Наш двор быстро стал центром вселенной. Помню компанию моего старшего брата. Управдом им выделил подвал для библиотеки. Площадку для футбольного поля, а зимой катка. Заливали каток сами ребята. Сперва утаптывали снег, и довольно необычным способом. Меня, как самого маленького сажали в корыто, к корыту привязывали провод и раскручивали по площадке. А я одновременно получал удовольствие от катания в корыте и чувства важности за такое ответственное дело. Потом вёдрами из соседних домов носили горячую воду для заливки катка. Нам выделили даже коньки и какой-то спорт инвентарь. Понятно, что на каток к нам подтягивался весь бомонд нашего города.
Ещё был яблоневый сад и беседка, в которой собирались ребята с гитарой. И вечерами никто из соседей не кричал: «Прекратите горлопанить, я сейчас милицию вызову». А вот днём или под вечер можно было услышать: «Лёша, иди кушать! Саша пора домой, скоро папа придёт!» И это было не случайно, потому что заигрывались так, что забывали про еду, усталость, холод, промокшие ботинки, промёрзлые рукавицы и пальцы, посиневшие от холода. Ну это зимой. А весной, на ручейке мы устраивали водные баталии. Откалывали каждый себе льдину полметра на метр и использовали её в качестве плота. Способ передвижения был примитивно прост. Из церковного забора выламывались металлические ломики и ими приводили в движение льдины, используя ломики как рычаги. Приходили домой насквозь промокшими. Но никто почему-то не болел. Правда от родителей доставалось. Приходилось врать, что мол в лужу случайно упал. Баталии держались в секрете. И начинались, когда все взрослые обычно сидели у телевизора. Если такой был. А на просмотр Олимпийских игр или хоккея собирались у соседа из всей парадной. Потому что у него единственного на то время был цветной телевизор. Болели за СССР все, даже моя сестра и мама с бабушкой. Правда последние, по-моему, ничего не понимали в хоккее, в отличие от нас-экспертов.
Самая распространённая игра была в войну. Делились на две команды и воевали. Когда кого-то «убивали», кричали «Сойди, сойди». Это означало «Ты убит». Были игры и поазартнее. «Штандер», «Выбивной», «Резиночка», «Классики». Не знаю откуда брались эти игры. Но их было много и на любой вкус и настроение. Мне очень нравилась игра «Пекарь». Это когда в конце поля устанавливается консервная банка и все по очереди пытаются палками её сбить. Не буду описывать правила до конца. Но это было так азартно и увлекательно, что забывалось обо всём.
У каждого из нас была своя «берданка», это палка, имитирующая винтовку, на конце ствола обычная рогатка для скобликов (это такие скобы из толстой проволоки для стрельбы по лягушкам, воробьям). Это не расценивалось, как живодёрство. Мы ощущали себя охотниками, воинами наконец.
Венцом всей этой истории был дерзкий поступок моего нового друга, приехавшего из Ташкента. (его родители были геологами и на лето он приезжал к бабушке). Он на глазах у всех нас расстрелял горящую лампочку перед входом в церковь. Эффект был потрясающий. И шумовой и визуальный. Мы все на мгновение застыли, а потом пустились наутёк от бегущего с огромной палкой церковного сторожа, благополучно проспавшего сей факт вандализма.
Не всегда всё заканчивалось благополучно. С одним из моих соседей произошёл несчастный случай.
В каждом дворе есть мальчик, с которым никто не хочет играть. Которого все гонят и не принимают в компанию. И в нашем дворе был такой по имени Сергей. Он из кожи лез пытаясь задружиться с нами. Не знаю, почему мы его не любили. Может потому что у него был хромой и очень злой, как нам казалось, отец. Они жили на первом этаже. И свой участок для огорода, который оказался в разы больше, чем у всех остальных, он загородил заборчиком и устроил там пасеку. Приходилось постоянно преодолевать страх быть укушенным, проходя мимо их окон или входя в парадную. Он там обычно сидел на скамеечке под своими окнами и что-то мастерил. Так он соорудил рогатку для своего старшего сына, которого мы в упор не замечали. Видимо, для того, чтобы было не хуже, чем у всех. Кстати, наши родители и не подозревали, какими увлечениями живут их дети.
Так вот вся ирония судьбы в том, что Сергей из рогатки, сделанной его отцом, случайно выбил глаз своему младшему брату. И он на всю жизнь остался инвалидом. Наказание было слышно ещё не один день. Так как средства воспитания использовались жёсткие: отцовский костыль, палка и др.
Ещё один неприятный случай, но не такой трагичности, произошёл с нашим другом, Васей. На долгостроях, каких было много в городе мы добывали разные вещи. К примеру карбит. Про его свойства мы знали не из учебников. Мы наполняли до половины стеклянную бутылку водой. Сверху, в качестве предохранителя клали немного сена, сверху – карбит. Закупоривали бутылку. Переворачивали, карбит вступал в реакцию с водой. Мы бросали подальше эту гранату и происходил мощный взрыв. Василию захотелось создать бОльший эффект. Он захотел, чтобы граната разорвалась в воздухе во время полёта, а не на земле после броска. Но… он передержал. И бутылка разорвалась в его руке. Было много крови. Благо рука не сильно пострадала и никому не выбило глаза. Ему и нам просто повезло. Конечно же родители ни о чём таком и не догадывались.
А в целом мы все дружили, постоянно были чем-то увлечены. Квартиры не запирали. Наш ключ всегда лежал под дверным ковриком, и все об этом знали. В отсутствие родителей мы устраивали теннисные баталии в квартирах на новых полированных столах, с таким трудом доставшихся нашим родителям по случаю новоселий. Прекрасное и интересное было время.