Найти тему

История скифов от Таргитая до гуннов. Часть 2. Киммерийцы (окончание)

Параллельно копились исследования, посвященные античной письменной традиции. И результаты этой работы вызывали большие сомнения в аутентичности представлений древних греков (а значит и наших представлений) о том, что киммерийцы когда-то проживали в Северном Причерноморье. В конечном итоге, в конце 1980-х усилия объединили три замечательных специалиста. Они проделали такую важную работу (которая легла в основу этих очерков), что их необходимо представить читателям: историк С.Р. Тохтасьев, кандидат исторических наук, выдающийся специалист, автор более ста публикаций в области антиковедения и иранистики, трагически погибший в 2018 г.; археолог А.Ю. Алексеев, доктор исторических наук, , заведующий Отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа, специалист по скифской археологии, автор важнейшей монографии о скифах последних двух десятилетий «Хронография Европейской Скифии VII—IV вв. до н. э.»; Н.К. Качалова, археолог, кандидат исторических наук, специалист в области археологии Поволжья эпохи Бронзы (скончалась в 2002 г.). Вместе они написали монографию «Киммерийцы: Этнокультурная принадлежность» (1993 г.). Эту книгу необходимо в обязательно порядке читать всем, кто занимается историей, как мне кажется.
В том, что касается археологии, я уже расписал выше – археология выделяет слишком много культур, чтобы можно было какую-то из них связывать с киммерийцами. Конечно, даже спустя 30 лет прежние представления о киммерийцах в Северном Причерноморье и Подунавье никуда не делись. И сегодня можно встретить утверждения о «киммерийской культуре» или «фрако-киммерийской культурной общности», «фрако-киммерийских племенах», но это именно дань традиции. Пока что, археология не может доказать или опровергнуть сведения письменной традиции.
Что же нам говорят письменные источники и откуда их авторы черпали информацию? Этим вопросом в упомянутой выше монографии занимался Тохтасьев. Главный вопрос, который был им поставлен: откуда греки узнали, что киммерийцы жили в Скифии до скифов? И пришел к интереснейшим выводам.
1. Геродот, рассказывая о судьбе киммерийцев, ссылается на предание эллинов и варваров. Однако, под «варварами» в данном случае нельзя понимать скифов, поскольку их предание рассказывает совсем иное, как мы видели в первой части. Вероятнее всего, «варварами» в данном случае выступают мидийцы и персы.
2. На чем было основано предание эллинов? Это, во-первых, опыт ионийских колоний, столкнувшихся с нашествием киммерийцев в Малой Азии, а во-вторых, то, что могли узнать дети и внуки этих ионийцев, основавшие колонии в Северном Причерноморье – Тиру, Ольвию, Пантикапей. В-третьих, это Аристей из Проконнеса, написавший поэму «Аримаспея», в которой, вероятно, впервые изложил историю изгнания киммерийцев скифами. Датировка этого произведения точно не известна, но в целом, укладывается в рамки основания греческих колоний в Скифии.
3. По Геродоту киммерийцы идут от реки Тирас (Днестр), где их цари решили перебить друг друга, чтобы избежать позора бегства, через кавказское побережье Черного моря, осев в окрестностях Синопы. При этом, как мы помним, «киммерийские» топонимы концентрируются вокруг Керченского пролива, что как бы намекает – боспоряне считали, что киммерийцы жили именно здесь. А вот ольвийская версия сказания о происхождении скифов, вообще ничего не говорит о киммерийцах – Геракл в пустыне дал начало скифам, агафирсам и гелонам. Таким образом, можно сделать вывод, что Геродот или кто-то из его предшественников объединил две версии – тиритское сказание, по которому киммерийцы жили на Днестре и оставили огромный курган с царскими могилами, и боспорское сказание, по которому киммерийцы жили на Керченском проливе, откуда двинули в Малую Азию через Кавказ.
Тут надо сделать маленькое отступление. Вообще, версия Геродота всегда вызывала недоумение у историков. Получалось, что киммерийцы на Днестре, собираясь бежать от скифов, решили двинуть им навстречу. Поэтому, была выдвинута версия, что киммерийцы шли двумя потоками – одни бежали от скифов через Кавказ, а другие – с Днестра через Балканы. В пользу последнего говорило участие в киммерийском нашествии фракийского племени треров, о чем сообщает Страбон. Точнее, треров и киммерийцев явно смешивали ионийские предания, поскольку они разоряли Ионию практически одновременно. Но действовали они независимо друг от друга. Треров и их вождя Коба в итоге разгромили скифы Мадия в Киликии около 638 г. Нет на Балканах и надежных археологических следов киммерийского переселения, нет и соответствующего предания. Следовательно, нет никаких более-менее надежных данных о том, что киммерийцы шли в Малую Азию через Балканы.
Итак, можно сделать вывод, что в Сев. Причерноморье существовало две версии локализации киммерийцев – тиритская и боспорская. Возникает вопрос: откуда они получили эти сведения, если скифы считали иначе?
4. Тириты и боспоряне колонизировали пустынные территории. Между основанием колоний и предполагаемым уходом киммерийцев из этих районов прошло как минимум 120-130 лет. Последние памятники эпохи Бронзы в Нижнем Поднестровье датируются Х веком до н.э. Первые памятники скифской культуры появляются здесь уже после основания Тиры – на рубеже VI-V вв. до н.э. Между ними было обнаружено несколько памятников, датируемых IX-VIII вв. до н.э.То есть, киммерийцев они тут не застали. То есть, они не знали на самом деле, кто похоронен в кургане, попросту предположив, что это были киммерийцы.
5. Отсюда Тохтасьев и его коллеги предположили, что на самом деле эллины называли «киммерийскими» все памятники (курганы, руины), которые обнаруживали в осваиваемых землях, подобно тому, как на Урале и Русском Севере подобные находки приписывались «чуди», славянские курганы в Белоруссии приписывались французам Наполеона и т.д.
6. Оказавшись на Керченском проливе, эллины дали ему название Боспора, перенеся имя с пролива Босфор. Вообще, это слово фракийского происхождения, судя по распространенным во Фракии гидронимам такого типа. Чтобы отличать новоназванный Боспор от старого, Фракийского, его назвали «Киммерийским», прилегающую страну – Киммерией, а несколько новых греческих (!) поселений – Киммериком и Киммерием. В целом, тут происходил такой же процесс, как и на Днестре, поскольку между самыми поздними памятниками доскифского времени и первыми греческими на Боспоре разрыв минимум в три века. Кстати, И. М. Дьяконов, выдающийся наш востоковед, также предполагал, что «киммерийские» названия были даны эллинами «в честь» пролива.
Но, в этой стройной логической схеме был один недостаток – киммерийцев упоминает уже Гомер в «Одиссее»…

карта распространения предскифских культур из монографии Тохтасьева, Алексеева и Качаловой
карта распространения предскифских культур из монографии Тохтасьева, Алексеева и Качаловой