Всем доброго дня. Не так давно интересовались мы темой, касающейся судоходства на наших сибирских реках в конце 19 - начале 20 века. Сейчас, по крайней мере, в верховьях Оби сильно сократилось количество речных судов, да и количество перевозимых грузов также уменьшилось. У нас дача на берегу Катуни. И еще лет 30 назад там активно ходили суда на подводных крыльях, а также каждые полчаса мимо проплывали баржи, груженные песком. А еще мы активно заготавливали дрова в период лесосплава, собирая бревна, которые прибивало к берегу. У нас уже несколько лет лес по реке не сплавляют. Видимо, хватает железных и автомобильных дорог. Заинтересовались этой темой. Начали изучать, а сейчас реки используются именно для транспортировки пиломатериала или все-таки это время уже полностью прошло? И в процессе изучения информации наткнулись на крайне интересную статью, в которой рассказывалось про заметки и наблюдения путешественников из Европы, которые посещали нашу страну в 18-19 вв. В своих очерках они описывали достаточно интересный процесс, свидетелем которого стали. Нас тема заинтересовала, захотелось с читателями блога поделиться. Так что поехали.
Что так удивило европейцев на Волге.
В то время международный туризм был, мягко говоря, не развит. Люди ездили в другие страны в основном «по делам». Чаще всего это были либо купцы, искавшие выгодной торговли, либо дипломаты. А бывало и так, что один человек все это совмещал. Но предполагаем, что в большинстве это были люди, обладающие некоторой долей авантюризма в характере. Очерки иностранцев о России того времени выделяются тем, что практически все они жалуются на отсутствие дорог в их понимании. Все-таки любая европейская страна сильно меньше по размерам, и там дороги проще делать. Но вот что удивило одного путешественника, который попал на лесосплав на Волге, это суда, которые только у нас делались. Можно сказать, мировое «ноу-хау» того времени.
Да и сейчас, думается, что тоже. Дело в том, что для транспортировки пиломатериалов в то время использовали не только способ, когда бревна просто сплавляли по реке, связывая в плоты. Российские лесопромышленники освоили такой прием. Они делали из пиломатериалов одноразовые корабли-баржи, которые своим ходом шли по крупным рекам. Назывались они «беляны». Иностранец, которого они поразили, имел отношение к кораблестроению, записал в своем дневник: «Мы русских учили корабельному делу, а теперь и нам можно у них поучиться».
Что из себя представляли «беляны»
Как выше писалось, это одноразовые суда. Но главное тут — это их конструкция и размеры. Первое, это были достаточно крупные корабли по 100 метров длиной, до 30 метров шириной и грузоподьемностью до 800 пудов (1 пуд — 16 кг). И для понимания, длина Титаника 269 метров, а ширина 28 метров.
На тот момент, наверное, судов больше, да еще и ходящих по рекам, не делал никто. Конструкция была простая. Дно было плоское, борта из вертикального бруса с определенными распорками. И главное, пиломатериалы не подвергались обработкой смолой, как любые суда того времени. Делалось это по той причине, что они служили один навигационный сезон. Грузили такие суда определенным способом. Укладывали бревна таким образом, что верхний слой выступал краями за нижний. И так в несколько ярусов. Бревна укладывались с промежутками, чтобы их воздухом обдувало. Так они не портились при транспортировке.
Сверху на этот настил ставили небольшие срубы, в которых жила команда, обслуживающая судно. Команда такого судна была от 30 до 80 человек. Самый главный член команды - лоцман. Посадить подобную громадину на мель означало ее потерю. Да и судоходству это могло очень сильно помешать. Подобные суда ходили по рекам до начала 20 века. В то время был рассвет пароходов, которые требовали очень много топлива. И они его и обеспечивали. После суда начали переводить на двигатели внутреннего сгорания.
От автора блога.
Сейчас макеты этих судов можно увидеть в краеведческих музеях Костромы и Нижнего Новгорода. От нас это далеко, а так с удовольствием бы посетили. Мы когда заезжаем в город, в котором еще не были, обычно всегда стараемся сходить в государственный краеведческий музей. Там на удивление бывает достаточно интересно. История – это всегда интересно. Если есть мысли на эту тему, добро пожаловать в комментарии. Высказываемся, не стесняемся. Мы же сейчас ищем книги с дневниками путешественников-иностранцев того времени. Если вы такие знаете, напишите в комментарии. Интересно будет почитать. И спасибо за ваши отметки «палец вверх», помогают развивать канал!