Последние несколько месяцев новостная лента пестрит сообщениями о запуске в производство антисанкционных автомобилей без иностранных комплектующих.
Например, КАМАЗ приостановил современную серию К5, отказался от К4 и вернулся к серии К3 с древней кабиной из 70-х. Машины лишились АБС и оснащаются старым мотором V8 КАМАЗ 740 Евро-2 и камской механической коробкой передач.
Но в истории СССР это далеко не первый случай упрощения и удешевления автомобилей. Давайте вспомним самые известные.
ГАЗ-АА
Первый случай создания «антикризисного» автомобиля относится на годы Великой отечественной войны. Металл был в дефиците и использовался в первую очередь для производства вооружения и боеприпасов. Поэтому самый массовый грузовик того времени ГАЗ-АА стали упрощать.
Так уже к концу 1941 г. для нужд РККА и тылового обеспечения стали поступать упрощенные «Полуторки», получившие индекс ГАЗ-АА-В (ГАЗ-ММ-В). По сравнению с исходной моделью, «военная» модификация в целях удешевления и ускорения сборки претерпела существенные изменения.
Изящные закругленные передние крылья заменили на угловатые из низкосортного кровельного железа. Кабину стали делать на деревянном каркасе, а металлическую крышу сменил брезентовый тент. В самые тяжелые времена в 1943 г. была даже выпущена партия машин без дверей, но уже в 1944 г. их вернули на свое место. У кузова стал откидываться только задний борт. Фара и стеклоочиститель остались в единственном экземпляре со стороны водителя. Под полное сокращение попали зеркала, бампер спереди, клаксон и даже передние тормоза.
Кинешма
Следующий яркий пример «специального предложения» относится к смутным 1990-м. В то время на СеАЗе постепенно сворачивали производство инвалидной мотоколяски С-3Д, заменяя ее более дорогой Окой. Это подтолкнуло руководство завода Автоагрегат из городка Кинешма Ивановской области предложить идею создания ультрадешевого автомобиля-мотоколяски для инвалидов и малообеспеченных граждан. Этакого православного Tata Nano.
Крохотный кузов (длина всего 2650 мм, а ширина 1370 мм), собран из плоских металлических листов. Вместо крыши – матерчатый тент. Дверей всего две. Внутрь можно утрамбовать четырех седоков, но комфорт, в привычном понимании этого слова, отсутствовал напрочь.
По технике конструкторы тоже не стали изобретать колесо и максимально использовали серийные комплектующие. Так передняя и задняя зависимые подвески базировались на узлах от мотоколяски С-3Д и других отечественных легковушек. Моторы ставили от мотороллера Муравей либо мотоциклетные с водяным охлаждением (11-26 л.с.).
Маркетологи Автоагрегата планировали продать как минимум 250 тысяч мотоколясок, и это только в инвалидной версии. Но реальность оказалась суровее, народ задумку не оценил, продать удалось только 350 машинок
ГАЗель Эконом
Когда в первом полугодии посткризисного 2009 г. продажи ГАЗелей рухнули на 80 %, на заводе задумались, как оживить спрос.
Так на свет появился упрощенная и удешевленная модификация, которую изначально планировали назвать Антикризис и продавать за $6 000.
Изменения видны невооруженным взглядом. Блок-фары заменены на лупоглазые кругляшки от ВАЗ 2106. Цвет кабины – безальтернативный бежевый, а колесные диски и вовсе перестали красить, оставив только слой грунта. Зеркала заднего вида и эмблемы упростили.
Изменения претерпел и салон. Резиновый настил на полу вместо ковриков и сиденья и от большого «Газона». Обивки дверей стали плоскими, а на заднюю стенку прикрутили лист ДВП даже не вырезав в нем отверстия под окна.
Под капотом вместо мотора ЗМЗ прописался дефорсированный до «налоговых» 99 л.с. агрегат УМЗ-42161 из Ульяновска.
Хуже, что сэкономили еще и на безопасности: упразднили подголовники и задний противоподкатный брус. На фоне этого не удивляет отсутствие ГУР, тента на кузове, инструмента и даже запаски с домкратом. А от задних брызговиков осталась только половинка.
«Новшества» позволили опустить цену на 100 тыс. рублей (до 264) относительно полноценной ГАЗели.
На этом все! Если понравилось, не забывайте поставить лайк и написать комментарий! Это очень важно для развития канала. Всем спасибо, до скорых встреч.