Автор Валентин Красногоров
Недавно на семинаре драматургов, который успешно ведет С. В. Кочнев, обсуждалась тема: какой должна быть монопьеса. Тема актуальна. Монопьесы набирают популярность. Ведь кажущихся преимуществ много: набери на компьютере любой текст произвольной длины, назови его монопьесой, и дело сделано.
Многие искренне полагают, что между монопьесой и рассказом разницы практически нет: все, что произносится со сцены, это и есть пьеса. В большинстве случаев такие пьесы являются обыкновенным рассказом (иногда более или менее удачным, чаще нет). Вот почему я сам с недоверием отношусь к этому жанру. Сначала надо научиться писать «обычные» пьесы, а потом уже пытаться перейти к более трудной их разновидности – монодраме.
Вместе с тем, в этом жанре можно создать хорошие произведения, и они существуют. Для того нужно только одно: чтобы ваша монопьеса отвечала точно тем же требованиям, что и любая другая пьеса, т.е. чтобы в ней были действие (и его единство, а не болтовня о том - о сем), характеры, конфликт, движение, развитие, кульминация, развязка и т.д. Желательно, как и во всякой пьесе, чтобы в ней говорилось и происходило все нужное и отсекалось все лишнее. Достичь всего этого в монодраме несравненно труднее, чем в многофигурной пьесе, но зато в случае удачи результат восхищает мастерством своего решения.
Можно назвать некоторые желательные черты монопьесы:
- У героя (героини) должен быть конфликт с собой и с внешним окружением. Сама ситуация должна быть напряженной, драматической. Желательно, чтобы конфликт происходил у героя с тем воображаемым партнером, с кем он ведет основной диалог. Бывает, что герой состоит в конфликте с одним персонажем, а диалог ведет с другим. Такое возможно, но не столь действенно. В любом случае, главный «антагонист» героя не должен упускаться из виду. Например, у Дарио Фо («Я жду тебя, любимый») героиня пьесы ведет диалог с соседкой за окном, но постоянная тема разговора, главный «отсутствующий герой», ее «партнер» и антагонист - муж.
Предпочтительно, чтобы конфликт происходил, развивался и разрешался здесь и сейчас, прямо на сцене, а не был просто рассказом о чем-то где-то и когда-то прошедшем. Вообще, рассказа, лжепьесы, надо избегать всеми способами;
Технически желателен воображаемый собеседник: по телефону (Ж. Кокто, «Равнодушный красавец» и «Человеческий голос»; А. Красовский, «Коллектор»; В. Азерников, «Абонент временно недоступен»), за окном (Дарио Фо, «Я жду тебя, любимый»; Леонид Доброхотов, «Эпос и Епишка»), магнитофон (С. Беккет, «Последняя лента Крэппа»), за дверью или перегородкой («Коллектор»), манекен (В. Красногоров), портрет, или даже живой персонаж без слов прямо на сцене (Ж. Кокто, «Равнодушный красавец»).
Следует еще иметь в виду, что монопьеса и пьеса для моноспектакля - это разные вещи. Не все это различают. В монопьесе на сцене действует один персонаж, и актер играет одного этого персонажа. Остальные персонажи (если они есть) воображаемые, их никто не играет, они где-то вне сцены, герой ведет с ними мысленный или реальный диалог, о них рассказывает, их вспоминает. В моноспектакле может быть десяток ролей, которые один актер играет на разные голоса и в разной манере. Пьеса для такого спектакля не отличается от обычной.
В качестве классического примера монопьесы можно назвать драму Ж. Кокто «Равнодушный красавец», которую он написал для Эдит Пиаф. Мужчина поздно возвращается домой к своей любовнице и, не обращая на нее внимания, молча ложится на диван, взяв газету. Женщина осыпает его упреками, говорит ему, как она его любит и ненавидит, вспоминает его обманы, упрекает его за измены, говорит о своих страданиях и загубленной жизни… Мужчина, отгородившись газетой, не реагирует. Выйдя из себя, женщина вырывает у него газету и обнаруживает, что он давно спит. Вся ее горячая исповедь оказалась напрасной.
Это настоящая пьеса.
----------------------------------------------------------------------
Поддержать канал:
Любой разовой суммой на платформе ВК.
Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.
Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.
Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества: