Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Если вы ездили на электричках переменного тока (типа ЭР9, а также дальнейшей глубокой модификации ЭД9), то не могли не увидеть в моторном вагоне шкаф посреди салона. Ну и, соответственно, многие из вас наверняка задавались вопросом - а что же находится внутри него?
Разумеется, первое, что придёт на ум - туалет. Однако, этот ответ неверный. Кто-то думает, что там хранятся какие-то инструменты, либо спецовки для выхода на пути, однако - это тоже не так. Инструменты машинисты всегда носят с собой в сумке, а спецовки, если они в данный момент не нужны, оставляются в кабине.
Вариант с тем, что в шкафу располагается какое-то сложное электрическое оборудование - уже ближе, но не совсем так. Впрочем, обо всём по порядку.
Что это за шкаф и почему он бывает только в электропоездах переменного тока?
Здесь важный момент, что такой шкаф встречается только в моторных вагонах электропоездов переменного тока. Пройдя по вагонам любой электрички постоянного тока (ЭР2, ЭТ2, ЭД4, ЭП2Д) - никакого шкафа вы не найдёте.
Итак, в этом самом шкафу, который, кстати, на схеме моторного вагона значится под номером три, находится высоковольтный ввод. Иначе говоря, толстая медная шина, которая ведёт от токоприёмника до тягового трансформатора, который находится под вагоном, примерно в середине этого самого вагона. При этом, этот самый высоковольтный ввод имеет воздушную изоляцию.
Иначе говоря, в качестве изолятора служит обычный атмосферный воздух, который находится вокруг провода. Именно по этой причине на поездах ЭР9 и ЭД9 этот шкаф такой большой. К слову, на более поздних модификациях, типа ЭД9Э или ЭП3Д, шкафа, как такового, нет.
Связано это с тем, что на более новых поездах применяется кабель, вместо шины. Чтобы изолировать крышу электропоезда от напряжения контактной сети, между токоведущей высоковольтной шиной и крышей ставится изолятор. Однако, по бокам вагона на крыше есть скаты - изолятор туда не поставишь, а потому, приходится вести шину ближе к центру вагона. Поэтому, в том числе, шкаф настолько выпирает.
А вот кабель через скаты крыши вести можно, к тому же, он имеет уже классическую изоляцию, большое пространство ему не требуется, поэтому и места вся эта история занимает гораздо меньше места.
В свою очередь, электропоезда постоянного тока устроены так, что ввод напряжения с токоприёмника производится в шкафы, которые установлены в тамбурах моторных вагонов. Тягового трансформатора, расположенного в середине вагона, на поездах постоянного тока - нет.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!