Как я уже доложил («Когда отмечать День учителя?»), в этом году то ли 1-го, то ли 5 октября, хотите вы или нет, но вам придётся поздравлять педагогов!
А поскольку нынче время наступило такое, что все и повсюду поголовно учатся, то праздник этот (или повод – как для кого) не обойдёт стороной никого! (Извините, что-то я о Дне учителя даже стихами заговорил. От волнения, наверное…)
Уж вы мне поверьте! Поскольку нам в нашем Учебном центре русского языка МГУ этот неоспоримый факт, если можно так выразиться, ПОВАЛЬНОЙ УЧЁБЫ известен не понаслышке! Потому что учим мы не только тех, кто русский язык изучает, но и тех, кто впоследствии будет других нашему Великому и Могучему обучать. То есть наших будущих коллег – педагогов!..
«МИССИЯ ГОДА»
Если кто-нибудь в большой компании… (Ах, извините! Большие компании нынче стали анахронизмом. Ладно, в чате!)
Если кто-нибудь в общем чате заведёт разговор о термоядерном синтезе, скорости нейтрино или адронном коллайдере, то вряд ли такую беседу поддержит бóльшая часть сообщества. Зато если разговор зайдет о школе…
О!!! Тут откликнутся все!
Ведь мы все учились в школе, отдав ей от восьми до 11-ти (а те, кто с зарубежным опытом – и до 12-ти) лет жизни. У всех в школе учатся или учились дети, а у кого-то скоро туда пойдут внуки…
Вот и депутаты Госдумы тоже решили, что они «в теме»! И придумали для школьников новый урок – «Важные дела». На котором те мастерили бы окопные свечи и шили бы маскировочные сети для СВО. Дело это, безусловно, важное…
Но за ребятишек, и без того перегруженных уроками, заступилась глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. И предложила депутатам Госдумы лучше заняться… школьными туалетами!
- «Они хочут свою образованность показать и всегда говорят о непонятном…»
(А.П. ЧЕХОВ «Свадьба»)
Но чем же я хуже тех, кто «За правду»? Неужто и мне нельзя «свою образованность показать» – про школу поговорить? Ну ладно, пусть и меня потом глава какой-нибудь «лиги» поругает, если я был не прав!…
А если серьёзно...
Кто-нибудь из вас, дорогие друзья и коллеги, ещё помнит, что этот, 2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника?
- «Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя».
ПОСЛЕДСТВИЯ «ОПТИМИЗАЦИИ»
А потому и в праздник – в День учителя, и накануне оного нельзя не сказать о наболевшем. Ведь надо откровенно признать, что школу нашу нынче изрядно «колбасит». И в течение лета, и уже после начала нового учебного года, в сентябре, по стране прокатилась волна массовых увольнений учителей. Где тонко, там и рвётся…
Конечно, в нашей стране всякое бывало. Но честно говоря, таких масштабов «учительского исхода» я как-то даже и не припомню. Так, в Перми из очень известной языковой школы №12 уволились 11 учителей (а точнее: директор, завуч по воспитательной работе и десять педагогов). В другой школе той же Перми, 81-й, случилась катастрофа не меньшего масштаба – за лето она потеряла 10 учителей (однако точного количества «утраченных» ею на начало учебного года педагогов в департаменте образования не знают). А в Новосибирске из одной из самых успешных школ России – центра «Развитие» – за полгода сбежали 12 учителей…
По осени цыплят учителей снова поубавилось: в Питере в школе №338 («лучшей школе Невского района...», школе «с педагогами с большой буквы Пэ...») одномоментно уволились 17 учителей (четверть педагогического состава)! А в Екатеринбурге из 22-й школы на Уралмаше после начатой новым директором «оптимизации» сбежали сразу два десятка (!) учителей общего и дополнительного образования. А потому из расписания просто исчезли многие важные предметы…
Ну а во Всемирный День учителя, 5 октября, в Чите проблему «упразднения» в школах Забайкалья завучей будет решать сам генерал-лейтенант Андрей Гурулёв! Нет, не потому что это – угроза обороноспособности страны. А просто потому, что он – депутат Госдумы от Забайкальского края. И Гурулёв летит в регион разруливать «возможные катастрофические последствия действия данного нормативного акта для сферы образования...»
Да, родители действительно бьют тревогу из-за ухода учителей и сокращения завучей. Ну а учителя по всей России – по поводу безнаказанного своеволия учеников и их потерявшей границы распущенности. А также – низких зарплат, безумной нагрузки, раздутых классов и нескончаемых необоснованных претензий родителей к работникам учебных заведений. В первую очередь, конечно же, к учителям…
Из-за низкой оплаты учительского труда многие школьные педагоги вынуждены увеличивать нагрузку (за счёт класснЫХ руководстВ, продлёнки, допобразования, репетиторства…). Но все эти подработки ни к чему хорошему, кроме физического и морального истощения, не ведут…
«ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО НАЦИИ» В ЦИФРАХ
Произносимые нынче в Государственной думе РФ слова о «повышении престижности профессии учителя», «воспитании нового поколения и будущего нации» (которое, вне всякого сомнения, зависит именно от эффективности труда педагога) звучат некоторым диссонансом по сравнению с сухим языком цифр:
- «Оплата труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций, работающих на полной ставке… сегодня составляет 16 242 рубля в месяц...»
Согласно более оптимистичным статистическим данным, одна ставка учителя в РФ (а это, чтоб вы знали, 18 уроков в неделю – без учёта подготовки к этим урокам, к текущим и итоговым контрольным, проверки тетрадей и проч., и проч.) сейчас позволяет заработать около 20 тысяч рублей.
По словам самих учителей, теоретически можно получать в школе и 60 тысяч, и даже больше! Но для этого придется практически жить на работе:
— Учителю нужно взять минимум три ставки и каждый день работать в две смены с утра до вечера, а после ещё проверять тетради, готовиться к предстоящим занятиям, заполнять электронный журнал и отвечать на вопросы родителей... Это просто какое-то рабство, а не работа! Возможно, при такой нагрузке зарплата будет 60 тысяч и даже больше…
Один молодой учитель, тянувший 2,5 ставки плюс классное руководство (и в итоге таки покинувший стены школы в Иркутске, где он работал!), объяснил:
«— На одну ставку есть нечего, а на две – некогда…»
ЭФФЕКТНО ИЛИ ЭФФЕКТИВНО?
Если вдуматься, ничего удивительного в этом нет. «Передовые педагогические технологии», которые последние десятилетия часто воплощались в виде весьма уродливых «реформ», не могли не аукнуться. Вот они и аукаются…
Причём по всей России – на Урале и Дальнем Востоке, в Сибири и Центральной России. А то и в Северной Пальмире или (страшно сказать!) в Самой Столице… (И это – несмотря на беспрецедентно высокий в Москве по сравнению с провинцией уровень учительских зарплат!)
В чём сегодня состоит суть педагогического процесса? В качественном образовании? Передаче знаний и опыта? В научении умению мыслить? В воспитании личности?.. Ничего подобного!
У новых «эффективных менеджеров», которые заменили прежнее, практически повсеместно ушедшее на покой школьное руководство, главным критерием этой самой «эффективности» стала ЭФФЕКТНОСТЬ. То есть то, насколько ЭФФЕКТНО смотрится тот или иной класс в соцсетях!
Учитель английского с 20-тилетним стажем рассказывает о требованиях новой директрисы, суть которых состоит в том:
— ...Как мы, учителя, взаимодействуем с родителями; как ведем отчетность; как эффективно проявляем себя в социальных сетях и мессенджерах…
Именно этого – ведения чатов, выставления фоток и селфи, нескончаемых постов и проч. – требует школьное руководство от классного руководителя. И именно это считается главным показателем успешности работы педагога!
А также отчёты, отчёты, отчёты...
Этот учительский стон в последнее время стал каким-то нескончаемым рефреном, вечным припевом к школьной работе. Прислушайтесь:
— В последние годы нас просто завалили бумажной работой! Отчеты, справки, снова отчеты...
Кажется, что приходишь в школу не детей учить, а печатать отчеты!
Как известно, бумага всё стерпит. А вот терпение людей не беспредельно…
…Говорят, знаменитого советского разведчика Кима Филби когда-то спросили: как ему удалось развалить МИ-6 – самую мощную разведывательную службу Запада?!
Филби ответил:
«— Очень просто. Я заставил их писать ненужные отчёты!..»
Илья Карпенко
(Фото: из открытых источников)
АНЕКДОТ
Завуч застаёт Вовочку курящим в школьном туалете…
Возмущённый педагог – школьнику:
— Какой класс???
Вовочка, затягиваясь и выпуская ему в лицо кольцо табачного дыма:
— Буржуазия!!!
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
Разговаривают два одессита:
— Фима, ты знаешь, мой внук таки пошёл в школу!
— Ой вей, Сёма! Я тебя поздравляю!
— И с чем? Ты себе даже не представляешь! В наше время школа – это такой гембель и такой геволт! Шоб я так жил!..
— И шо ж там у школе такого творится? Мине таки интересно знать!
— Ой, Фима… Это шо-то с чем-то! Учитель боится директора… Директор боится инспектора… Инспектор боится проверяющих из министерства… Министр – родителей… Даже родители – они боятся детей!!!
— Сёма! Но есть же в школе хоть шо-то хорошего?
— Да, Фима! Есть!!! Дети – никого не боятся!!!...
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья