия Яковлева это была вторая главная роль в кино.
13. Замысел режиссера состоял в том, чтобы показать советскую действительность и ее недостатки глазами "стороннего человека".
14. После выхода фильма в центральной прессе появились разгромные заметки. А после того, как Михаил Суслов заявил на съезде КПСС, что такое кино является безыдейным и малохудожественным, то фильм тут же сняли с проката.
15. Следующий показ фильма состоялся только после 1988 года.
Гусарская баллада, 1962
16. Со сценарием этого фильма есть запутанная история, связанная с Александром Гладковым, который официально считается автором текста. Но Эльдар Рязанов в своих воспоминаниях засомневался в авторстве Гладкова, так как не смог добиться от него ни одной дополнительной строчке, необходимой для фильма. В итоге сам Рязанов сочинил 8 дополнительных стихотворных эпизодов.
17. Поручика Ржевского могли сыграть Вячеслав Тихонов, Сергей Юрский, Александр Лазарев, но выбрали Юрия Яковлева.
18. Шурочку Азарову могли сыграть Алиса Фрейндлих, Людмилал Гурченко, Светлана Немоляева.
19. Самый большой скандал вышел при утверждении Игоря Ильинского на роль Кутузова. Считалось, что комедийный актер не должен играть знаменитого полководца. Но Рязанов хотел видеть в этой роли только Ильинского.
20. Чтобы Ильинский сыграл роль Кутузова, пришлось применять тактику "выжидания". Съемки шли полным ходом, заканчивалась зима, а эпизоды с Кутузовым еще не был отсняты. Пришлось худсовету срочно утверждать Ильинского на роль, пока снег не растаял.
21. Крест на фильме поставила Екатерина Фурцева. Она посмотрела фильм и заявила, что все эпизоды с Ильинским нужно переделывать, так как Ильинский опорочил своим видом знаменитого полководца. Рязанов отказался переснимать фильм, так как было лето. О выходе картины в прокат в день 150-летия Бородинского сражения уже и не было речи.
22. Как ни странно, но фильм спас зять Хрущева Алексей Аджубей. В газете, где он был главным редактором, вышла заметка про фильм "Гусарская баллада". В заметке в положительных тонах расписывалось участие Ильинского в фильме. Как оказалось, карта "зять Хрущева" бьёт карту "Министерство культуры". Уже на следующий день появились афиши фильма.
23. За год фильм посмотрело 48 миллионов зрителей.
Дайте жалобную книгу, 1964
24. Съемка на улицах часто велась скрытой камерой.
25. Песню "Добрый вечер" хотела исполнить Лариса Голубкина, но Эльдар Рязанов сказал ей, что директор ресторана не может распевать веселые песенки.
26. Фильм снимался в кафе "Хрустальное". Позднее кафе стало рестораном "Хрустальным".
27. В фильме поют песенку «Ну выйди, Татьяна… на мотив известной мексиканской песни "Сьелито линдо" (мой ангелочек).
Берегись автомобиля, 1966
28. Комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского.
29. Как рассказывал Эльдар Рязанов, во главе сюжета стала "легенда" о человеке, который угонял автомобили у советских казнокрадов, продавал автомобили, а деньги переводил в детские дома.
30. В Госкино идея фильма понравилась, но им не понравилось, что главный герой угоняет автомобили. Рекомендовали сделать так, чтобы он просто сообщал в ОБХСС.
31. Когда фильм был уже запущен в производство, глава Госкино Алексей Романов забраковал сценарий. Он испугался, что после просмотра фильма советские граждане начнут угонять друг у друга автомобили.
32. Рязанов и Брагинский переработали сценарий, который затем был опубликован в журнале "Молодая гвардия". Сценарий получил положительные оценки, а потому через пару лет съемки фильма были возобновлены.
33. Главные роли могли сыграть Юрий Никулин (Деточкина) и Юрий Яковлев (Подберезовикова). Но пока велась подготовка к фильму, обстоятельства изменились.
34. На роль Деточкина рассматривали кандидатуры Леонида Быкова, Василия Ланового, Михаила Державина, Александра Белявского, Леонида Куравлева.
35. Ольга Аросева перед съемками прошла курсы по вождению троллейбуса. Говорят, даже пассажиры в троллейбусе во время съемок были настоящие.
36. Донатас Банионис говорит своим голосом, хотя в фильмах его переозвучивают из-за литовского акцента.
37. Это была первая совместная работа Эльдара Рязанова и композитора Андрея Петрова.
38. В 2014 году началась колоризация фильма, режиссером которой стал Эльдар Рязанов. Но он не успел увидеть результат своего труда.
Зигзаг удачи, 1968
39. В основу сюжета была положена реальная история, когда человек на деньги из кассы взаимопомощи покупал лотерейные билеты.
40. Чтобы не иметь проблем с излишней "цензурой", сценарий сначала был опубликован в журнале "Наш современник", а уже после этого была подана заявка на фильм.
41. Рабочее название фильма было "Кривая счастья".
42. На роль директора автобазы пробовался Юрий Визбор, но был утвержден Евгений Евстигнеев.
43. Персонаж Алевтина был создан под Алису Фрейндлих. Но Фрейндлих была беременна. На роль взяли Валентину Талызину.
44. На роль ретушера Пети был взят начинающий актер Георгий Бурков. Эльдар Рязанов говорил про него, что "у него идеальное лицо спившегося русского интеллигента".
45. На главную роль пробовались Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Сергей Шакуров. Но изначально роль писалась под Смоктуновского.
46. Евгений Леонов первоначально рассматривался в роли директора фотоателье.
47. Когда Рязанов захотел увидеть в главной роли Евгения Леонова, то против его решения тут же встал худсовет. Пришлось режиссеру снова применять свою тактику "измора", уповая на то, что "зимняя натура уходила".
48. После выхода фильма с его критикой выступили профсоюзы. Да и вообще, фильм обвиняли в примитивизме.
49. Фильм получил лишь вторую прокатную категорию, чтобы показать его только на "периферии", где зрители "не особо разбираются в кино". Этот факт удручал Рязанова, который не понимал, почему людей делят на "высших" и "низших".
50. После этого фильма Эльдар Рязанов решил на некоторое время отойти от "сатиры", которую не любили чиновники. Также после этого фильма он активно стал приглашать в последующие работы Георгия Буркова и Валентину Талызину.