Продолжаем знакомиться с героями романа В.А.Обручева "Земля Санникова". Правда, на этот раз у нас не герой, а персонаж. Ибо, как говорила моя учительница литературы, герои могут только положительными. А Никиту Горохова положительным назвать не получается. Несмотря на то, что товарищи его простили и приняли назад. Отступничество Горохова погубило и Павла Костякова, и результаты экспедиции, сделало опасное приключение бесполезным с научной точки зрения.
Отрицательные персонажи, как правило, получаются более яркими и выпуклыми. Горохов не исключение. Его автор раскрыл больше, чем остальных. Доводилось слышать, что в первоначальной версии Никита был откровенным негодяем, но потом Владимир Афанасьевич смягчил. Из-за политкорректности. Ведь из всей пятёрки Горохов был единственным нерусским. Якутские товарищи могли обидеться. Подтвердить эту информацию я не могу, поэтому оставим Никиту таким, каким он представлен в окончательном тексте.
И если четверо остальных героев были придуманы Обручевым, то Никита Горохов мог быть вполне реальным человеком. В пропавшей экспедиции Эдуарда Толля были Василий Горохов и его тесть Николай Протодьяконов (в романе Дьяконов). В Казачьем есть улица Василия Горохова. Не исключено, что у Василия был младший брат по имени Никита. Который, разумеется, ни на какой Земле Санникова не бывал. Но мог стать прообразом персонажа романа.
Никита Горохов был старше Горюнова и его друзей, на момент действия событий романа ему между 30 и 40. Умный , сильный человек, прекрасный стрелок. Никита - уроженец Казачьего и прекрасно знал север, как и материковую часть, так и прилегавшие к нему острова. Начинал, как каюр, был промышленником, приказчиком (скорее всего у Якова Санникова-младшего, не упомянутого в романе). Знал много языков. Помимо русского и родного якутского, он знал ещё несколько северных языков, что потом и помогло общению с онкилонами. Не исключено, что Никита знал и английский. Аляска не так далеко, и Горохов мог вести дела с американскими коммерсантами.
Иными словами, Никита Горохов был бизнесменом той поры. И не самым успешным. Возможно, у них с братом и его тестем была своя контора каюров, доставлявшая грузы на острова. Но после исчезновения Василия Горохова и Николая Протодьякова, дела у Никиты пошли неважно. Иначе, он бы не согласился так легко отправиться в рискованное путешествие, фактически, в один конец. Женился Никита тоже неудачно. Детей у них не было, во всяком случае, автор о них не упоминает. Жена же оказалась несносной, сварливой особой, постоянно "пилившей" своего неглупого, но невезучего супруга.
Никита согласился пойти с Горюновым. Во-первых, это возможность заработать и поправить своё материальное положение. Во-вторых, попробовать найти пропавшего во льдах старшего брата. А в-третьих, сменить обстановку, сбежать подальше от нелюбимой, злобной жены.
Возможно, есть и в четвёртых. Никита Горохов был человеком Якова Санникова, его глазами и ушами в экспедиции. Типа киношного Игнатия. Но в отличие от персонажа Георгия Вицина, трусливого и глупого лакея, с экспедицией отправился опытный и хитрый человек. Но Яков Санников среди персонажей романа не значится, стало быть, этот вариант рассматривать не станем.
Итак, в отличие от учёного-энтузиаста Горюнова, его спутников Ордина и Костякова, Горохов был просто наёмником, пустившимся в рискованное предприятие ради денег. При этом был одним из ключевых членов экспедиции. Ибо север знал лучше всех, а ещё был связующим звеном между участниками похода и каюрами-якутами. Интересная деталь. Образованный (Никита умел читать, помните, как товарищи оставили ему записку) и знавший несколько языков, Горохов с одной стороны дистанцировался над своими неграмотными соплеменниками. Вспомните, историю с термосами, когда каюры наивно полагали, что вода закипает после того, как её опускают в снег. Горохов, знавший что такое термос, тоже посмеивался. Но когда Никифоров упрекнул каюров, пустивших табак на изгнание злых духов, в суеверии, в Горохове заговорила национальная гордость и свой народ, и он обиделся.
Возможно, Обручев неслучайно дал двум участникам экспедиции похожие фамилии. На подступах к Земле Санникова уже начались противоречия между Матвеем и Никитой. Горохов вдруг стал требовать повернуть назад. И нельзя сказать, что струсил, смалодушничал. Просто сработал инстинкт самосохранения. Существует ли Земля Санникова или нет, ему было всё равно, брата Василия найти не получилось, а деньги за экспедицию Горохов либо уже получил, либо должен получить по возвращению. А мёртвым деньги ни к чему.
Нет, Горохов не устраивал истерику, как киношный Крестовский. Но был весьма навязчив и постоянно говорил, что нет никакой земли, есть только мираж. Развернуть экспедицию не получилось, возвращаться в одиночку было бы самоубийством, пришлось повиноваться. Однако Никита оставался при своём мнении и убедился, что перед ним не мираж, только когда потрогал новую землю руками.
Но на острове Никита оказался в своей стихии. Ещё до встречи с онкилонами ему стало нравиться всё. Особенно климат. Человек, проживший тридцать с лишним лет в постоянном холоде, наслаждался тёплой погодой, зелёными деревьями и травой, горячими источниками. Опять же охота, а Горохов проявил себя прекрасным охотником и добытчиком. Кстати, это он завалил того огромного медведя. Отвлёк внимание хищника, рискуя жизнью, конечно Ордин. Но первым добрался до ружья и первым выстрелом уложил разъярённого зверя именно Никита. Чем фактически спас жизнь Ордину и не только ему.
И вот встреча с онкилонами, народом, отгородившемся от мира более трёхсот лет назад, и не знавшим никакого другого языка, кроме своего. Тут и пригодилось знание Никитой языков. Конечно, алеутский язык - не онкилонский, но лучше такое общение, чем никакого. Вот и стал Горохов связующим звеном между путешественниками и онкилоноами.
Работа, конечно, адская. Никита был задействован постоянно. Однако он быстрее своих спутников разобрался в менталитете онкилонов, в их образе жизни. Да и онкилоны , недоверчиво воспринявшие "белых колдунов" несколько лучше относились к похожему на них и владевшему похожим языком "колдуну полубелому". И в какой-то момент Горохов смекнул, что неплохо бы самому стать онкилоном. Тем более, что вождь решил женить пришельцев на девушках своего племени.
Любопытно, пострадавшие за социалистические идеи Горюнов и товарищи, оказались не в восторге от первобытного социализма. Зато мелкий буржуа или подручник купца Никита Горохов довольно быстро вписался в эту формацию. И дело не только в климате и в молодой красивой жене Раку, ради которой Никита забыл свою скандальную супругу в Казачьем. Ему понравилось жить в этом обществе, где нет бедных и богатых, где нет денег, а единственная привилегия вождя - иметь двух жён. Тем более, что действующий вождь этим правом не пользовался. Грамотный, практичный, к тому же вооружённый огнестрельным оружием Горохов в перспективе мог подмять под себя весь народ онкилонов, стать местным царьком. А там наладить связи с большой землёй, - отправлять туда пушнину, бивни мамонтов, завозить железо и разные безделушки. Про имевшееся на острове золото в книге нет ни слова, но оно наверняка было. И для онкилонов, и тем более вампу оно не представляло никакой ценности. В отличие от Горохова, который со временем бы прибрал это золото к рукам и сколотил бы большое состояние. С которым можно было бы безбедно жить не только в Казачьем, но в Санкт-Петербурге и в Москве.
Такие планы Горохова явно шли вразрез с желанием группы Горюнова вернуться на большую землю уже осенью. И возможно идея с женитьбой на окнилонках была подброшена вождю именно Никитой. К тому же товарищи становились для него некоей обузой. Они уже учили онкилонский язык, Аннуир, а может и другие девушки - русский, и вскоре Никита мог бы потерять свою золотую акцию - функцию переводчика. Горохов сначала дистанцировался от группы Горюнова, а когда отношения стали враждебными, перешёл на сторону племени. Более того, обвинял их в том, что "они трясли землю". И если бы онкилоны принесли "белых колдунов" в жертву, их недавний товарищ в лучшем случае бы не шевельнул пальцем.
Горюнов тоже потерял доверие к Горохову и не стал посвящать Никиту в планы побега. При этом Матвей понимал, что Горохов так и не стал для онкилонов своим, и при ухудшении обстановки уже он сам станет их жертвой. Или жертвой стихии. Оставться Никите на острове было подобно смерти. Поэтому Горюнов закрыл глаза на явное предательство и дал отступнику шанс. Оставил ему запасное ружьё, записку и два дня на раздумье.
И тут до Никиты дошло, что онкилоны не считают его своим, несмотря на внешнее сходство. Для них он такой же белый колдун, а стало быть, виновник всех бед. И следующей после пленного вампу жертвой будет именно он. На приказ вождя покинуть построенную путниками жилище Никита ответил отказом, - "я не онкилон и вождю не подчиняюсь". Но верную Раку он всё же выпустил из жилища. И позволил воинам племени себя обезоружить. Впрочем, пригодилось запасное ружье. На глазах у онкилонов Горохов собрал ружьё, чем показал свою "колдовскую силу". Ночью Никита бежал из землянки и где-то мотался целый день, а потом вспомнил про Раку. Но было поздно. По приказу шамана Раку привязали к столбу, чем обрекли на гибель во время наводнения. Горохов застрелил шамана на глазах у всего племени, после чего отправился искать своих. Кстати, он оказался единственным из экспедиции, кто поднял руку на онкилона.
Никиту простили и не приняли. Несмотря, что во многом из-за него погиб Костяков и были утрачены все результаты экспедиции, а стало быть, доказательства существования Земли Санникова. Вместе с группой Горюнова Горохов вернулся в Казачье к своей нелюбимой жене. Свою долю от Горюнова он получил, но вряд ли разбогател. Хотя кто знает, может он тайком привёз с Земли Санникова бесполезное там золото.
Вот таким сложным, противоречивым оказался Никита Горохов, несправедливо выброшенный из "фильма по мотивам". Об экранизации романа я мечтал в детстве, и в роли Горохова видел только одного актёра - Талгата Нигматуллина. Увы, Талгат трагически погиб в 1986.
А кого бы, дорогие читатели, видите в роли Никиты Горохова? Не забывайте, что актёр должен иметь ярко выраженную азиатскую внешность.