На самом деле, я уже писал про этот роман Герберта Уэллса. Рассказывал я и о том, как он повлиял на творчество более поздних авторов, и на мировую фантастику, в частности. И, кстати говоря, роман этот мне в том возрасте – я на тот момент ещё в школе учился – зашёл очень сильно. Вплоть до того, что когда я как-то раз услышал очень сильный грохот (я до сих пор не знаю, что это было), я в первую очередь подумал именно о вторжении с Марса… Ну, вы же знаете, что я всегда любил фантастику…
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Понятное дело, что как только я услышал о том, что на экраны выходит фильм по этому роману, я ждал на самом деле многого. В самом деле, если вспомнить книгу, то там было описано немало интересных событий. Да, можно вспомнить, что в первую очередь, роман рассказывает о вторжении, глазами «маленького человека». То есть – у нас есть главный герой, который почти всё произведение, старается, в первую очередь, спасти себя, любимого. При этом, он видит те или иные события, в каких-то из них, он так или иначе, участвует, но книга, в первую очередь, именно о том, что видел своими глазами именно этот главный герой. То есть, образно говоря, за холмом может идти бой, в котором, например, дивизия артиллеристов может удачно «накрыть» пару треножников и успеть уйти – но главный герой этого не видел, так что, он про это даже не знает, и, соответственно, мы тоже про это ничего не узнаем… Собственно, именно так можно объяснить то, что герой увидел в Лондоне – например, город мог быть эвакуирован, но, так как герой пришёл в Лондон уже после того, как всё закончилось, он этого просто не видел, ничего про это не знает, так что, вполне себе можно предположить, что, по его мнению, из города все просто сбежали (или марсиане всех убили).
Потом, кстати говоря, была повесть Лазаря Лагина про «Майора Вэлл Эндъю» (кажется, как-то так), и при втором её прочтении, я понял, что майор – вообще-то, на редкость пренеприятный тип. Собственно, не знаю, будет ли это спойлером – но он получил то, что заслужил. Но, всё же, давайте поговорим о том, что я ожидал увидеть в фильме, что я там увидел, и поговорим на тему того, удался ли этот фильм вообще…
Итак, когда я шёл смотреть фильм, я уже знал, что действие режиссёр перенёс из Англии конца XIX века, в США, начала XXI-го. И на самом деле, этому есть логическое объяснение – всё же, давайте начистоту, Англия конца позапрошлого века американцам как-то не так интересна, как США современности. Да и сложно среднему американцу понять, как может жить житель Англии того времени, без машины и прочих сверхнужных вещей. А так – всё просто и понятно. Так что – к тому, что действие будет разворачиваться в нашем времени, я был готов. Более того, мне было бы очень интересно увидеть боевые сцены, которые, как известно, в романе были – пусть и описанные, скажем так, не особенно хорошо. Но, как я уже говорил – это одно из условий романа. Главный герой – испуганный человек, который не имеет военного образования, который рассказывает о том, что он видел сам. И, так как он не особенно понимал, что именно он видит – рассказ его про боевые действия и получился таким… сумбурным. Кстати говоря, в книге «Тёмные звёзды» от моих земляков, Александра и Людмилы Белаш, боевые действия описаны довольно подробно – но там и сами по себе герои, как минимум, понимают, что именно они видят. Так что – условности сюжета, что называется, в действии…
Итак, начался фильм. На самом деде, я был удивлён выбором Тома Круза на главную роль. Дело в том, что главный герой – совершенно не его типаж. По сути, герой Тома Круза, за весь фильм не делает ровным счётом ничего. А, если вспомнить, что Том Круз тот ещё адреналиновый наркоман – то я просто не могу понять, зачем он снялся в этой роли. Это совершенно не его роль. Ну да ладно. Несмотря на то, что Крузу тут совершенно нечего было делать, сыграл он на самом деле хорошо. И я не буду говорить о том, что герой – крановщик, что он в разводе с женой, носит часы, которые стоят больше, чем он получает за два года, и всё такое прочее. Дело в том, что для сюжета фильма, всё это не так уж и важно. Ведь, по сути, всё, что нужно отыграть Тому Крузу – это просто бегство от пришельцев, беседу с человеком в подвале, и приход в город Бостон. И, собственно, всё. Что же касается самой структуры фильма, то она, фактически, идентична тексту книги. Понятно, что тут всё разворачивается быстрее, чем в книге, но это, как говорится, «закон жанра».
И вот, на самом деле, можно поговорить об удачных и неудачных находках при работе над фильмом. Сказать по чести, «Война миров» - не тот фильм, который я буду пересматривать. Вот не понравился он мне, но, скорее всего, это просто моё мнение. Я уверен, что есть немало людей, которым этот фильм безумно понравился. Собственно, я даже с удовольствием пообщаюсь с этими людьми в комментариях. А пока – я просто попробую максимально беспристрастно рассказать, что мне понравилось, и что понравилось не особенно хорошо…
Итак, к минусам фильма, я хотел бы отнести то, как именно машины пришельцев попали на Землю. То есть, они привезли эти свои «треножники» несколько тысяч лет назад и очень глубоко «закопали» их. Хорошо, я, как любитель фантастики, могу придумать несколько способов, как можно было «закопать» эти боевые машины, закопать их на очень большой глубине, сделать так, чтобы машины не вышли из строя, и их просто не раздавило землёй. Мол, большая глубина, выжженая плазмой (или чем-то ещё) камера, стенки которой столь тверды, что машине там ничего не угрожает, сама по себе машина защищена полями, ей ничего не угрожает и всё такое. Потом, в современности, когда пришельцы проникают в свои «мехи» «верхом на молнии», защита снимается по сигналу, а пришелец не просто попадает в машину, а буквально телепортируется внутрь. Так что – с точки зрения фантастики, всё получается более-менее логично. Но вот, если говорить о логике и здравом смысле, то есть только один вопрос – зачем? В самом деле, зачем такой сложный план, если можно было захватить Землю ещё в те незапамятные времена, когда они привезли эти свои «треножники» на Землю?
Собственно, кроме этого дела, есть только один минус, но о нём я скажу позже. Сейчас я хотел бы поговорить о сильных моментах при просмотре фильме. Например, о горящем поезде, что проносится мимо людей, которые стоят на переезде. На самом деле, интересно – машинист не знал, что поезд горит? Или его только что обстреляли? Но, сцена, на самом деле, получилась сильной. Кстати потом, что-то подобное было показано в фильме про Годзиллу – кажется, в «Король монстров», но… нужного эффекта не получилось. Хотя, как мне кажется, мне просто не интересны фильмы про монстров…
Сильной сценой можно назвать и то, как мёртвые люди плыли по реке, но возникает вопрос – а откуда они, собственно, взялись, если оружие пришельцев просто аннигилировало людей, не оставляя трупов? Но сама по себе сцена, как я уже говорил, хороша. Про то, что герои увидели в Бостоне, про то, как именно герой Тома Круза совершил подвиг, спасая свою дочь, наверное, можно не говорить – эти моменты тоже получились очень хорошими…
А вот теперь давайте поговорим о втором, откровенно слабом моменте фильма. Конечно, тут есть и интересная режиссёрская находка, но, как говорится, обо всём по порядку…
Как мне кажется, оригинальный роман Герберта Уэллса помнят все, не так ли? Но я поясню – там марсиане пошли в бой на треножниках. Из вооружения у них были «генераторы теплового луча» и ракеты с чёрным газом. И вот, там был эпизод, когда один из боевых треножников успешно смогла атаковать артиллерия. То есть, они удачно попали прямо в «кабину» боевой машины и буквально разнесли её на части – вместе с экипажем. Неуправляемая боевая машина прошла сквозь церковь и упала в реку. Второй машине удалось разбить одну из конечностей, она упала, но марсиане смогли выбраться наружу и провести полевой ремонт. В то время, пока они «чинились», экипаж другой машины «обрабатывал» позиции артиллерии, которые им удалось засечь – при помощи «чёрного газа». Понятно, что никто не выжил. Ну и историю с «Сыном Грома», как мне кажется, тоже все помнят, не так ли? То есть – армия того времени совершенно спокойно могла противостоять марсианам. Они не были какими-то «сверхпротивниками», их вполне можно было побеждать. Другое дело, что на их стороне было качественное преимущество, но, как показала практика, всё их «супероружие» не помогло против земных микроорганизмов.
Так вот, я хотел бы сказать о том, что идея с защитными полями, хоть и оказалась не новой (впервые она была показана в фильме 50-х годов прошлого века), получилась очень даже хорошо. Почему? Потому, что для современной техники, что сейчас есть у Земли, марсианские треножники, что были описаны Уэллсом – не противники. Если говорить про танк «Абрамс» (ну, действие же в США разворачивается!), то он довольно неплохо защищён, и даже тот самый «тепловой луч» не способен уничтожить этот танк с одного попадания. Марсианам пришлось бы стрелять по танку довольно долго. А вот танк… Сдаётся мне, что оригинальный треножник он снёс бы примерно со второго снаряда. А может, даже и с первого – как знать. И именно по этой причине, режиссёр и взял идею с защитным полем. Надо было показать именно техническое превосходство пришельцев. Это, на самом деле, сработало. Но, с другой стороны, если вспомнить, что единственная батальная сцена произошла за холмом, и нам почти ничего не показали, кроме вспышек и того, как появляется объятый огнём треножник (но и тот, как я понял, не пострадал) – это не очень хорошо получилось. В конце концов, в книге боевая сцена была. Более того, в книге был эпизод с «Сыном Грома» - очень сильный, как мне кажется, эпизод – но в фильме не было ничего подобного. И вот лично мне это как-то не особенно понравилось…
Так что, я могу сказать только то, что фильм сам по себе был неплох, но, как мне кажется, можно было снять и интереснее. Удели времени тем же боевым эпизодам, сколько было и в книге – получилось бы гораздо интереснее. Хотя, как я уже говорил, это просто моё личное мнение…
Моя страничка на Boosty, где статьи выходят чаще. И если Вы любите фантастику так же, как люблю её я - подпишитесь на канал "Переплёт", автор которого о фантастике знает если и не всё, то почти всё - точно!