Вот этот парень, который неуклюже прислонился к кровати внизу, это я, Костя Кирьянов, солист и автор песен группы "Друзья". Многие из вас спросят: "Что это за группа? Никогда о такой не слышал". Но найдутся и те, кто до сих пор в директе запрещенного в России Instagram или в личных сообщениях ВКонтакте благодарят за счастливую юность и песни "Ночью ты кричишь сильней", "Душа океана" и др., под которые они, благодаря MTV, МУЗ-ТВ и радио Максимум, эту юность проживали - влюблялись и мирились, ходили на концерты и даже находили друг друга именно там.
Но я решил описать свой опыт покорения российского шоу-бизнеса вовсе не для того, чтобы похвалиться или предаться публичному позору, а скорее, для того, чтобы самому проанализировать те ошибки и те верные шаги, которые были сделаны мной на этом пути; а также на своем личном примере попытаться проследить, как поменялись музыка и музыкальное продвижение за последние 20 лет. При этом, надеюсь, подозрения в том, что это всего лишь преждевременные мемуары провинциального певца, окончательно развеются хотя бы к части пятой этого повествования. И, быть может, для кого-то мой Дзен принесет практическую пользу, и он или она не повторит моих "фейлов" и "факапов", а, наоборот, сможет вооружиться полезными мыслями и собственной стратегией музыкального и иного продвижения. А я не сойду с ума от того, что в моей голове так долго варятся мысли, которые я так и не переложил на "бумагу". До этого момента.
Начну по-тарантиновски - не с начала, а с "золотой середины". На момент фотосессии выше я, Костя Кирьянов, в качестве автора-исполнителя уже подписал большой контракт с музыкальным лейблом "Снегири-музыка" и его генеральным продюсером Олегом Нестеровым. Олег к тому времени успел вывести на орбиту такие музыкальные проекты, как Найк Борзов, "Маша и Медведи", "Ундервуд", а также свою аутентичную и ни на кого не похожую группу "Мегаполис". Олег Нестеров стал моим первым (настоящим!) и, пожалуй, последним музыкальным продюсером, а также, конечно же, эксклюзивным наставником, учителем и гидом по российскому шоу-бизнесу. На протяжении 6 лет мы были как мастер и подмастерье.
Об Олеге можно говорить долго и комплементарно. Это был по тем временам подлинный гуру независимой от крупных мейджоров (гигантов "Sony", "Universal", "Warner Music") музыки на постсоветском пространстве, к которому прислушивались как программные директора радиостанций и музыкальных телеканалов, так и я. До сих пор держу в голове некоторые его точные и отлитые в моем граните фразы. Например, он мне всегда говорил: "Костя, с одной стороны, никому ничего не надо, с другой - всем все надо!" - имея в виду, что исключительно важно находиться на стороне созидания и считать, что то, что ты делаешь, те песни, которые ты пишешь и записываешь - нужны людям, тем людям, которые потом скажут, подойдя после концерта, или в социальных сетях, что твой трек им помог в трудный период их жизни или что под твой альбом они познакомились, поженились и даже уже успели развестись.
Фразы Олега Нестерова я считаю за честь передавать своим артистам, тем, кто обращается ко мне за наставничеством, советом или "уколом мотивации". А такие инъекции чрезвычайно важны, особенно для творческих людей. Кстати, недавно с удивлением узнал в историческом блоге Сергея Минаева, что Рахманинов, уже находясь в зените славы и всеобщего признания, все равно постоянно сомневался в своей творческой состоятельности и всерьез думал, что к нему на гастролях в антракте завалится разгневанная американская публика и побьет за "бездарную" музыку и ее исполнение.
Впрочем, для извлечения практической пользы из моего опыта вернемся к фактам. Мой контракт с лейблом "Снегири-Музыка" и Олегом Нестеровым подразумевал взаимную любовь на 5 альбомов и 10 лет и подписывался еще в 2002 году за (целых!) 5 лет до презентации первого альбома нашей группы "Друзья" "Душа океана" в московском клубе "16 тонн" - подписывался со мной, Костей Кирьяновым, как физическим лицом, автором и исполнителем, а не с группой "Друзья", которая возникла ощутимо позже - искусственно и не очень, ошибочно или единственно верно, но, безусловно, во многом благодаря Олегу Нестерову и его пиетету к популярнейшим в те времена сериалам "Элен и ребята" и "Друзья". Но обо всем по порядку (нет!!!) и подробнее в следующих частях.
Продюсерский контракт представлял собой увесистый документ страниц на 70, в котором прописывалось все вплоть до штрафов в десятки тысяч долларов за опоздание на репетицию или концерт на 15 минут. Пожалуй, в этом контракте не было лишь парочки "незначительных" моментов - социальных сетей и того, что поп-рок, адептами которого мы все являлись, находился на финишной прямой, готовый передать эстафету рафинированной поп-музыке и, конечно же, новой и мощной рэп-волне. Точнее, социальные сети упоминались в трех расплывчатых, ни к чему не обязывающих абзацах договора, но в тот момент никто, кроме Павла Дурова, который только-только создал социальную сеть ВКонтакте для общения студентов СПбГУ и МГУ, даже не подозревал, что новые медиа так плотно войдут в нашу жизнь и займут такое важное место в пиар и коммуникационных стратегиях по продвижению артистов, совершив настоящую революцию в музыкальном мире.
Никто тогда не мог знать, что нулевые станут нулевым километром, точкой обратного отсчета, если угодно, началом конца того, что поколения 80-х и 90-х с ностальгией называют Музыкой.
В следующей части мы подробнее коснемся продюсерского контракта и, собственно, проблемы поиска музыкального продюсера.