Российский, да и не только российский обыватель привык к тому, что сотовая связь – это едва ли не единственная услуга, которая только дешевеет и дешевеет. Или становится доступнее: за примерно одни и те же деньги – а сумма ARPU в триста с чем-то рублей в месяц не меняется годами – абонент получал всё больше и больше возможностей. Сначала больше разговаривал, потом всё больше интернета – вплоть до безлимитного… И конкуренция разворачивалась как раз в этой плоскости: кто даст больше за те же деньги.
Сейчас тренд развернулся в противоположную сторону: не кто даст больше, а кто даст меньше. Трафик теперь по понятным причинам приходится экономить, но задача по привлечению абонентов никуда не девалась. Так что в ходу новые инструменты: всевозможные дополнительные «бантики».
Например, у «МегаФона» они называются «Мегасилами», в зависимости от тарифа можно выбрать несколько из них бесплатно. Среди них – перенос остатков на следующий месяц, приоритет на сети при загрузке данных, «тематические» безлимиты на разные ресурсы, а также доступ к онлайн-кинотеатру Start. Также на последних тарифах появилась возможность делать «Семью», то есть, делить один большой пакет трафика на всех абонентов группы: их может быть до 5, при этом один – бесплатно, остальные – за 150 рублей в месяц. Это в целом дешевле, чем платить за каждого члена семьи по отдельности, и удобнее. Оператор же за это получает вашу лояльность, т.к. «соскочить» уже практически невозможно. Особенно когда в пакет входит ещё и безлимитный фиксированный интернет – впрочем, его покрытие довольно скромное, так что подключить его смогут не только лишь все.
МТС также в актуальные тарифы добавляет домашний интернет, семейные подписки и свой онлайн-кинотеатр KION. Одна из дополнительных «фишек» оператора – это гибкая настройка ряда тарифных планов с возможностью произвольного выбора необходимого количества минут и гигабайт, плюс всё те же контентные безлимиты – мессенджеры, соцсети, видеохостинги, музыка и т.п.
«Билайн» свои «бантики» называет «Апперами». Суть их примерно та же: каждый даёт определённые дополнительные возможности, например, неограниченный трафик на контент-сервисы, скидки на звонки, роуминг и т.п. Своих контент-сервисов у «Билайна» толком нет, поэтому в тариф включают сервисы партнёра, а именно, подписку «Яндекс Плюс». Кроме того, «Билайн» остаётся единственным оператором, предоставляющим бессрочные пакеты минут и интернет-трафика, это наследие тарифа «Связь Z». Идея в том, что трафик никогда не сгорает, достаточно купить его один раз. Так что это отличный выбор для малоактивных абонентов или под сценарий «второй SIM-карты».
Tele2 делает упор на ростелекомовские контент-сервисы: Wink и more.tv, безлимит на те или иные сервисы также присутствует в полном объёме. В отличие от других операторов, у Tele2 гораздо больше технических возможностей по подключению домашнего интернета, поэтому когда он входит в мобильный тариф – это гораздо привлекательнее. Правда, есть важный нюанс: у абонента не должно быть уже заключенного договора на использование домашнего интернета Ростелеком, почему-то существующий контракт «подцепить» нельзя.