Найти в Дзене
Хроники Баевича

Психология бильярда. Каталы. Глава 2 Иерархия в мире бильярда.

Параграф 1. Классификация игроков на Западе.
Бильярдный бум, начавшийся на Западе (Европа, Америка, Азия) с конца 80-х годов, полностью изменил образ бильярда в цивилизованных странах.
«Если вам не больше пятидесяти, вы скорее всего, никогда не имели возможности посещать старые добрые бильярдные-прокуренные, плохо освещенные, где чуть ли не каждый третий - катала. Таких бильярдных не существует уже несколько лет. Сегодняшние бильярдные залы и клубы в подавляющем большинстве - это большие и привлекательные заведения, расположенные в благополучных городских или пригородных районах. Кстати, многие подобные заведения хоть и называются клубами, но для их посещения вовсе не нужно членство или соблюдения каких-либо других клубных формальностей», - Ева Лоренс - 19-кратная победительница профессиональных турниров по бильярду.
В современном мире все люди, играющие в бильярд условно подразделяются на два вида: любители и профессионалы, катал, как явления, нет вообще. Профессионалы - это игроки зарабатывающие на жизнь только бильярдом, они участвуют в профессиональных турнирах и в показательных выступлениях, у каждого из них есть контракты с фирмами по рекламе товаров, контракты с телевизионными каналами на участие в бильярдных шоу. Все остальные бильярдисты - любители, хотя для них также организуются различные турниры и первенства.
Значит, на деньги в бильярд на Западе уже не играют? Играют, конечно, но это не носит такой массовый характер, как в 30-х годах.
В годы, когда бильярд был на грани вымирания (в 40-х и потом в 70-х годах), закрывалось огромное число бильярдных. Так, если к началу 40-х годов в одном только Нью-Йорке насчитывалось около пяти тысяч бильярдных,то в 70-х осталось только два зала. Что поддерживало подобные заведения на плаву - это то, что они превратились в своего рода биржи, где делались ставки, где игра велась почти исключительно на деньги. Если вы любитель такой игры, если вам нравится наблюдать за игрой на деньги или если вам хочется окунуться в специфическую атмосферу тех времен, то вам нужно именно такое заведение.
Их число медленно, но верно сокращается, и сегодня в США число таких бильярдных не превышает, вероятно, трех десятков, то есть скорее
 всего вы не найдете чего-то подобного в городе с населением менее полумиллиона человек.
...Если окажется, что в вашем городе действительно есть такая бильярдная «биржа», то расположена она наверняка будет далеко не в процветающем или престижном районе и дела там скорее всего идут не лучшим образом.
В таком заведении не найти ни бильярдных магазинов, ни сувенирных ларьков, ни игровых, ни музыкальных автоматов, ни ресторанов. А вот средненький кофе и густой табачный дым от дешевых сигарет - это гарантировано. Столы и аксессуары хотя и будут иметь «ветеранский» вид, но, как правило, они поддерживаются во вполне достойном и рабочем состоянии, так как на них делаются немалые деньги.
Даже если вы неплохо играете, будучи в такой обстановке новичком, то наверняка проиграете. Чем больше вы проиграете, тем дольше вас будут вспоминать в этом заведении. Утешаться останется только тем, что за свои деньги вы достигли хоть какого-то уровня популярности», - Ева Лоренс.
Таким образом, ясно как обстоят дела с бильярдом на Западе, и в Америке в частности.
Параграф 2. Классификация игроков в России.
Классификация игроков в современной России достаточно сложная и запутанная. В связи с полной неразберихой в бильярдном мире России довольно трудно понять кто есть «ху». Однако, будем понемногу разбираться. Для начала окунемся в историю, лет на сто пятьдесят назад.
Вторую половину 19 века и весь 20 век бильярд в России популярен, как никогда и катают шары все слои населения - от царя до простого работяги. В эту категорию входят известные литераторы, военные, купцы, фабриканты, помещики, ремесленники. И хотя уровень их игры был весьма разный, и играли они всегда на деньги, назовем эту группу «любители», т.к. помимо бильярда, имеются другие источники дохода. Можно сказать, что для них это было хобби. Далее по уровню игры стоят маркеры, хотя и очень примитивные люди. Вот из маркеров, как правило, формировались каталы, так как они (маркеры) зачастую использовали нечестные методы игры. Бильярдные шулеры, также, могли появиться из бывших военных, аристократии. На высшей ступени этой иерархии по уровню мастерства стоят «артисты». Артисты презирали катал и маркеров и частенько наказывали их (выигрывая деньги). Как вы понимаете, профессионального спортивного бильярда в то время не было и в помине.
«Заслуживают отдельных слов артисты - выдающиеся игроки от Бога.
...Превосходный игрок должен иметь великолепное зрение, мастерский удар, красивую постановку, большую силу и выносливость, которая приобретает решающее значение при продолжительной и крупной игре; затем истинно философское хладнокровие, глубокий расчет, полную невозмутимость при отчаянной смелости и присутствии духа.
Артист в бильярде - человек, отличающийся особенными способностями к игре. Все перечисленные качества развиты у него в высшей степени, но главным образом, относительно применения их к бильярду, как таковому...
...Трудно только выучиться играть на бильярде. Самому способнейшему игроку необходимо не менее 4-х лет усердной игры, чтобы достигнуть известной силы (игра большей части маркеров на их бильярдах). Затем нужно два-три года серьезной игры на интерес, чтобы превзойти маркеров. А для того, чтобы стать действительно артистом для этого необходимы, кроме обыкновенной игры, ежедневные упражнения соло, подобно гаммам на скрипке или рояле», -
А.И. Леман.
Из тысячи талантливых игроков только один становится настоящим артистом. Артист никогда не будет использовать в игре нечестные приемы, скрывать свой истинный уровень, играть не по правилам. Для артиста деньги не главное, главное игра. Кстати, именно таким игроком был легендарный Анатолий Леман. Вот как он отзывается о маркерах того времени: «Внимательному наблюдателю прямо бросается в глаза то, чем отличается маркерская игра, а именно: серьезное отношение к игре вообще, а к игре с «крупным интересом» в особенности; отличное знание бильярда и широкое применение в игре этого знания; смутное понимание идеи игры и неясное стремление к осуществлению этой идеи.
Полная неразвитость и невежество маркеров весьма много мешают им наблюдать законы удара шаров и делать выводы, могущие содействовать их дальнейшему совершенствованию в игре. Обыкновенно маркер в шесть-восемь лет наколачивает руку и начинает облущивать купцов и саврасов.
Но когда с ним сойдется тонкий и спокойный игрок, маркер падает духом и тотчас отказывается от игры, если не успел «зацепиться», а если «зацепился», то проигрывается в пух.
Как бы там ни было, игра маркеров коммерческая и средней силы. Редко попадается между ними игрок замечательных способностей. А между тем сколько было бы действительно замечательных игроков, если бы маркеры и любители разумно изучали игру. В данном случае игру на бильярде можно совершенно уподобить игре на скрипке. Самоучка никогда не будет солистом, если не пройдет школы игры под руководством профессора. А так как профессоров на бильярде очень мало, то и учеников, будущих солистов, тоже мало» - А.И. Леман.
Поражает, как психологически точно описывает А.И. Леман поведение маркеров и артистов во время игры. Свою книгу «Теория бильярдной игры» А.И. Леман писал более ста двадцати лет назад, когда никакой психологии и в помине не было, а как точно он характеризует тот или иной класс игроков, как будто эта книга была написана нашим современником. Я совершенно не согласен с некоторыми современными теоретиками бильярда, что книга Лемана давно устарела и не актуальна сегодня. Таким господам хочется сказать «Леман - гений на все времена, а вы кто...?»
Кстати, вот как пишет он о любителях: «Если вы горячи, вспыльчивы и великодушны, не играйте на крупный интерес. Вы будете беспрерывной жертвой шулеров. Если вы и будете иметь успех вначале, то «сдадите» при непрерывном отыгрыше и в конце концов проиграете. Всем таким любителям советую выбирать партнера с осторожностью.
Но если вы беспощадны и невозмутимы и знаете тот бильярд, на котором хотите сразиться, то схватывайтесь со всяким: две первые партии определят вам силу противника, как бы он ни скрывал игру, и вы всегда можете вовремя остановиться, благодаря выдержке. Впрочем, обыкновенно любители играют для удовольствия со знакомыми, изредка заинтересовывая ничтожной ставкой партию и главным образом на одном и том же бильярде. Они мало видят игру, многие удары им неизвестны, да у них и нет стремления совершенствоваться. Ведь им надо лишь убить время или просто поиграть для моциона».
Таким образом, градация игроков того времени выглядит следующим образом - любители, маркеры, артисты, а в качестве бильярдных шулеров (катал) могут выступать как маркеры, так и любители.
Тем не менее, вернемся в современную бильярдную Россию. Классификаций (или градаций, как хотите) игроков в современном бильярдном мире России может быть несколько, в зависимости от того, что есть для вас бильярд.
Одной из самых общепринятых градаций игроков является градация по уровню мастерства, которая основана на трех принципах: первый принцип заключается в том, что бильярд - это игра умная, для интеллектуальных людей. Это означает, что для понимания игры необходимо рассчитывать ход игры на несколько шагов вперед, эффективно управляя битком, делая точные выходы и если необходимо отыгрыши. Второй принцип заключается в том, что для полного понимания игры необходимо освоить все сложные технические навыки. Необходимо не просто заколачивать шары, а понимать как именно эти шары забивать, в казалось бы, безнадежных ситуациях.
Третий принцип состоит в том, что совершенно не достаточно самостоятельно оттачивать технические приемы, необходимо постоянно играть с соперниками, причем выбирая сильных.
Согласно этим принципам классификация игроков будет выглядеть следующим образом: «Любитель», «вечный студент», «спортсмен», «катала». Рассмотрим отдельно каждое из направлений по которому может пойти игрок (т.е. кем в этой классификации он будет).
Итак, «любитель» - человек, пришедший в бильярдную приятно провести время, иногда с подругой, но, как правило, с друзьями. «Любители» играют в бильярд не регулярно, время от времени, не оттачивают свою технику и не интересуются теорией бильярда. Хотя среди них встречаются сильные игроки, но они не идут дальше в развитии своего мастерства, оставаясь «любителями» всю жизнь.
Так как у современной знати (бизнесмены, чиновники, депутаты и другие слуги народные) появилась мода играть на бильярде, то будучи не бедными людьми, они - лакомые куски мяса для шакалов, имя которых каталы.
По этой классификации «любители» - это самая большая группа игроков. Это естественно, так как играть в бильярд хотят все, а действительно научиться играть, понять игру - немногие.
Следующим по этой градации игроков стоит «вечный студент», который пытается самостоятельно познать тайны бильярда, но не играет с более сильными соперниками для улучшения своей техники, не берет уроки у профессионалов и не участвует в каких-либо соревнованиях. «Вечный студент» доволен своими постоянными партнерами, но с тем условием, что эти партнеры тоже понемногу растут. «Вечный студент» иногда упорно по несколько часов может отрабатывать какой - либо удар, забывая при этом, что в процессе игры, комбинация шаров на столе непрерывно меняется и никогда не повторяется. Хочу посоветовать «вечным студентам» при отработке какого -либо удара, постоянно усложнять ситуацию.
Если «вечный студент» замечает, что его постоянный партнер отстает в технике, то он теряет интерес к игре и понимает, что зашел в тупик. Наиболее продвинутые «вечные студенты» не видя выхода, переходят в другую категорию игроков -в «спортсмены». На этом этапе «вечный студент» набирается смелости и начинает играть с другими партнерами, расширяя свой круг. «Спортсмен» по
немногу начинает участвовать в турнирах (для начала в клубных), приобретая все больший и больший опыт игры.
Почувствовав свою силу, «спортсмены» начинают играть на интерес с посетителями клуба, куда они постоянно ходят.
Конечно, категория «спортсмен» весьма условна, т.к. в нашем понимании спортсмен - этот тот, у кого есть тренер, кто постоянно тренируется, соблюдает спортивный режим, участвует в соревнованиях. Так как в бильярде ограничений по возрасту не существует, то «спортсменом» может стать игрок, которому за пятьдесят, не имея тренера и не соблюдая никакого режима. Уже само участие в каких - либо официальных бильярдных турнирах и первенствах переводит «вечного студента» в разряд «спортсмена». По итогам турниров, таким игрокам могут быть присвоены разряды или спортивные звания.
К сожалению в России занятие спортивным бильярдом не может материально обеспечить игрока. В этот момент «спортсмен», набравшись необходимого игрового опыта, получив звание «Мастер спорта» (или не получив) понимает, что талант не может его прокормить и начинает задумываться о карьере каталы.
Бесспорно каталы мастера своего дела, классные игроки, но тут у них возникает внутренний психологический конфликт. С одной стороны их игрой восхищаются, слагают о них легенды, а с другой - их ненавидят и презирают (это характерно только для России).
Следующая классификация игроков основывается не только на уровне игры, но и на денежном интересе, и выглядит она так: «лох, «ВИП-лох», «исполнитель», «катала», «шпилевой»:
«Лох» - пренебрежительное название слабого игрока или игрока, на котором можно нажиться, заставив его тем или иным способом, играть на деньги. «Лохи» существуют во всех азартных играх - карты, казино, лохотрон, бильярд, наперстки. «Лох», не отдавая отчета в своих игровых способностях, пытается выиграть деньги. В бильярде «лохи» - это игроки только-только научившиеся держать кий, овладевшие некоторыми техническими приемами, не понимающие игру, но уже желающие выигрывать деньги. Желание выиграть деньги под действием болезненного азарта, толкает таких людей проигрывать иногда, последнее.
Конечно, - азартным быть не запретишь - как говорят бильярдисты, но важно вовремя остановиться. «Лохи» останавливаться не умеют, а если точнее, то не хотят. В психологии «не умею», «не могу», «не получается» всегда означает - «не хочу». Вообще, само явление «лохов» появилось именно в Современной России. Были конечно, «лохи» и раньше, но сейчас это явление приобрело очертания эпидемии, и не только в бильярде.
«ВИП-лохами» я называю людей имеющих большие деньги, заработанные «непосильным трудом» и желающих потратить эти деньги на развлечения. К «ВИП-лохам» можно смело отнести чиновников всех уровней, депутатов различных дум, «новых русских», братву в погонах и без и «ВИП-лохам ничего не стоит проиграть пару тысяч долларов (а иногда и больше) в бильярд.
«ВИП-лохи» являются основными финансовыми донорами всевозможных катал. Создается впечатление, что «ВИП-лохи» специально приходят в бильярдную, чтобы проиграть деньги. В общем, происходит круговорот денег в природе. «ВИП-лох» (в данном случае чиновник) пришел в бильярдный клуб и проиграл, например, тысячу долларов катале; катала пошел в супермаркет и набрал на эти деньги еды и выпивки, заплатив хозяину магазина; хозяин магазина взял эту тысячу и отнес чиновнику, чтобы его не трогали за продажу некачественных, просроченных продуктов и поддельную водку; чиновник эти деньги заработанные «непосильным трудом» берет с собой в бильярдную и там проигрывает и так до бесконечности. Круговорот. Стоп! Ведь, эта книга не о том, как нам обустроить Россию, а о бильярде, в крайнем случае, о психологии, поэтому вернемся к нашим баранам.
Так, кто у нас дальше в этой классификации?
«Исполнитель».
«Исполнитель» - это еще не стопроцентный катала, но уже вовсю использующий шулерские методы. Из словаря бильярдного слэнга: «Исполнитель» - игрок, совершающий различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам «Исполнителя» относятся: разговоры с соперником «под руку», намеление своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику, как играть и многое другое.
В общем, манипуляционные приемы «Исполнителя» пока примитивные, видны невооруженным глазом. «Исполнитель» пока не ездит по гастролям в другие города; братва пока еще его не заметила; он ходит по бильярдным родного города и помаленьку щиплет «лохов» и «ВИП-лохов». Но долго так действовать нельзя, так как совсем скоро его будут узнавать и перестанут с ним играть. Какой я оказывается наивный! Да, в России «Исполнитель» может хоть сто лет играть в одной бильярдной по-маленькому, даже если все его будут знать. Это же Россия! Но, мастерство «Исполнителя» растет, увеличивается богатство шулерских приемов, да и разводить лохов по-маленькому уже не катит. И вот, в одно прекрасное время «Исполнитель» переходит в «почетную» категорию «Катал».
«Катала» - (из словаря бильярдного сленга) - игрок, зарабатывающий деньги игрой. Как правило, каталы стараются «не светиться» в спортивных турнирах, чтобы их не знали в лицо. Для успешной «работы» катал важно не столько хорошо играть, сколько уметь заставить играть на деньги более слабого игрока. Так как вся эта книга посвящена катал ам, то не будем здесь больше ничего говорить, а перейдем к следующей категории - «шпилевой».
«Шпилевой» происходит от немецкого слова «шпиль» - играть. Очевидно, что «шпилевой» - это сильный игрок, как правило, не обладающий никакими спортивными званиями. Такие игроки имеют профессиональный уровень, но в спортивных турнирах не участвуют.
Термин «шпилевой» отражает уровень игры, а «катала» - способ зарабатывания денег. Однозначно, «шпилевым» можно считать знаменитого Г. Митасова, главного тренера сборной России по бильярду, который в прежние годы с успехом гастролировал по стране, но каталой никогда не был.
Вот, что он говорит в одном из интервью по этому поводу: «Главный принцип, который учителя вложили, - не обыгрывать простого человека, работягу. Его не всегда легко отличить: иной токарь в Сочи оденет хороший костюм и ставит тысячу, на которую он с женой и ребенком должны целый месяц отдыхать. Мой контингент - от директора овощебазы и далее. Кроме того, я не изображал из себя неумеху, не унижался. Использовал обратный психологический прием: говорил, что хорошо играю, со мной ловить нечего. Обычно каталы так себя не вели, и меня считали наглецом, пытались проучить. При таком поведении проигравшему труднее было отказаться платить - свидетели говорили: «Сережа (прозвище Митасова) тебя предупреждал, что хорошо играет».
«Каталы» часто в пух и прах проигрывались «артистам», поэтому старались держаться от них подальше.
Еще можно классифицировать игроков по возрасту, от юниора до ветерана, можно - по половому признаку, можно подробно рассмотреть классификацию игроков в спортивном бильярде, но все это не входит в задачу автора.