Недавно в обзоре новых книг для детей и подростков я упоминала книгу Майи Бессоновой "Маленькое голубое платье". Поскольку Майю я знаю уже сто лет, как-то она даже вела у моего сына уроки литературы, я обычно покупаю и с удовольствием читаю каждую ее новую книгу. Рассказываю, что вычитала в этой.
"Маленькое голубое платье" - это небольшая повесть для дошкольников, которая состоит из небольших глав. Главные герои этой повести - детские вещи, то есть одежда: платье, свитер. футболка, джинсы и так далее. Они живут в детском шкафу, любят своих хозяев и очень не хотят, чтобы их пачкали, портили и выбрасывали.
Вот что пишет автор книги, Майя Бессонова, о своей новой истории:
Некоторое время назад я задумалась о том, что такое разумное потребление.
Экономия? Ограничения? Отказ от любимых вещей и привычек?
Оказалось, что ни то, ни другое и ни третье. А просто такой образ жизни, когда ты к покупке и использованию вещей относишься с умом: не покупаешь «случайные» вещи, сдаёшь на переработку всё то, что можно переработать, не выкидываешь ненужное, а отдаёшь на социальный склад или в специальные боксы.
Стоит сказать, что эти привычки отлично прижились в нашей семье.
Сейчас дети знают, что для стекла и консервных банок у нас есть отдельное ведро, что пластиковую тару нужно помыть и оставить сушиться, а дырявые носки совсем не обязательно выкидывать.
Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей узнали и разделили идею разумного потребления, подумали о том, какой грязной и непригодной для жизни станет наша планета, если много покупать и много выкидывать.
Поэтому я и написала весёлую и увлекательную книгу об обитателях детского шкафа: Голубом Платье, Шерстяном Свитере, Вельветовом Комбинезоне и других.
О том, как они боятся стать грязными, порванными, ненужными, как переживают о том, что станет с ними, когда дети вырастут. А ещё, конечно же, о мудрых взрослых, которые найдут выход из любой ситуации и смогут спасти, казалось бы, совсем обречённую вещь.
Действие книги охватывает примерно год. В самом начале платье забирают из ателье и дарят маленькой девочке. В конце девочка отправляется в первый класс. За год она вырастает из своего нарядного платья, и его отдают другой семье, для другой девочки. Чем-то это все напоминает сюжет известной серии мультфильмов "История игрушек", да и по смыслу есть совпадения: тоже любимые вещи, которые переходят из одних детских рук в другие, становятся спутниками самых радостных моментов детства.
Что произойдет с платьем за этот год? Сначала оно отпразднует день рождения, порадуется, что его хозяйка очень аккуратная и чистоплотная. Затем оно сходит вместе со своей девочкой в детский сад, поможет ей там с пуговицами, а грязной футболке подскажет, как избежать мусорного ведра. Потом познакомится со всей остальной одеджой в шкафу своей девочки. Один раз побывает Новогодним Платьем (мама пришьет к нему мишуру и прочие украшения). Потом повисит в шкафу и обретет новую хозяйку. Свои истории случатся и с другими обитателями шкафа: вельветовый комбинезон мама девочки украсит вышивкой и пуговками, чтобы он стал больше похож на одежду девочки. Розовые носки перешьют в мячики для игры в кегли. Свитер, из которого девочка выросла, распустят и свяжут теплые носки. А та фуболка, которую Платье спасло от мусорки, станет самодельной игрушкой для сна в детском саду.
Из описания сюжета понятна основная идея этой книги: вещи нужно беречь, не нужно из выбрасывать, куда лучше их переделать. В каждой главе автор рассказывает либо о том, как вещи приятно, когда ее берегут, или как хорошо, когда ненужная вещь обретает новую жизнь: ее либо переделывают, либо находят ей нового хозяина.
В этой книге главные герои - это вещи, может быть поэтому эти персонажи получились ярче, чем персонажи-люди. Что дети, что взрослые в этой книге - скорее функции, чем живые люди, у меня не получилось эмоционально проникнуться ни к одному из них. Здесь, конечно, можно возразить, что книга и не для меня написана, а для девочки дошкольного возраста. Но я читаю много разных детских книг, и за годы более-менее научилась определять, где герои сложные и живые, а где сконструированные и типичные. Я сама предпочитаю первых. Добавлю, что дело вовсе не в потребностях "внутреннего ребенка". У меня, пожалуй, нет никакого "внутреннего ребёнка", я, простите, вся целиком взрослая. При этом я очень хорошо помню свое детство (лучше многих знакомых взрослых), у меня вырос сын, с ним я прожила его детство. Так что моя история отношений с детской литературой - это никакие не потребности неведомого мне "внутреннего ребенка", это желание понять смысл литературы и культуры детства в контексте большой литературы и культуры. Впрочем, я отклонилась от основной темы, ведь хотела сказать только то, что в книге про Маленькое Голубое Платье у Платья больше индивидуальных черт и симпатичных качеств, чем у его хозяйки, девочки Розы и всех остальных персонажей-людей. Впрочем, персонажи-вещи тоже довольно простые, у каждого очень понятные цели и стремления, что, наверное, хорошо, ведь книжка придумана для одной простой цели: помочь ребёнку полюбить свои вещи и научиться с ними бережно обращаться. Думаю, что книга вполне может справиться с этой задачей.
***
Добавлю, что вообще люблю сказки, в которых оживают разные вещи. Самое очевидное тут, это, конечно, сказки Андерсена, но и среди современных детских книг таких очень много. Вспомним хотя бы "Приключения новогодних игрушек" Елены Ракитиной или "Новогоднюю тайну игрушек" Ольги Лукас, о которой я раньше писала.
Чаще всего детские авторы оживляют именно игрушки! Но бывает, что персонажами становятся и другие вещи, с которыми взаимодействует ребенок: автомобили, обувь, одежда.
***
Заинтересовала ли вас эта книга? Предложили бы такую историю своему ребенку?