Найти в Дзене
Журнал Calend.ru

Инна Чурикова о своих лучших ролях: «Надо во что-то сильно верить, и тогда это обязательно сбудется»

Оглавление

Коллеги и близкие Инны Чуриковой говорили, что ее нельзя назвать просто актрисой. Потому что, когда она появлялась на экране, то переставала быть человеком, играющим какую-то роль. Она начинала жить на экране – в той роли, которую играла, в той истории, которую рассказывала.

«Живой, страдающий, интересный, уникальный человек» — вот, кем она была в кадре. И за кадром была такой же. Наверное, именно поэтому ее персонажи получались такими запоминающимися, оставались навсегда такими узнаваемыми. Произнеси имя Инны Чуриковой – и каждый, кто знаком с советским, российским кино, обязательно назовет свои любимые с ней фильмы.

  Инна Чурикова. 2018 г. Фото:Kremlin.ru​, по лицензии CC BY-SA 4.0
Инна Чурикова. 2018 г. Фото:Kremlin.ru​, по лицензии CC BY-SA 4.0

Интересно, а какие свои роли любила сама Инна Чурикова и что она о них думала, как вспоминала, какие выводы сделала, за что была им благодарна?

Марфушка из «Морозко»

Второстепенная роль, внезапно благодаря актрисе ставшая наиболее яркой в фильме. Сейчас кажется, что другую Марфушку и придумать-то сложно, кто бы ни взялся сыграть эту роль, все будет не то. А ведь сама Инна Михайловна вспоминала съемки этого фильма с содроганием. Еще бы! Помните, с каким удовольствием она грызла яблоки в кадре? Но, оказывается, это были вовсе не яблоки.

«Мало кто знает, чего мне стоила та роль! — смеялась Чурикова, вспоминая. — Когда снимался фильм, в стране был дефицит продуктов. Гору яблок в кадре заменили очищенным луком, который покрасили пищевым красителем. И вот представьте себе: сцену, где я с упоением грызу яблоки, сняли с пятого дубля, и всё это время мне надо было кусать, изображая радость и удовольствие».

И не только с яблоками была такая история: вместо молока актрисе приходилось пить подкрашенную воду. Да и в целом ей совсем не нравился этот ее образ. Она чуть было не приняла для себя решение покончить с карьерой киноактрисы после этого фильма.

«Увидев себя на озвучке фильма, я разрыдалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино».

Таня Теткина из фильма «В огне брода нет»

А вот фильм «В огне брода нет» Чурикова вспоминала с особым трепетом. Еще бы, ведь этот фильм стал судьбоносным и для ее актерской карьеры, и для ее личной жизни. Этот фильм снимал Глеб Панфилов, который впоследствии стал мужем Инны Михайловны, фильм их и познакомил.

«Фильм «В огне брода нет» Глеба Панфилова — это подарок судьбы, распоряжение Бога. Когда прочла сценарий, который назывался «Святая душа», я пришла в такое сильное возбуждение! Влюбилась в героиню Таню Тёткину сразу же» — рассказывала Чурикова и вспоминала, как сидела в маленькой комнатке на «Ленфильме», а с Панфиловым они лично знакомы еще не были, и тут вдруг открылась дверь и вошел он.«У него был такой энергичный взгляд, такие глаза! Я посмотрела в эти глаза и поняла: что-то произойдёт с моей судьбой. Нечто большее, чем съёмки в этом фильме. Так оно и случилось. Не будь этой встречи, думаю, моя жизнь была бы совершенно другой».

Для Глеба Анатольевича кинокартина тоже была судьбоносная: за этот свой первый полнометражный художественный фильм он получил главный приз «Золотой леопард» Международного фестиваля в Локарно в Швейцарии. И хотя награда полагалась только режиссеру, Инна Михайловна с большой гордостью рассказывала:

«Актёрам не полагалось никаких наград. Тем не менее члены жюри посовещались, скинулись и подарили мне совершенно невероятную брошь — камею. Очень трогательно было!».
  Инна Чурикова. Кадр из фильма «В огне брода нет»
Инна Чурикова. Кадр из фильма «В огне брода нет»

Но еще вспоминает реакцию своей мамы, которая, оказывается, совершенно не разделяла всеобщего восторга от картины, а к режиссеру у нее и вовсе были претензии.

«Дочка, что ж он тебя так плохо одел-то!» — с упреком сказала мама Инне Михайловне после показа.

Жанна д’Арк из фильма «Начало»

Инна Чурикова как-то сказала: «Надо во что-то сильно верить, и тогда это обязательно сбудется». Так получилось с ролью Жанны д’Арк. Сама Чурикова мечтала о ней. По ее собственным словам, она верила, что сыграет Жанну, жила только этим.

«Нигде не работала, не снималась, не принимала ни одного приглашения» — рассказывала актриса.

Глеб Панфилов хотел экранизировать историю народной героини Франции, был даже написан прекрасный сценарий. Но не получилось. У Министерства культуры был свой взгляд на то, какой должна быть актриса, играющая роль национальной героини Франции. Глебу Панфилову так и сказали: невзрачная артистка не подходит для этого образа. Но он хотел снимать только Инну, а потому обошел на свой страх и риск все запреты властей и все-таки исполнил ее мечту: снял фильм «Начало», в котором дал возможность героине Чуриковой Паше Строгановой сыграть свою мечту. Эта роль принесла Чуриковой мировую известность, а журнал «Советский экран» назвал ее лучшей актрисой страны.

  Инна Чурикова. Кадр из фильма «Начало»
Инна Чурикова. Кадр из фильма «Начало»

Кстати, с большой гордостью Инна Михайловна рассказывала о том, что копия фильма «Начало» есть в Руане в Музее Жанны д’Арк. И там на стене висит фото нашей Инны Чуриковой.

Вера из «Военно-полевого романа»

Безусловно, роль Веры Нетужилиной — не главная в фильме, но Чурикова очень трепетно к ней относилась. И сумела сыграть так, что зрители сопереживали ее героине даже больше, чем главным персонажам.

«Героиня у меня – такой живой материал!» – восхищалась Инна Михайловна, и хотя она присоединилась к съемочной группе уже после того, как большая часть сцен с Бурляевым была отснята, Чурикова сделала все, чтобы привыкнуть к партнеру и сыграть с ним очень гармонично. Ее высокое актерское мастерство подтверждает тот факт, что на Берлинском кинофестивале за роль Веры Чуриковой вручили "Серебряного медведя», а сам фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 1985 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

  Инна Чурикова. Кадр из фильма «Военно-полевой роман»
Инна Чурикова. Кадр из фильма «Военно-полевой роман»

Нина Елизаровна из «Ребра Адама»

На вопрос о том, какие роли были у нее самые любимые, Чурикова смеялась и говорила, что любит абсолютно все свои роли. Но неизменно в числе самых-самых называла роль экскурсовода Нины Елизаровны из фильма Вячеслава Криштофовича. Наверное, потому что в ней она постаралась выразить всю свою любовь и трепетное отношение к собственной маме, которую очень любила и буквально боготворила, многое для этой роли взяла из своей собственной жизни.

«Жизнь — наш главный режиссер!» — говорила Чурикова, когда ее спрашивали о секретах успеха этой роли и многих других. Жизнь помогает создавать образы, но жизнь часто вносит и свои коррективы. Порой из-за этих корректив приходилось совершать большие и маленькие сценические подвиги.

  Инна Чурикова. Кадр из фильма «Ребро Адама»
Инна Чурикова. Кадр из фильма «Ребро Адама»
«Премьеру спектакля «Город миллионеров» я играла с высочайшей температурой. Тогда как раз зверствовал какой-то страшный грипп с летальным исходом. Но так сложилось, что незадолго до премьеры почти две недели проболел мой партнер по спектаклю Армен Джигарханян, поэтому взять больничный мне было просто неудобно. А «Тиля Уленшпигеля» как-то играла с травмой крестца, после чего слегла почти на месяц. Интересно, что во время спектакля боли совсем не чувствовала».

Впрочем, Чурикова шутила, что таких «подвигов» достаточно у каждого актера.

Вот такая интересная актриса, подарившая советскому и российскому кинематографу множество ярких ролей и образов, перечислять которые можно бесконечно. Несмотря на это, Инне Чуриковой совершенно чужда была «звездная болезнь»: она считала свою профессию актрисы – судьбой, призванием от Бога. А популярность считала проверкой на прочность.