Вопрос о свободе воли человека для большинства учений, особенно религиозных, является одним из самых важных. Я его коснулся только вскользь в своей недавней статье «Есть ли промежутки в Боге? Разделение с Богом». Но интерес к этой теме оказался настолько большим, такое внимание ему оказывают люди, особенно, приверженцы религий, что я решил подробнее на нём остановиться.
В чём состоит важность концепции свободы воли для верующего человека? Как оказалось, в том, чтобы признать, что Бог не всемогущ, что Он не вездесущ, что Он, условно говоря, присутствует не везде и не всегда. Иначе как еще оправдать наличие ада, бесов, грешников и самого греха? Только тем, что это свободный выбор любого существа, который был дан ему самим Богом. Т.е. согласно этой концепции, Бог ограничил свою власть сам, отдав часть Своей власти существам, которых Он породил или сотворил. И в этом случае, остаётся лишь гадать, зачем Он это сделал: либо свобода сопровождается всегда отходом человека от Бога, и Он хотел, чтобы человек свободно вернулся к своему Отцу и возлюбил его «всем сердцем»; либо Бог не имеет возможности влиять на выбор человека, что ставит человека в один уровень со своим Творцом. (Кстати, что думаете вы об этой вечной теме: где ваша свобода начинается и где её конец?)
Давайте немного поразмышляем, что такое свобода воли? Свобода – это пространство, в котором воля сможет проявить саму себя, т.е. волить. Уж если воля появилась на свет, то её сущностное качество – свобода. Воля обязана волить, иначе она – не воля. С этим разобрались. Но вот что это за пространство, в котором она себя реализует?
Пространство для свободы воли означает неопределенность направления, в котором будет сделан выбор. И выборов этих должно быть больше одного. Чем больше выборов доступно, тем более свободными мы себя будем ощущать. Но что же происходит с человеком, когда перед ним возникает реальная свобода? Когда возможность выбора бесконечна? Человек ощущает неимоверный страх, который известный психотерапевт И. Ялом отнёс к одному из базовых экзистенциальных страхов. Экзистенциальный страх – значит страх самого существования, который наша психика воспринимает как угрозу самой себе, так как состояние неопределенности для нас мучительно. Поэтому, чтобы избежать такого состояния, человеку предлагают сделать выбор, который решает сразу 2 задачи:
1. Человек реализует свою свободу;
2. Человек избавляется от страха, порождённого неопределенностью его текущего состояния без-выбора.
Многие из вас, я уверен, были в ситуации, когда сделать выбор было трудно или даже невозможно, и это состояние вызывало, я думаю, страдание. Но стоило вам совершить выбор (жениться или развестись, купить или продать), как страх исчезал, а страдание заменялось облегчением и даже радостью от наступления определенности.
Поэтому, мы находим здесь какое-то явное противоречие: мы жаждем свободы, считая это своим правом, и готовы бороться за неё вплоть до жертвы своей жизнью; и в то же время, как только она у нас есть, мы стремимся немедленно от неё избавиться, так как страх свободы не позволяет ею насладиться.
Зачем же нам тогда нужна свобода воли, если при её наличии мы испытываем страх и вынуждены с ней расстаться? А если нам не нужно больше выбирать, мы снова ищем и создаём ситуацию, в которой наш выбор необходим, и мы опять погружаемся в пространство неопределённости, то бишь свободы.
Нам станет более понятно, почему одновременно мы так боимся и хотим свободы, если поймём причину её страха и безудержное желание её иметь.
Страх свободы состоит в страхе ответственности за свой выбор. Ведь если мной никто не руководит, если я сам решаю, что, где и когда, то и последствия своего выбора лежат полностью на мне. И хорошо, если наш выбор оказался верным; а если нет, если мы совершили ошибку, то должны понести за это наказание. Страх наказания – самый сильный страх, порождающий в нас чувство вины и желание самим наказывать самого себя. Болезнь, страдания и смерть – всё воспринимается в таком видении как наказание (судьбы, вселенной или Бога). Поэтому свобода так страшит.
Но и лишиться воли мы не можем, а значит, мы нуждаемся в свободе, чтобы оставаться существами, наделенными способностью осуществлять желаемое. Поэтому, человек нашёл единственное для себя решение сохранить свободу даже в ущерб страху перед ней и перед ответственностью за неё. Он создал такое пространство, в котором его свобода будет абсолютной. Она и должна быть абсолютной, иначе она не будет называться свободой. Что за понятие «ограниченной свободы»! Это почти что кабала.
Поэтому, человек создал образ самого себя как пространство, в котором он обладает абсолютной властью, вплоть до отрицания самого себя. А что, «ведь я имею право – я свободен»! Образ «я» и есть то самое пространство, в котором только и может быть реализована концепция свободной воли, поскольку здесь нет больше никого главнее человека – создателя самого себя. Конечно, в мировоззрении человека может быть и Бог, и Логос, и сколько угодно божеств или разумных существ, более развитых, чем человек. Но в создании образа «я» главнее его нет – здесь он творец, хозяин, господин. Именно в этом кроется весь пафос концепции свободы воли – власть!
Где ещё человек является наивысшим существом, творцом такого пространства и такого времени, где он единственный властелин! Он создал своё прошлое, настоящее и будущее, соединил их единой линией своего «я» и сотворил пространство, в котором его воля абсолютна! Здесь он делает, что хочет; никто над ним не властен, по крайней мере, до тех пор, пока он сам не решит отдаться чьей-то власти. Он, наконец, создал, пусть и искусственно, и противоречиво, такую концепцию самого себя, в которой он – сам бог! Не этого ли всегда желал человек, не к этому ли всегда стремился?
Поэтому, несмотря на страх перед свободой, человек ни за что её не отдаст, пока он бог в своей концепции себя. А это нас приводит к единственному выводу: концепция свободы воли в её крайнем выражении – есть концепция Богоборчества! Человек бросает вызов Творцу вселенной и самого человека в его борьбе за трон, пусть даже этот трон воображаемый. Он создал такое пространство своей свободы, куда Бог не вхож, где есть другой владыка, со своей волей, со своими оценками всего на свете, где он судья, выносящий всему и всем карающие приговоры.
Свобода воли возможна только до того момента, пока не сделан выбор. Как только выбор совершён, свобода, связанная с ним, исчезла. Это не означает, что мы теряем всю свободу после этого – у нас появляется свобода нового выбора, в том числе, и как отмена предыдущего. Поэтому, для человека всегда не поздно пере-интерпретировать свой выбор: созданный им образ «я», в котором Бога нет, или Бог есть, но где-то там, а не во мне, нужно отменить.
Человек использовал свою свободу неразумно. Он применил её к вещам, над которыми не властен. Поэтому-то он так боится своей свободы, что понимает ошибочность своего выбора, ведь он не создавал самого себя – его создал Творец всего. И именно поэтому человек так остро ощущает вину за совершённую ошибку, за которую страшится понести наказание, хотя все эти ощущения лежат глубоко в подсознании.
Чувство свободы появляется, когда ты становишься самим собой. Бог знает точно, кто такой человек, так как Он не менял о человеке Своих мыслей. Он точно знает его ценность и его предназначение, Он знает его истинное «Я», и это нужно лишь принять, отвергнув то личное «я», в котором человек создал самого себя. Только тогда воля человека приведёт его к покою, к радости и к истинной свободе.