Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

По местам боёв и страданий

В Петрозаводске создаётся Музей Героев Донбасса.

Я уже писал о поездке нашей группы с гуманитарной миссией в зону специальной военной операции. Напомню, в неё входили члены Общественной палаты Карелии и поискового движения «Эстафета поколений» (лидер карельских поисковиков Илья Герасёв был организатором нашей поездки). Главной задачей было – передача вещей и предметов, которые по заявкам военнослужащих, находящихся на Донбассе в зоне специальной военной операции, мы заранее собирали и везли с собой в двух прицепах. Это была, как говорил Герасёв, точечная помощь: из рук в руки. От родных, находящихся в Петрозаводске, - их близким, воюющим на Донбассе. Либо представители воинских подразделений, с кем на постоянной связи находятся члены поисковых отрядов, задолго до нашей поездки присылали заявки Герасёву, чтобы затем нужное он бы приобрёл и отвёз на Донбасс.

Город Северодонецк. Местами мёртвый город. 20 сентября 2023 г.
Город Северодонецк. Местами мёртвый город. 20 сентября 2023 г.

Но была и вторая задача у нашей экспедиции в зону военного конфликта. Илья Герасёв, Валерий Лазарев, Андрей Петров, Леонид Зябкин и Сергей Моторин (всех участников поездки от поисковиков перечисляю) создают в Петрозаводске новый музей, называться который станет «Герои Донбасса». Из наименования его ясно чему посвящён будет музей и вот прошло уже несколько экспедиций, когда группа поисковиков выезжает в Новороссию, в места недавних боёв, чтобы по горячим следам собирать предметы и вещи, которые будут свидетельствовать о идущей сейчас войне на Донбассе. Сейчас и сказать затруднительно как терминологически отложится нынешняя «специальная военная операция» в завтрашних учебниках истории. То ли это будет «русско-украинская война», то ли «первая российско-натовская война» или как-то ещё по другому историки с политиками назовут её. И вот с мыслью об этом будущем уже ведётся в России работа по созданию региональных музеев, посвящённых подвигу российских воинов, отстаивающих прямо сейчас интересы России на исторически русском Донбассе.

Тут надо сказать как зачалось это новое музейное движение. Президент России Владимир Путин 2 февраля 2023 г., встречаясь с представителями общественных патриотических и молодёжных организаций в музее-панораме «Сталинградская битва», где тогда проходила выставка «Обыкновенный нацизм», поддержал идею создания экспозиции и музеев, посвящённых специальной военной операции и её участникам. После чего появилось его поручение Министерству обороны и Минкультуры России приступить к такой работе совместно с общественными объединениями, занимающимися поисковой работой.

В Петрозаводске тоже создана была группа, занявшаяся сбором экспонатов для будущего музея «Герои Донбасса». То есть ездили наши поисковики в зону СВО для собора предметов войны, обладая для того официальным разрешением (оформленным поручением президента), никакой самодеятельщины не было. Минобороны РФ обязано было помогать поисковикам собирать для музеев вещи пригодные для музеификации и экспонированию артефактов войны. Понятно, военнослужащие сами этим не занимались, но и поисковикам не препятствовали собирать свидетельства войны. Так группа Герасёва-Лазарева и погрузилась в челночные поездки на Донбасс. Туда везли гуманитарку, обратно - экспонаты.

И всё-таки доброе утро, потому что здесь больше не стреляют.
И всё-таки доброе утро, потому что здесь больше не стреляют.

Поскольку задача была официальная, государством одобренная, то и бойцы наши, из Карелии отбывшие в зону СВО, включились (кто желал того) в работу по сбору экспонатов для петрозаводского музея. В каких-то случаях, рассказывает мне Валерий Лазарев, участники экспедиции сами искали предметы, для этого лазая по подвалам домов, недавно освобождённых городов, в окопы заглядывая с разрешения военных. А когда и военнослужащие, уже зная о задаче создания в Петрозаводске музея Герои Донбасса, готовясь к встрече, сами собирали всё что может пригодиться для музея. В частности когда мы приехали на одно из заранее оговоренных мест передачи гуманитарного груза, нас там поджидал военный с позывным «Гудвин». Мы привезли нужные его разведывательному дивизиону предметы, а он нам в ответ подготовил ряд непригодных уже для войны вещей, а для музея это то, что нужно было.

Гудвин передал Илье Герасёву и Валерию Лазареву экспонаты для будущего музея Героев Донбасса.
Гудвин передал Илье Герасёву и Валерию Лазареву экспонаты для будущего музея Героев Донбасса.

Гудвин – профессиональный военный, уходил в своё время со службы в звании майора, и вот опять вернулся в строй - уже больше года воюет на Донбассе. Кстати, вместе с родным братом он здесь, который как и Гудвин добровольно отправился в зону СВО. Вот Гудвин с сослуживцами постоянно что-то интересное передают в будущий петрозаводский музей «Герои Донбасса», для которого собираются экспонаты. (В скобках скажу, что сам Гудвин со своим братом - уже герои, с уникальными судьбами; ещё вернусь к ним в следующих публикациях).

А в городе Северодонецке я познакомился с другими добровольными помощниками наших петрозаводских музейщиков. Женщина, уже в солидных годах (опущу возраст её), когда шли бои за город, вместе с родными и соседями по дому, несколько месяцев пряталась в подвале, день за днём переживая ужас бомбёжек, артиллерийских дуэлей (когда не известно чья арта похоронит тебя под завалами). Лазарев, познакомившись с женщиной, потом из её убежища не один имущественный факт «подвальной жизни» взял в создающийся музей. Это быт войны, который правильнее, конечно, ужасом назвать, когда каждый день как последний в жизни был для здешних обитальцев, долгие месяцы живших в темноте, в холоде, в сырости и полуголодными. Понимаем ли мы, живущие в тепле и в сытости, наших новых донбасских сограждан? И что предметы их реальной подвальной жизни расскажут нам, что мы почувствуем, прикоснувшись к пережитому ими горю и страданиям, представленными на музейных витринах? Не знаю, что ответить на этот вопрос.

Для фронта и для музея: встречные грузы.
Для фронта и для музея: встречные грузы.

А Герасёв с Лазаревым и товарищами их лезут туда, где рассчитывают что-то оригинальное найти для музея. Без фанатизма делая это, понимая, что фронт хотя и отодвинут, но тут всё же война только что прошла и нужна бдительность, чтобы по невнимательности и глупости не попасть на мину, скажем. Они меня так наинструктировали на сей счёт, что я как-то, наткнувшись на лежащий на земле учебник по литературе Украины, потянулся было за ним (прекрасный экспонат), а потом вспомнил их предупреждения и отдёрнул руку. Не подобрал учебник. Скорее всего и зря. Но был один в тот момент и повёл себя как и требовали поисковики дисциплинированно. Предмет (учебник) лишь сфотографировал.

Школьный учебник по Украинской литературе.
Школьный учебник по Украинской литературе.

А вот в подъезды, пока обходил руины многоэтажных домов, всё же, не удержавшись, заглядывал. Пахло пожаром, чем-то плесневеющим и, казалось мне, от всего отдавало противной сыростью. К некоторым строениям небезопасно было подходить, когда над тобой, с девятого по третий-второй разрушенные этажи нависали бетонные обуглившиеся плиты стен. Мёртвый город. По крайней мере, эта его часть, где я ходил, разглядывая последствий войны. Илья Герасёв здесь уже побывал прежде и, отыскав подвальных обитателей, записал с ними интервью. Для музея – это живые голоса войны. Он понимает мировоззренческую ценность таких бесхитростных человеческих воспоминаний.

Валерий Лазарев (справа) собирает автографы участников СВО для Музея Героев Донбасса. Бойцы расписываются на знамени с символикой Карелии. В историю входит бывший мэр Петрозаводска Владимир Любарский.
Валерий Лазарев (справа) собирает автографы участников СВО для Музея Героев Донбасса. Бойцы расписываются на знамени с символикой Карелии. В историю входит бывший мэр Петрозаводска Владимир Любарский.

Анатолий Цыганков