Реклама – это способ распространения информации для привлечения покупателей и клиентов.
Маркетинг – это создание, продвижение и продажа или предоставление продукта покупателям.
Здесь я хочу рассказать, как же психология связана с рекламой и маркетингом, и о чём люди, возможно, даже не догадываются.
Психология – это самый надёжный способ развития бизнеса, рекламы, ведения деловых и повседневных отношений. Поняв, что человеку надо, заглянув в его подсознание, можно легко ему помочь и удовлетворить потребительское желание так, чтобы клиент остался доволен. Существует одно простое правило – бизнес построен на людях. С помощью психологии грамотные руководители учатся грамотно управлять подчинёнными и создают крепкие бизнес-компании. Например, нужно знать характер человека и тип темперамента, чтобы найти к нему подход. Надо знать увлечения и вкусы коллеги, чтобы подарить ему хороший подарок на праздник и найти подходящую тему для разговора, тем самым, в дальнейшем подружившись с ним. Это правило действует не только в бизнесе, но ещё и в обыденной жизни – в школе, в институте, в семье.
А что же на счёт рекламы?
Вы замечали когда-нибудь, что выкладка в магазинах, супермаркетах, бутиках устроена таким способом, чтобы человек купил как можно больше товаров? Например, возьмём самый обычный магазин «Обновка» в городе К. Он двухэтажный, на первом этаже находятся мужские и детские товары, а на втором женские и т.д., понимаете для чего? По магазинам чаще всего ходят женщины. Почти любая женщина любит покупки, и, проходя в свой женский отдел на второй этаж, она пройдётся по мужскому и детскому, и, скорее всего, заодно возьмёт что-то мужу и детям. Любая выкладка в любом магазине построена по-особенному. Возможно, люди этого даже не замечают, но всё равно ведутся. Это тоже чистая психология восприятия.
Как мы воспринимаем это мир? Мы слышим, видим, дышим, ощущаем. Не зря же маркетологи пускают в рекламу мелодии, песенки, которые потом заедают в голове, или пишут смешные слоганы, которые тоже цепляют наше сознание. Главный человеческий рецептор – это зрение. Маркетологи хорошо разбираются, какой цвет покупателя привлечёт, а какой отпугнёт, что можно нарисовать или написать, как и что можно поставить, пошить для того, чтобы человек обратил на это внимание. Кстати, вот круг цветов-рекламщиков:
Сейчас я Вам расскажу о некоторых интересных психологических феноменах в маркетинге:
1. Эффект Данинга-Крюгера
Если кратко, то эффект действует так: дурак никогда не поймёт, что он дурак, потому что он дурак. Здесь срабатывает уверенность в своих убеждениях. Если вы делаете что-то неправильно, но уверенно, люди поведутся. Уверенность присуща сильным людям.
2. Феномен Баадера-Майнхоф
Этот эффект называют «Иллюзия частности». Вы замечали, что если вы хотите какую-нибудь вещь, она обязательно будет всё время попадаться Вам на глаза, она будет мелькать в телевизоре, у других людей и т.д. Это самая беззатратная, но действующая реклама. Объект просто давит Вам на психику.
3. Феномен Итена-Розена
Этот феномен заключается в составлении рифм. Ведь часто бывает такое, что какая-нибудь рифма засядет нам в голову и сидит. Стихи легче учатся, потому что легче запоминаются из-за своей удобности и простоты.
4. Эффект Форрера-Барнума
Здесь имеется в виду эмоциональная привязка. Эффект заключается в том, что любой посыл человек воспринимает обязательно себе. Например, гороскоп. Что-то, но обязательно совпадёт с Вашим характером, с Вашими действиями, и Вы сразу подумаете, что это правда.
5. Эффект реципрокальности
Этот эффект заключается в неком взаимовыгодном обмене. Сначала Вы бесплатно или в подарок даёте человеку какую-нибудь вещь, после этого у человека будет чувство, как будто он Вам что-то должен. Здесь и происходит обмен. Также, в придачу к покупке Вы можете что-то положить, как презент или бонус. Например, продавая массажёр для лица, в подарок можно положить мешочек, клиенту будет приятно, и он обязательно захочет к Вам вернуться.
6. Феномен гендерной сегментации
Это феномен довольно прост – один продукт нужно по-разному преподносить для мужчин и для женщин. Не зря говорят – «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Мужчины расчётливы, практичны, менее эмоциональны, а женщины более ветрены, эмоциональны, абстрактны, любят уют, экономны.
Вот немного интересных эффектов, которыми пользуются многие маркетологи и рекламщики. Если Вы занимаетесь бизнесом или другим видом деятельности, то попробуйте обдумать всё ли вы правильно и эффективно делаете. Удачи Вам в новых начинаниях!