Маркетологи работают хорошо, они постоянно думают над тем, как потребителю продать дорогую вещь так, чтоб тот думал, что совершил выгодную покупку.
Помню как в одну из волн сумасшедшей скупки сахара он стал стоить 50 рублей за килограмм, потом, естественно, спрос упал, а цена осталась на прежнем уровне, тогда, чтоб заполучить больше покупателей и больше заработать, одна торговая сеть запустила рекламу «У нас сахар по 48 рублей за упаковку», при этом зачеркнув импровизированный ценник «50 руб.», после чего люди ринулись в этот магазин вновь скупать сахар — дешево же. Только вот после покупки (а некоторые заметили еще в магазине) люди узнали, что 48 рублей за упаковку, это вовсе не 48 рублей за килограмм, т. к. упаковка имела вес всего 800 грамм. Это не обман покупателя, а всего лишь манипулирование. Так происходит и с квартирами.
Раньше застройщики делали акцент на стоимости квадратного метра — писали в рекламе самую низкую стоимость квадратного метра в одной из квартир в доме, как правило, это были самые неликвидные варианты, а на популярные варианты стоимость была значительно выше. Люди шли и покупали квартиры у застройщика не по 80 т.р. за метр (как было указано в рекламе), т. к. это оказывалась стоимость метра в огромной квартире (и естественно итоговая стоимость объекта запредельная), а по 100 т.р., т. к. могли себе позволить только 1-2 ком. квартиру, а такие квартиры застройщик готов был продать только по такой цене.
Шли годы, ничего не поменялось — цена квадратного метра в ликвидных квартирах существенно выше, чем цена мало ликвидных квартир. Только рекламировать цену квадратного метра стало сложно, ведь она уже давно превысила психологические отметки (100, 200, 300 т.р.), поэтому маркетологи стали использовать обратный путь — идти от итоговой стоимости квартир.
Так появилась реклама в которой говорится о возможности купить квартиру очень дешево, например «своя квартира всего за 1,8 млн. руб.», вот только застройщик, заманивая к себе покупателя, не говорит большими буквами, а пишем мелким шрифтом (который мало кто читает), что это стоимость маленькой студии 15-18 кв.м., а полноценные квартиры имеют уже совершенно иную цену, или дополняя, что это только размер первоначального взноса, а через 1-2 месяца надо внести еще столько же.
Также сейчас пошла тенденция на продажу квартир обозначая не цену квартиры или квадратного метра, а указывая низкий платеж по ипотечному кредиту «Своя квартира всего за 13900 в месяц». Покупатель, увидев, платеж ниже арендной платы, считает, что застройщик продает очень дешевые квартиры, только на деле оказывается, что надо вносить первоначальный взнос чуть-ли не 90% от стоимости жилья или это платеж на первые 2-3 месяца, а потом надо будет платить в 2-3 раза больше на протяжении 20 лет, или это может быть сумма только основного долга, а проценты уже отдельно.
Таким образом, как и с сахаром, задача маркетолога состоит в том, чтоб заманить в офис потенциального покупателя, а уже в нем продавать что-то дорогое, при этом обмана со стороны застройщика нет: У нас есть квартира за 80 т.р. за метр — стоит 16 млн. руб., там 200 квадратов; Хотите квартиру за 1,8 млн. - возьмите студию 15 метров и т. д.
Самое интересное то, что такая работа маркетологов работает на отлично. Я знаю несколько примеров того, как люди действительно торопились купить студию за минимальную цену, радуясь, что смогли урвать такой лакомый кусок, ведь это их собственная квартира, да еще и смогли ее так дешево купить, считая, что потом они будут еще дороже. Вот только осознание практичности и целесообразности приходит значительно позже. Большинство покупают квартиры в ипотеку, а увеличив ежемесячный платеж на 3-5 т.р., которые в нынешнее время погоды не делают, а через 3-4 года тем более будут не заметны, можно купить уже полноценную квартиру, только обратного пути уже нет, пока долг не будет погашен придется жить в тесных условиях.
Или обратный пример: погнавшись за низкой ценой квадратного метра и купив большую квартиру осознание выгоды пропадает тогда, когда люди устают платить большие взносы по ипотеке, оплачивая огромные счета за коммуналку и вообще не понимая, зачем им большая квартира.
В итоге можно сказать, что не стоит смотреть на заявленную застройщиком цену, у застройщик одна задача - продать квартиру. Нужно выбирать то, что нужно именно вам как финансово, так и функционально, особенно если жилье приобретается с использованием заемных средств.