Приветствую моих полтора землекопа подписчика, я возобновляю деятельность на канале и дополняю рубрику о нашем метро. И так, снова интересные факты:
1. Как и в Москве, фирменная буква "М", со временем претерпевала изменения, периодически обновляя свой дизайн. На изображении ниже можно наглядно увидеть, как менялся логотип Нижегородского метрополитена.
2. Строительство Нижегородского метрополитена унесло жизни нескольких рабочих
На всех крупных стройках так или иначе происходили При строительстве станции "Стрелка", произошел обвал котлована, в ходе которого засыпало рабочего, спасти его не удалось. Из открытых источников известно, что "Вчера ночью на строительстве ветки Нижегородского метро погиб 31-летний строитель. По сообщению пресс-службы Государственной инспекции труда по Нижегородской области, несчастье с молодым электросварщиком произошло в два часа ночи." "Как уточняют в ведомстве, во время разработки котлована на мужчину обрушился фрагмент наружной оболочки перегонного тоннеля на строящейся Сормовско-Мещерской ветке" У ... трагически погибшего при строительстве станции метро «Стрелка», осталась жена и двое детей." Имя рабочего не разглашалось, а по поводу гибели человека, было заведено уголовное дело
При строительстве станции "Московская" Горьковского (сейчас Нижегородского) метрополитена, произошел обвал стенки котлована, в ходе которого погибли двое студентов из стройотряда, организованного Горьковским политехническим институтом (сейчас НГТУ им. Р.Е. Алексеева). Погибшими были Алексей Цитронов и другой студент, родом из Туапсе, имя которого, к сожалению не удалось выяснить. По сей день, в интернет- пространстве данный трагический случай упоминается в контексте мистики. Его можно встретить в любом массиве информации посвященном нашему метро. Факт прост и при этом будоражит своей формулировкой: " ..но ходят слухи, что с тех пор в нашей подземке гуляет призрак строителя в каске. Немногочисленные очевидцы-пассажиры утверждали, что он появляется полупрозрачным фантомом, а некоторые работники метро слышали странные звуки из тоннеля, но скептически сваливали эту аномалию на принцип построения подземных путей". Обязательная приписка гласит, что возможно это не упокоенные души студентов, и приводится свидетельство "очевидцев" видевших фантомов в касках. Не менее драматичным является обстоятельство, что жена А. А. Цитронова, затем продолжительное время работала в Нижегородском метро. В завершении этого пункта, важно добавить, что начальник строительного участка Анатолий Алексеевич Захаров, на котором погибли молодые люди, понёс наказание. Он отсидел, вернулся на работу в метро, сделал карьеру, а позже, через несколько лет после трагедии, при строительстве "Московской", погиб в дтп во Владимирской области. Вместе с водителем и дочерью, приехавшей на каникулы из-за границы, Захаров возвращался из московского аэропорта домой в Нижний Новгород. В автомобиль врезалась встречная машина, водитель которой заснул за рулём... Так или иначе, эта история не о привидениях, а о человеческой халатности, приведшей к трагическому исходу.
3. Недостроенные долгострои
Метрополитен сам по себе вечный долгострой, яркий пример Московский метрополитен, чье количество станций уже перевалило за 200. Ну правда ,столица, сколько можно, когда вы уже насытитесь, остальным городам тоже надо. Наш метрополитен это тоже коснулось, только в негативном контексте: действующие две линии недоделаны, третья не начата, а на существующих станциях уже успела обветшать инфраструктура и есть недоделанные элементы. Примером может служить переход на Канавинский автовокзал возле станции "Канавинская", который хотели сделать для удобной пересадки на наземный транспорт. Также стоить вспомнить не построенный надземный переход у станции "Буревестник". На данный момент также к недоделанному добавляет постройка навесов над входами, в замен ранее снесённых.
4. Единственное самоубийство
Нижегородский метрополитен - размеренный, спокойный, уютный и не особо примечательный на громкие события. Это хорошо, значит сотрудники добросовестны и профессиональны, а пассажиры в безопасности. Но все- таки мы не можем учесть все факторы, в частности намерения простых людей. Плюс, затрагивается известный парадокс: при всей безопасности метро очень травмоопасно (платформа, двери, тоннель). Именно поэтому, к сожалению, в истории нашего метро есть успешный суицид, хотя известны и попытки. На станции "Автозаводская" молодой человек совершил страшный поступок, как выяснилось из-за проблем по учебе. Любому, кто чуть более углубленно изучает специфику суицида, понятно, что заваленный экзамен, только спусковой крючок для такого действия. Душевные проблемы, психологическое саморазрушение, все это длится и зреется долго. Единственный выход это идти к специалисту - психологу, психотерапевту, да хоть к психиатару, т.к. это твоя жизнь и она ОДНА. К сожалению Никита Августинопольский, не смог справиться со своими проблемами. По информации из открытых источников, известно, что погиб он мгновенно, на пол часа заблокировав движение на Автозаводско-Нагорной линии метро.
5. Проектные названия станций были другими
Станция на эскизе и станция построенная могут сильно различаться, чаще всего по названию. Часть станций поменяли свое первоначальное наименование:
- "Горьковская" - изначально "площадь Горького", должна была быть глубокого заложения.
- "Московская" - могла зваться "Московский вокзал", но краткость все-таки сестра таланта.
- "Чкаловская" - без изменений, в честь нашего земляка, летчика-испытателя А.В. Чкалова, интересно что, пол и ступени станции сделаны с подогревом.
- "Ленинская" - могла именоваться "проспект Ленина" Не знаю правда или нет, но меня посетила мысль что названия некоторых станций укорачивались, дабы сэкономить на строительстве (т.к. желание сэкономить не скрывалось, но все же "Двигатель революции оставили как есть). По проекту пол должен был отражать освещение потолка.
- "Заречная" - без изменений, одна из интереснейших в плане оформления станций, особенно керамические панно в вестибюлях.
- "Двигатель Революции" - в проекте "Завод „Двигатель Революции“", после распада Советского Союза, было предложение переименовать в "парк Дубки" или "Завод "РУМО"". Слава Богу не получило поддержки и интересный топоним сохранился.
- "Пролетарская" - стандартная сороконожка, без изменений.
- "Автозаводская" - изначально "Северная", в честь северной проходной ГАЗа, но станция оказалась на момент постройки одной из самых южных в городе, поэтому переназвали.
- "Комсомольская" - а вот она должна была быть "Автозаводской") В связи с переименованием предыдущей станции, переименовалась и эта.
- "Кировская" - название не изменилось, но изменился дизайн, стены и колонны должны были быть облицованы плиткой, но от этого отказались.
- "Парк Культуры" - в проекте "Ждановская" из-за одноименного проспекта, расположенного рядом. В перестройку, по актуальному веянию, Жданов был предан забвению, и соответственно топонимы с ним связанные.
- "Канавинская" - изначально так и называлась, в честь района, бывшего города, некогда родины знаменитой ярмарки.
- "Бурнаковская" - первоначально "Куйбышевская", т.к. по проекту выходила на одноименную улицу. Станция открыта в 1993, поэтому нарратив постсоветской декомунизации сделал свое дело, переименовали в честь микрорайона.
- "Буревестник" - изначально "Калининская", по близлежащему микрорайону (расположен вдоль ул. 50 лет Победы), но решили отдать дань Алексею Максимовичу, нет я горжусь нашим земляком, но мир клином на нём не сошелся (хотя город носил его фамилию)
- "Стрелка" - Тут интересная ситуация: изначально "Стрелки" не было, в советском проекте после "Московской" планировались станции "Ярмарка"(строго между р. Окой и ярмарочным домом, сделали задел) и "Мещерская" (под серединой Мещерского бульвара, аккурат между Мещерским озером и 2-ым мещерским микрорайоном, не построили). В предверии "Чемпионата мира по футболу 2018", проект доработали, добавили "Волгу"(ул. Карла Маркса) и "Стрелку"(ул. Самаракандская, аккурат под Стадионом "Н.Новгород"), т.е. участок в 4 станции, а не две. Но громко облажавшись, еле достроили "Стрелку", предварительно сместив её на середину между проектными "Стрелкой" и "Мещерским озером", отказавшись от строительства последней. Про "Волгу" благополучно забыли.
Бонус (Строится/будет после дождичка в четверг):
- "Сенная" - интересно, что её не было в советском проекте, редкий случай в нашем метро когда станция буквально заложена с нуля. Держим кулаки за рабочих и инженеров.
- "Площадь Свободы" - При советском проекте изначально называлась также, но при обновлении проектной документации могла получить название "Оперный театр", т.к. расположение станции смещалось, южнее, под ул. Белинского. В результате общественных слушаний и новых переделок, старое название и расположение оставили. И хорошо, все-таки площадь - важный пересадочный узел и не нужно вырубать красивый сквер 1905 года. Медленно но верно строят, сил и терпения нашим метростроевцам.
- "Сормовская" - Без изменений, в советское время не успели сделать рендер станции. Известно, что она задумывалась односводчатой из монолитного железобетона. Предположительно будет открыта годом позже "Сенной" и "Пл. Свободы", пока даже забором место стройки не огородили..
- "Варя" (у одноименной станции электрички, там даже прямоугольный пустырь есть, строй не хочу) - Изначально "Спортивная", в честь близлежащего микрорайона, который так зовется из-за стадиона "Старт", сказали, строить не будут, т.к. нецелесообразно, но не исключают в будущем.
6. Занимательная палеонтология
На станциях одетых в мрамор можно обнаружить ископаемых организмов, которые добавляют определенную изюминку в оформлении метрополитена. Наиболее известны ископаемые Московского метро, но и в Нижегородском метро они есть. Смотрите в галерее ниже.
7. Таинственный пикет 87.
Интересный факт приводит портал nnstories
"Ещё одна потусторонняя история связана с пикетом 87 (первая про фантомов погибших студентов - прим. О Нижнем). Пикет - это точка на трассе, служащая для определения положения вдоль линии путей. 87 пикет находится ровно посередине между станциями Пролетарская и Автозаводская. Нередко в этом месте работники подземки отмечали сбои в работе оборудования без особых на то причин. Местные перефразируют шутку товарища Брыля из к/ф «Чародеи»: в лесу – Леший, в Доме – домовой, а у нас – Тоннельный." Про это нет никакой информации в сети, дико любопытно откуда авторы статьи на портале это взяли. Все таки по какой-то не понятной мне причине людям интересна тема паранормальных явлений.
8. В Нижегородском метро на самом деле 16 станций, а не 15
Самый короткий факт, заключается в том, что станция Московская это две станции, а не одна большая, т.к. станция определяется наличием платформы, коих две. На момент строительства, такой способ, был экспериментальным, новаторским, две станции под одной крышей. В Новосибирском метро, ровеснике нашего метрополитена, остались верны классике, сделав пересадку, в виде перехода между двумя отдельными станциями, у нас изначально хотели сделать также. Путевое развитие станции также примечательно, оно не соответствует изначальной задумке. Направления по линиям были другие(смотрите в галерее ниже)
Завершить подборку интересных фактов, мне бы хотелось отрывком из книги Юрия Щукова "Горьковский метрополитен", я считаю, что сегодня, как никогда нам всем нужно ободряющее слово, пусть и из 1986 года:
"Как бы там ни было, а это — всего лишь начало. Через год вступят в строй "Автозаводская" и "Комсомольская", ещё через два — "Ждановская" и "Кировская". Метро пойдёт в Сормово, на Мещерское озеро, в Нагорную часть. Будут новые трудности на пути метростроевцев. Будут новые пуски"
Всё будет хорошо, до новой встречи)
Список источников, использованных для написания данной статьи:
1. 10 малоизвестных фактов о нижегородском метрополитене (https://nnstories.ru/facts-subway)
2. Из истории строительства Нижегородского метрополитена | Государственная архивная служба Нижегородской области (https://www.archive-nnov.ru/?id=4166&ysclid=lnx9uh1mqc192990241)
3. Горьковский метрополитен (книга) — Энциклопедия нашего транспорта (https://wiki.nashtransport.ru/wiki/Горьковский_метрополитен_(книга,_часть_4)
4. ЧП под землей: рабочего засыпало при строительстве метро (https://www.province.ru/nn/news/item/4327.html?ysclid=lnxhuhtfdp127262019)
5. Нижегородский метрополитен (https://wikipedia.akarpov.ru/wikipedia/A/Нижегородский_метрополитен)
6. Подслушано Н.Новгород, новости (https://vk.com/wall-58632226_996188?ysclid=lnxoc8qsr8982282916)
7. Версия: Студент бросился под поезд из-за экзамена - KP.RU (https://www.nnov.kp.ru/daily/26490.5/3359738/?ysclid=lnxocij0fe334938279)
8. "Шагнул в пустоту". новые подробности...(https://www.nn.ru/text/incidents/2013/06/11/25811751/)
9. Мертвые страницы (https://vk.com/photo-97611353_401660213?rev=1)
10. Открылся новый выход станции метро «Московская» - 18 июня 2018 - nn.ru (https://www.nn.ru/text/gorod/2018/06/18/62626351/)
11. Яндекс метро (https://yandex.ru/metro/nizhny-novgorod)
12. ВКонактеМетрополитен (https://vk.com/vkmetropoliten)