Не так много старых советских фильмов, главные герои которых - космонавты. И при этом жанр не является фантастическим. "Возвращение с орбиты" - фильм 1983 года, снятый режиссером Александром Суриным по сценарию Евгения Месяцева на киностудии имени Довженко - из этой редкой категории.
О чем фильм?
О тяжелой и героической профессии космонавта, которая вовсе не сводится к роли "подопытного кролика", запускаемого на орбиту в виде пассивной тушки и по возвращении получающего ордена, славу и прочие жизненные блага.
Это не я ёрничаю; примерно такие слова произносит в фильме эпизодический персонаж - некий офтальмолог, сетующий на то, что настоящие ученые никаких почестей не удостоены, хотя посвящают науке всю жизнь.
Фильм показывает труд космонавтов изнутри, и на Земле, и на небе. Упорные тренировки, дружбу и ссоры, сложности в личной жизни, постоянную готовность к подвигу и самопожертвованию.
Идея демонстрируется на примере истории двух друзей-космонавтов, Павла Кузнецова (актер Юозас Будрайтис) и Вячеслава Мухина (Виталий Соломин).
Кузнецов в начале фильма переживает семейную трагедию (внезапную смерть любимой жены), его отстраняют от намеченного на ближайшие дни полета, а он, уверенный, что его совсем списали со счетов, подает рапорт об уходе из отряда космонавтов и уезжает из Байконура. В это время с улетевшим на орбитальную станцию другим экипажем (Мухин и Романов) случается беда: на станции авария, один космонавт (Романов) серьезно ранен и нуждается в срочной эвакуации. Поскольку Кузнецов прошел полную подготовку к полету, его срочно снимают с поезда и с другим напарником отправляют в космос для организации эвакуации Романова. Раненого кое-как доставляют на прилетевший корабль и возвращают на Землю. А Мухин и Кузнецов остаются в космосе - реанимировать станцию.
Справившись с этой трудной работой, друзья собираются вернуться домой, где Мухина ждет любящая невеста - Саша, уже пошившая себе свадебное платье. Но корабль подвергается метеоритному шторму, получает повреждение, и из него улетучивается воздух. Тогда на помощь героям летит уже третий корабль - его ведет не кто-то, а генерал-майор Свиридов, руководитель центра подготовки космонавтов (актер Александр Пороховщиков). Из-за неконтролируемого вращения корабля Мухина и Кузнецова стыковка почти невозможна. Когда Кузнецов подручными средствами стабилизирует вращение корабля и уже почти протягивает внутрь кислородный шланг, у него самого кончается кислород. И Мухин переключает подачу кислорода на скафандр друга, понимая, что сам сейчас погибнет.
Изъяны сюжета
Наверное, ни в одном конкретном сюжетном повороте фильма нет ничего неправдоподобного. Бывало ведь так, что космонавт всю жизнь готовился к полету, которого так и не случилось (этого опасается 45-летний Кузнецов в начале фильма, когда ему обещают, что через год он, может-быть, всё-таки полетит). И крепкая дружба между космонавтами, вплоть до самопожертвования ради друга - тоже не миф и не кинематографический вымысел (погибший в 1967 году Владимир Комаров согласился лететь на проблемном корабле, фактически спасая Гагарина - иначе послали бы его).
Расконсервация "мертвой" станции тоже была - правда, двумя годами позже выхода фильма: в 1985 году Владимир Джанибеков и Виктор Савиных спасли станцию "Салют-7".
И досрочное возвращение заболевшего космонавта с орбиты тоже случалось. Если говорить о периоде до 1983 года, то это случай с Виталием Жолобовым в 1976 году (пришлось досрочно вернуть экипаж со станции "Салют-5").
Однако концентрация ЧП в космосе и фантастическая быстрота их разрешения в фильме просто зашкаливают. И тут здравый рассудок голосом Станиславского провозглашает сакраментальное "Не верю!"
1. По сюжету получается, что в полной готовности на стартовой площадке Байконура находились сразу три корабля, улетевшие на орбиту почти друг за другом:
- а) Корабль, неудачно пристыковавшийся к станции, из-за чего эвакуацию раненого Романова пришлось осуществлять через открытый космос;
- б) Корабль Кузнецова, на котором он потом оказался в паре с Мухиным;
- в) Корабль, на котором прилетел их спасать генерал Свиридов.
Я, конечно, чистый гуманитарий и вдобавок фантаст, но эта ситуация мне кажется совсем невероятной. Ведь никто не предвидел такой цепочки катастроф и неприятностей. Каким образом готовыми к старту оказались три корабля? Это ведь очень дорогое удовольствие и очень сложный процесс. А ведь в фильме они стартуют немедленно, особенно третий - ведь в ЦУПе знают, что аварийного запаса кислорода у Мухина и Кузнецова всего на 12 часов. Реально ли за такое время срочно подготовить корабль к взлету, долететь до орбиты, пристыковаться и спасти космонавтов?..
В наше время, когда на МКС случаются неприятности (к счастью, не катастрофические), или когда неполадки у грузового "Прогресса", следующего транспорта приходится ждать месяцами.
Буквально на днях, 27 сентября 2023, на Землю вернулись с МКС космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франциско Рубио.
Международный экипаж работал на МКС с 21 сентября 2022 года - дольше запланированного срока, по причине аварии.
Предполагалось, что экипаж вернётся на Землю весной, но из-за разгерметизации внешнего контура радиатора системы терморегуляции корабля «Союз МС-22» миссию пришлось продлить до 27 сентября.
Зачем смотреть?
В первую очередь, ради хорошей игры актеров, благородной идеи и очень качественных, иногда совершенно уникальных на тот момент, космических съемок.
В фильме использованы подлинные кадры, снятые настоящими космонавтами - Владимиром Ляховым и Александром Александровым - на борту станции "Салют-7" и в космическом корабле "Союз Т-9". Съемки велись также в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина и в Центре управления полётами.
Так что в этом отношении - всё правда.
Однако и комбинированные съемки тоже впечатляют - особенно те, где действие происходит в открытом космосе.
Потом был раскрыт секрет: съемки этих сцен велись в наглухо задрапированном черной тканью павильоне, а невесомость искусно изображали с помощью невидимых тросов.
Помимо эффектных космических сцен, в которых кинематографическую реальность на неподготовленный взгляд невозможно отличить от реальности документальной, фильм симпатичен и сам по себе: он добр и человечен, хотя кончается трагедией.
--
Такая направленность лично мне очень близка.
В своей космоопере "Хранительница" я стараюсь не сгущать мрачных красок даже там, где героям приходится тяжело, или они погибают. Главное, чтобы жертва не была напрасной, и тогда даже смерть будет выглядеть как победа.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе. Прочитав ознакомительный фрагмент, вы сами решите, интересно ли вам продолжать.
Поддержать автора можно любым удобным способом.