Найти тему
1K подписчиков

Враги народа. Методы приспособленчества в области художественной литературы

13 марта 1932 г.
№ 239307
Совершенно секретно г. Москва Зам. председателя ОГПУ т. Балицкому Препровождается докладная записка об антимарксистских и а/с проявлениях к.-р. интеллигенции.

13 марта 1932 г.
№ 239307
Совершенно секретно

г. Москва

Зам. председателя ОГПУ т. Балицкому

Препровождается докладная записка об антимарксистских и а/с проявлениях к.-р. интеллигенции.

Приложение: упомянутое.

Зам. ПП ОГПУ в ЛВО Запорожец

Методы приспособленчества
в области художественной литературы

Приспособленческие методы а/с проявлений в области художественной литературы применяются особенно широко в связи с:

а) значительным удельным весом к.-р. элементов, особенно среди старых литераторов;

б) наличием цензурных рогаток;

в) наличием широкого общественно-критического контроля над выходящими литературными произведениями.

Наши агентурные и следственные материалы показывают, что к.-р. элементы литературных кругов в основном используют следующие методы приспособленчества:

1. шифровка а/с содержания литературного произведения специфическими литературными приемами, т.н. «эзопов язык», различные формально-литературные приемы — заумь;

2. метод а/с исторической аналогии — создание произведений на исторические темы с явной а/с акцентировкой их;

3. использование участков литературного фронта, на которых наиболее слабы руководство и марксистская критика — детская литература, литературные группы и организация на периферии, нацменовская литература;

4. опошление и вульгаризация советской действительности и процессов социалистической перестройки путем издевательски-шаблонного «казенного патриотизма».

В области шифровки к.-р. содержания наиболее характерными являются приемы, примененные привлеченной нами а/с группой детских литераторов (Хармс, Введенский, Калашников, Туфанов).

Обвиняемый Туфанов на следствии показал: «Поэтическая заумь использовалась мною как форма, при помощи которой я излагал свои к.-р. националистические идеи. Моя поэма "Ушкуйники" посвящена моему брату Николаю, который служил в Белой армии. Посвящение на титульном листе следует расшифровывать следующим образом: "Моему брату, белогвардейцу Николаю, павшему в борьбе с Красной армией вместе с белогвардейским отрядом"».

Показаниями обвиняемых установлено, что в оболочке «заумного» и «бессмысленного мистически» словесного оформления были скрыты ведущие темы к.-р. характера: оплакивание старого строя, идеи монархизма и мистического идеализма.

Андрей Белый пишет сейчас большую работу по философии культуры и работу о творчестве Гоголя. Белый в своем кругу заявляет: «Обе работы продвигаются медленно, т.к. я вынужден прорабатывать каждую фразу таким образом, чтобы она, выражая мои взгляды, противоположные современным установкам, все же проходила через цензуру».

Метод а/с исторической аналогии был применен А. Толстым в пьесе «Петр I», Губером в «Месяце туманов» (о термидоре). Совсем недавно этот же метод употребил Иванов-Разумник в предисловии к книге «Неизданный Щедрин». Упомянутый выше Туфанов в показаниях о поэме своей «Ушкуйники» говорит: «Вся эта поэма переключает современную советскую действительность на XV в., на эпоху борьбы Новгорода с Москвой, причем под дружиной новгородских ушкуйников понимается мной Белая армия, а под Москвой XV в. — Москва Ленина и большевиков».

В области использования слабых участков литературы заслуживают внимания следующие моменты.

Детский писатель Введенский на следствии показал: «Область детской литературы наша группа избрала совершенно сознательно, т.к. здесь царствовал полнейший аполитизм. При попустительстве людей, руководящих и направляющих, мы протаскивали политически враждебные целям советского воспитания детей идеи».

Наши агентурные материалы вскрыли значительную засоренность к.-р. элементами и явно а/с направленность работы в ряде районных отделений Ленинградского общества пролетарско-колхозных писателей. Боровичское, Бологовское, Псковское, Новосельское и Лужское отделения общества засорены а/с и богемствующими элементами сельской интеллигенции и учащихся, зараженными эсеровщиной, борющимися против призыва ударников в литературу, пропагандирующими лозунг: «Литература вне политики».

В национальных секциях ЛАППа наши агентурные материалы вскрыли наличие актива национал-шовинистических элементов, под идейным руководством которых в нацменовской литературе протаскивались национал-шовинистические идеи (в особенности белорусская, польская и эстонская секции).

В связи с реализацией в Ленинграде решения ЦК ВКП(б) «О создании истории фабрик и заводов», в силу недостаточного внимания этому делу со стороны ряда заводских организаций, наблюдается активизация а/с элементов и участников к.-р. политпартий, проникающих в состав редакционных советов на предприятиях и пытающихся протащить в исторических воспоминаниях и очерках а/с, буржуазные и антипартийные установки.