Найти в Дзене
Альви

Коренные народы России: Манси до 1725 года

Манси (вогулы (вэгул) - дикий) - это один из малочисленных народов, являющиеся коренными в Российской Федерации. Основные регионы их проживания - это Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Свердловская область и Пермский край, но также в соседних регионах могут проживать совсем малое количество человек (пару десятков в каждой точке). Манси принадлежат к семье финно-угорских народов, их, совместно с хантами, называют обскими уграми, а язык - обско-угорским. Происхождение Манси происходят от финно-угорского народа, который был един приблизительно до III - II тысячелетия до н.э. Именно в этот период общность народов распалась на более мелкие, а также разделились их языки. Так, начал появляться мансийский народ и язык. Но до этого сами финно-угры проживали на степной и лесостепной территории (Западной Сибири и Северного Казахстана: VI - V тысячелетия до н.э.), под давлением тюрок они стали двигаться на пространство обско-иртышского ба
Оглавление

Манси (вогулы (вэгул) - дикий) - это один из малочисленных народов, являющиеся коренными в Российской Федерации. Основные регионы их проживания - это Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область, Свердловская область и Пермский край, но также в соседних регионах могут проживать совсем малое количество человек (пару десятков в каждой точке). Манси принадлежат к семье финно-угорских народов, их, совместно с хантами, называют обскими уграми, а язык - обско-угорским.

Манси с оленями в упряжке
Манси с оленями в упряжке

Происхождение

Манси происходят от финно-угорского народа, который был един приблизительно до III - II тысячелетия до н.э. Именно в этот период общность народов распалась на более мелкие, а также разделились их языки. Так, начал появляться мансийский народ и язык. Но до этого сами финно-угры проживали на степной и лесостепной территории (Западной Сибири и Северного Казахстана: VI - V тысячелетия до н.э.), под давлением тюрок они стали двигаться на пространство обско-иртышского бассейна, где, собственно, и произошло разделение. Рыболовство, кочевое скотоводство и таёжная охота в современном виде сформировались за период V - III тысячелетия до н.э., по мере их движения с юга на север. Отдельно нужно заметить, что манси сформировались окончательно примерно к X веку. После переселения на Урал, Приуралье, бассейн Ками, Зауралье и территории ближе к реке Оби они смешивались с уральскими племенами. И уже, примерно, в X в. коми-зыряне и позже русские начали выдавливать манси с занятой земли. Известно из русских летописей, что князь Улеба Игоревич (о князе известно из Иоакимовской летописи, которая упоминается у Татищева) в 1032 году предпринимал попытку похода в Югру для сбора дани, но она окончилась неудачей. И ещё одна попытка взять дань с Югры была предпринята неким новгородцем по имени Яврей в 1193 году, она тоже не увенчалась успехом. Можно предположить, что либо манси и другие народы живущие на Урале и за ним были сильны, либо русские шли на сбор дани малым количеством или слабыми дружинниками.

До Русского царства

Немного вернёмся назад, манси в раннем средневековье, со своими родственниками венграми (их близкие родственники не только ханты), принадлежат к Кушнаренковской культуре (VI - VIII вв.), которая зафиксирована на территории современной Республики Башкортостан в селе Кушнаренково, и одна из ветвей этой культуры ушла на запад к реке Дунай, а другая осталась либо там же, либо ушла чуть севернее. Но сама мансийская народность ассоциируется преимущественно с Юдинской археологической культурой (VII - XIII вв.). Эта культура располагалась на территории современной Свердловской области и, как свидетельствуют археологические находки, они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, коневодством и, самое важное, металлообработкой. Жилища их выглядели в виде бревенчатых срубов и чумов в которых находили лепные горшки, миски, чаши изготовленные выбивкой и украшенные сочетаниями шнуровых и гребенчатых узоров с фигурными штампами.

Уже ближе к XVII в., до присоединения к Русскому царству Сибири в к. XVI века, у манси существовали собственные княжества: Вогульское (с. XV - к. XVI вв.), Кондинское (с. XV - к. XVI вв.), Пелымское (1450-е - 1590-е гг.), Ляпинское (XV - 1607 г.), Бардаково (к. XV - 1617 г.), Белогорское (XV - 1583 г.) и Таборинское (неизвестно - 1610-е гг.). Все они находились в основном на территориях Свердловской области и ХМАО-Югры. Княжества появились вследствие территориальных особенностей (это болота, таёжные леса, горы, которые могли мешать коммуникации между племенами) и появлением особенных людей - князей. Большая часть мансийских земель была в вассальной зависимости с с. XVI в. или, даже, раньше от Сибирского ханства. При присоединении к России ханство проявляло сопротивление до конца, в котором участвовали и манси. После окончательной победы Русского царства все мансийские княжества облагались ясаком, по соболю с человека в год. Так, русские начали строить свои остроги на хантыйских и мансийских землях, цель которых была торговля, коммуникация и защита новых земель и местных народов от неблагоприятных соседий.

Кондинско-Пелымское княжество

Отдельно нужно сказать о мансийских государственных образований, первое будет Кондинское княжество. Основано оно было предположительно в с. XV веке, есть предположения, что это могло произойти на столетие или пару раньше. Располагалось государство на реке Конда, левого притока Иртыша (ныне Кондинский район, ХМАО-Югры). До н. XVI в. считается, что Конда была независимой и после она стала входить в состав вогульского Пелымского княжества (частые браки между Кондой и Пелымом позволяет говорить, что было Кондинско-Пелымское княжество) и уже ближе к к. XVI в. стала вассалом Сибирского ханства.

Города Кондинского княжества упоминаются в "Былине про богатырей города Эмдера", которая была устно сложена южными хантами, а записана Серафимом Кероповичем Паткановым. В ней говорится о таких городах: Кари-поспат урдат вош (низовья р. на Большекондинском сору), Харда вош (среднее течение р. Конда) и Кар-тауж (предположительно то же, что и Хард вош). У манси на Конде было ещё несколько крепостей, которые были известны хантам (их изучали Ремезов и Миллер).

Точка отсчёта, упомянутая выше, основывается на русских летописях: в 1455 г. пелымский князь Асыка совершил набег на приуральские земли, где вогулы убили епископа Пермского Питирима, который приступил к крещению коренного населения. По Устюжскому летописному своду известно, что вятичи пошли походом на вогулов из Пелыма и разгромили их, а Асыку взяли в плен, из которого он сбежал. Из другого документа можно узнать, что Асыка в 1481 году совершил ещё одни набег на Приуралье, а именно на Пермь Великую, с сыном Юмшаном, где был убит пермский князь Михаил Ермолаевич, а весной 1483 года русские пошли большим походом против Асыка, его возглавил И.И. Салтык-Травин и Ф.С. Курбский-Чёрный. 29 июля русское войско разбило вогулов, которых возглавлял Юмшана. 31 декабря 1484 года в Усть-Выми был заключён мирный договор. Сам князь Юмшана прибыл к московскому князю Ивану III Васильевичу только после получения охранной грамоты в сопровождении с православным епископом Пермского Филофея.

Кроме контакта с русскими Кондинское княжество имело взаимоотношения с Сибирским ханством, последние были тюрками и дали пару слов в язык манси - "мурза", "сотник", "улана" и др. Один из князей Конды Агая носил титул мурзы с 1594 года. Так, из-за контактов Пелыма, Конды и ханства вогулы и татары стали объединяться против русских в татаро-вогульское войско. В 1581 году пелымский князь Аблегирим совершил набег на вотчину Строгановых, а летом 1582 года объединённое войско под командованием Али, которых был старшим сыном хана Кучума, и князя Пелыма вторглось в Приуралье и повторно разорило владения Строгановых. Соль-Камск разграблен, население вырезано, а Чердынь (столица Великой Перми) взята в осаду. Именно с этого момента (даже причиной этого) Ермак Тимофеевич начал поход в Сибирь. В 1583 году пелымский князь Аблегирим был пойман князем Фёдором Горчаковым, после чего был убит. Уже в 1593 - 1594 гг. русское войско, под командованием П.И. Горчакова, разгромило Пелымско-Кондинское княжество, взяло в плен Аблегирима и его сыновей - Тагая и Таутея, основала город Пелым в центре княжества. Окончательно Кондинское княжество проиграла, когда с востока зашло остяцко-русское войско (остяки взяты с Кодского княжества) во главе с воеводой Н.В. Траханиотом. В 1594 - 1596 гг. Кондинское княжество перестало существовать как суверенное государство и вошла в состав в Русского царства. Дети князя Агая назывались князцами вплоть до правления Павла I, когда император дал право на титул "князя" потомку кондинских князей И.И. Сатыгину-Кондийскому и его будущим поколениям.

Ляпинское княжество

Ещё одно мансийское княжество, которое берёт своё начало в XV веке на реках Ляпин, Северная Сосьва, Сынь и Куноват, в районах современных посёлков Ломбовож и Саранпауль. Самое интересное это состав населения: ханты, манси, сибирские татары, ненцы, коми-зыряне и, скорее всего, были новгородцы. Такое разнообразие может говорить о хороших торговых и межгосударственных отношений до 1484 года.

А с 1484 года появилось первое упоминание Ляпинского княжества и Ляпинского городка. В этот год в Москву прибыло посольство от всей земли Кодской и Югорской (сюда входили вогулы почти со всех княжеств) во главе с князем Пыткеем (вогул, он имел резиденцию на реке Конда). Посольство везло князю московскому Ивану III Васильевичу дары, в том числе от князей Лаба и Чангиля, которые лично не смогли прибыть. Вырезка из летописи:

"1484 г. Лета 6992 пришедшу к князю великому бити челом вогулетин князь Пыткей с поминки великии от князи кодских от Ляба да от Чангиля и били челом о большом князе Молдане с товарищи. Князь великий отпусти их в землю Югорскую печалованием владыко Филофея да князя Володимера Ковра. Того же лета поиде к князю великому от вогульского Юшмана о опасе вогулетин Югра да сотник его вогулетин Анфим, а печаловался по ним владыко Филофей и князь великий опас дал да послал владыка с великого князя опасом слугу своего Леваша.".

В 1496 году местные князья, включая ляпинского, подписали соглашения о выплате ясака Сибирскому ханству, которое воевало с Русским царством. Это, естественно, не понравилось московскому князю и русские войска неоднократно совершали походы на Югру, которые заканчивались неудачей. В 1499-1500 гг. Семён Фёдорович Курбский решил совершить поход на югорскую землю, основная цель - это уничтожение Ляпинского княжества. Курбскому помогал Пётр Фёдорович Ушатый, и в течении года был нанесён первый удар по княжеству при поддержки других югорских народов (по большей части хантов), которые предоставили собачьи и оленьи упряжки. По итогу, русское войско взяло штурмом 42 укрепления, пленило 58 местных князей и 1009 знатных людей. Вырезка из летописи:

"Лета 7007 повелев князь великий Иван воеводам своим князю Петру Ушатому да князю Семену Курбскому да Василью Бражнику на Югорскую землю да на Куду на Вогуличи, а с ними ярославци, вятчаны, устюжаны, двиняне, важане, пенежане да князи Пётр да Феодор дети Васильевы Вымского с вычегжаны, вымичи, сысолечи 700 человек. Шедшу князь Пётр Ушатой с вологжаны, двиняны, важаны Пенегою, Колою, Мезенью, Пезою, Чильмою на Печору-реку на Пусту, идучи самоядцов за князя великого привели. А князь Семёна да Василья Бражника со вятчаны, устюжаны, вычегжаны сождався здесь, городок заруби для людеи князя великого. Осеневав, отсель воеводы развелися. Князи Пётр да Семён шедшу Щелью да Ляпины на Югру да на Куду, а Василей на князеи вагульских на Пелынь. Они же шедшу пеши зиму всю, городы поимаша и земли их воеваша, а князей ослушников в Москву приведоша, да земских людем к целованью по их вере за князя великого. Зимы тое убиен бысть князь Петр Вымской.".

На этом летописные записи о Ляпинском княжестве прерываются. Но снова появляются только в августе 1586 году, когда князь Лугуй приехал в Москву для принятия московского подданства. Такое решение вогульского князя было вызвано, скорее всего, близким строительством укрепления Обский городок в 1585 году. Так, Лугуй договорился, что русские войска не будут на падать на его территорию и, даже, не будут там присутствовать, но сам вогул обязался привозить в Усть-Вым "по семи сороков" соболей.

В 1595 году сын Лугуя, князь Шатров Лугуев, не смог мириться с тем, что в центре его княжества появился русский город Берёзов (основан в 1593 г.) и двинул на него, осаждая около полугода. Тобольские служилые люди и присланный отряд из Москвы с артиллерией отогнали Шатрова и сняли осаду. Но в 1607 году Ляпинский князь Шатров и Обдорский князь Василий совершили поход на Берёзов с отрядом в 2.000 человек, после этого город осаждался 2 месяца. Из-за этого Русскому царству пришлось направить на защиту города войско из Тобольска и Коды. По итогу, Берёзов освобождён, а оба князя казнены. И с 1607 года Ляпинское княжество перестало существовать официально, а земля поделена на 3 ясачные волости: Ляпинскую, Подгородную и Куноватскую. Только с к. XVII в. вогульским и остяцким князькам разрешили управлять волостями и собирать яса для уплаты Москве, им на это выдавали жалованные грамоты.

Остальные княжества

О Таборинском, Сосьвинском и Вогульском княжестве известно меньше, но причиной этому, скорее всего, то, что русские летописцы не различали вогулов по различным княжествам. Можно было выделить по местам их проживания, но тут тоже имеется сложность, некоторые манси, всё таки, добровольно согласились подчиниться русскому царю и платить ясак. При этом достоверно известно, что таборинский князь совместно с пелымским с 1572 по 1594 гг. сражался против русских войск, а после 1594 года признал власть Русского царства и в 1598 году был избран новый князь Боча-мурзу

Отдельно нужно сказать о Белогорском княжестве. Как и другие мансийские объединения подчинились или стали союзниками Сибирскому ханству (они это сделали в 1496 г.). Столица Белогорска находилась в Тунгпох-вош, а основным языков был только мансийский. Отличительные черты этого княжества - это династия Самар, которая хорошо была закреплена за престол, союз с остяцкими князьми из Кода (Кодское княжество) и особенно развития система языческих святилищ и оракулов. В 1563 году подчинилась с концами Кучуму, сибирскому хану. В 1570 - 1580-е гг. княжество стало особо известно, благодаря князю Самару. В честь него называли столицу Самар-городок, а княжество Самарским. Но уже в 1583 - 1585 гг. Кучум потерпел поражение от казаков во главе с Ермаком, а позже и Белогорское княжество было разгромлено, где в одном из боёв Самар и погиб. Род Самара продолжил существование в Кодском княжестве. В 1609 году Таир Самаров совершил неудачную попытку заговора против Русского царства с кодскими и обдорскими князьками. В 1628 - 1629 гг. Байбалак Самаров стал "лучшим человеком" в Белогорской волости и уже в 1635 - 1636 гг. Коял Самар упоминается как рядовой общинник. Тем самым, род Самара понизился до рядового уровня и полностью погрузился в деятельность Русского царство на землях Белогорска.

Бардаково княжество образовалось в к. XV века и получило своё название в русских летописях в честь тогдашнего правителя Бардака. Находилось оно на устье реки Тром-Аган, шло до современного Сургута и далее по Оби до бассейна реки Балык. Если углубиться на расположение племён по рекам в княжестве, то можно сделать вывод, что оно соответствовало территории современного Сургутского района. Объединение имело уже два основных языка - мансийский и селькупским т.к. в состав входили племена не только манси, но и селькупов. В 1563 году государство приняло подданство Кучума. В 1583 году после поражения Кучума от войск Ермака, князь Бардак принял нейтральную позицию в отношении война Сибирского ханства и Русского царства. Но после основания Сургутского острога в 1594 году, по приказу князя Фёдора Петрович Барятинского, Бардак больше не мог спокойно смотреть, что делают на его земле русские. Но Барятинский пошёл на опережение и объединился с кодским князем Ичигеем и ударил по столице Бардаково княжества. По итогу, последнему пришлось присягнуть русскому царю, а уже в 1602 году воины князя Бардака принимали участие в войне русских против Малой Пегой орды. В 1617 году сыновья Бардака - Тонья и Суета, захватили казну на 400 рублей и убили нескольких русских людей в Сургуте. Туда отправили отряд во главе с Иваном Афанасьевым, который подавил восстание.

Герб Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
Герб Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

После присоединения и до 1725 года

После присоединения княжеств и Сибири к Русскому царству, манси начали оттесняться на север и восток и позже количество русских, в целом, превысило всё коренное населения тех территорий. Долгое время новая власть лояльно относилась к языческой вере местных народов. Первые крещения манси проводились только в праздники, а для стимуляции процесса им дарили богатые подарки. Тогда им говорили о русском боге, что нужно покланяться только ему, а своих надо бы убрать подальше (в историю). Первое такое действо произошло на Чусовой в 1603 году (современный Пермский край). По итогу, до прихода Петра I мансийский народ сделал из русского бога что-то из добрых духов-помощников в жизни (можно сказать, что это своего рода переосмысление бога в среде язычников).

Уже при правлении царя и императора Петра I Алексеевича был издан указ "О добровольном крещении иноверцев", с чем, собственно, православная церковь не согласилась. Тогда, важно помнить, у Петра и церкви был своеобразный конфликт из-за проводимых реформ по отделению православия от государства и упразднению патриаршества. Так, тобольский митрополит и "сибирский апостол" Филофей Лещинский начал компанию по принудительному и тотальному искоренению язычества и насаждению христианства. Летом 1712 года, насильно крестили около 3.000 вогулов на Оби, в 1715 году почти всех кондинских манси. На 1723 год известно, что с мансийских поселений собирались идолы, болваны и другие атрибуты язычества, которые потом сжигались как чуждые реликвии (причём сжигали и деревянные, и железные).

Таким образом, манси после долгого своего развития пришли к собственным государственным объединениям, после чего были принудительно присоединены к Русскому царству. Некоторое время они сопротивлялись и выступали против русских, но почти всегда их подавляли. Уже в составе русского государства их начали крестить подкупая подарками и "льготами". При Петре I они могли получить освобождение от уплаты ясака на год и некоторые подарки. Но даже приняв новую веру, новое подданство манси не смогли простить уже российскому императору сожжённые их обрядовые реликвии и традиционные предметы. Восприятие русского бога как духа и такое отношении к православной церкви у вогулов сохранилось до сих пор.

Дополнение:

  • В XII веке новгородцы договорились с военным предводителем Пелымского княжества о взаимовыгодном обмене и защите от врагов.
  • Необходимо упомянуть и о княжествах, распространенных в ХII-ХVII веках. Княжество — объединение по 30-50 человек во главе с князем, имеющим привилегированное положение. У князя имелись рабы, много жен, красивое оружие, железные доспехи. Существовали свои районные диалекты по месту расселения, большинство из которых уже утрачено, к которым, например, относится — чердынский, чусовской, кунгурский и др. Сами же жители «маньси махум» — мансийского народа, назывались по-разному. Например, верхнесосьвинские называли себя — «али магт мансит». Княжества частенько воевали друг с другом за лучшие земли и охотничьи угодья.

Карта княжеств Западной Сибири на XVI в.
Карта княжеств Западной Сибири на XVI в.

Хотите читать больше статей и постов об истории России и Мира? Тогда подписывайтесь на канал!

Автор: Горшков И.С.

Литература:

URL №1: http://otorten.ru/mansi-na-urale.html

URL №2: http://northural.ru/article/mansy_ural/