Найти в Дзене
Открытый Город

По ту и эту сторону путепровода Александровской Фермы

Путепровод Александровской Фермы. Вид на Октябрьскую железную дорогу.
Путепровод Александровской Фермы. Вид на Октябрьскую железную дорогу.

Видимая или нет граница между районами Петербурга? Бывает по-разному. Например, пути Октябрьской железной дороги (изначально – Николаевской) разделяют Фрунзенский и Невский районы. Город затихает – и в поздний час живущие по обе стороны путей слышат интенсивную железнодорожную жизнь. Эхом по окрестностям разносятся голос диктора, звуки торможения составов, стыковки вагонов, погрузки и разгрузки грузовых поездов, гудки.

Вид на путепровод с Невской части.
Вид на путепровод с Невской части.

Один из способов перебраться из района в район – через путепровод Александровской Фермы. У него есть две пешеходные стороны и четыре полосы для движения транспорта. Полная его длина вместе с подъездами составляет 712 метров. Возведен он был на месте старого аварийного балочного моста, а движение открыто 6 августа 2008 года. Проектом занималась компания ОАО «Ленпромтранс». По задумке V-образные пилоны, завершённые светящимися маяками, символизируют расположение моста между двумя старинными кладбищами Петербурга. Сейчас это Еврейское кладбище в Невской стороне и во Фрунзенской – кладбище Памяти жертв 9 Января, но когда-то одно большое Преображенское кладбище, с иноверческой частью и православной.

Путепровод Александровской Фермы. Вид на Еврейское кладбище.
Путепровод Александровской Фермы. Вид на Еврейское кладбище.
Дом омовений. Еврейкое кладбище.
Дом омовений. Еврейкое кладбище.

Ко второй половине девятнадцатого века стало ясно, что городские некрополи не справляются с растущей плотностью населения. Их тесное соседство с жилыми кварталами сулило санитарные беды. Назрела необходимость выбрать место за городом у железной дороги, где появилось бы новое кладбище и станция, куда бы доставляли усопших. Таковые нашлись на Финляндской железной дороге и на Николаевской.

-5

Так появилось первое кладбище, которое было учреждено не церковной, а городской администрацией. В её ведомстве находились все вопросы: обустройство, организация процесса захоронения, стоимость ритуальных услуг.

Вид на Еврейское кладбище с путепровода.
Вид на Еврейское кладбище с путепровода.

Проектированием станции и служебных построек занимался П. Ю. Сюзор под наблюдением архитектора В.Е. Шкляровского.

Церковь Преображения Господня дала название кладбищу. Отдельные его участки именовались в честь главных православных праздников: I – Преображенское, II – Рождественское, III – Крещенское, IV – Успенское. Для младших военных чинов был выделен участок. К 1917 на кладбище похоронили 10 000 участников Первой мировой войны, умерших в госпиталях столицы.

Здесь хоронили и рабочих с окрестных заводов. Крупнейший из них – Обуховский. По нему названы железнодорожная станция и станция метро в наше время – Обухово. Соединяет их Обуховский путепровод.

Еврейское кладбище. Пути Октябрьской железной дороги. Кладбище Памяти жертв 9 Января.
Еврейское кладбище. Пути Октябрьской железной дороги. Кладбище Памяти жертв 9 Января.

В 1931 на месте снесенной Казанской церкви был установлен мемориал - Памятник жертвам 9 января 1905. Работа М.Г. Манизера и архитектора В.А. Витмана. На основании можно прочесть такие слова: «Тысячи убитых и раненых — таковы итоги кровавого воскресенья 9-го января в Петербурге. Немедленное низвержение правительства — вот лозунг, которым ответили на бойню 9-го января… петербургские рабочие. Ленин» и «Без генеральной репетиции 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна. Ленин». В братской могиле здесь похоронено 88 участников события.

Традиционный траурный митинг у памятника жертвам 9 января 1905 года                                                 1949 год.
,
Традиционный траурный митинг у памятника жертвам 9 января 1905 года 1949 год. ,
-9

В блокадные годы сюда в больших количествах свозили погибших горожан.

На кладбище в неизвестном месте были похоронены «первомартовцы», члены Народной воли, казненные за убийство императора Александра II: А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов, Н.И. Рысаков. Сохранились воспоминания кладбищенского смотрителя В.Г. Саговского: «Пять наспех сколоченных ящиков, вымазанных черной краской, привезли в товарном вагоне под надзором полиции на станцию Обухове. Полицейскую охрану на кладбище усилила прибывшая казацкая сотня. Без отпевания казненных опустили на дно приготовленной накануне ямы в самом дальнем углу кладбища, рядом с могилами самоубийц». Могилу сровняли с землёй и со смотрителя взяли подписку о неразглашении имен. Существует версия, что захоронение было утрачено в 1960-е годы, когда велись работы по продлению проспекта Александровской Фермы. Для строительства трассы понадобилась часть земли кладбища.

Путепровод Александровской Фермы. Вид на продленный участок проспекта Александровской Фермы.
Путепровод Александровской Фермы. Вид на продленный участок проспекта Александровской Фермы.

Вместе с возведением нового моста через пути началась реконструкция этих самых путей. Тогда возникла необходимость перезахоронения руководителя Николаевской железной дороги Ивана Фёдоровича Кёнига. Он был похоронен в иноверческой части. Мемориальный обелиск в его честь стал находиться южнее, рядом с путями: большой крест, составленный из чугунных рельсов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Железнодорожные пути, примыкающие к Еврейскому кладбищу
Железнодорожные пути, примыкающие к Еврейскому кладбищу

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал.
Наш проект
"Открытый город" - бесплатные экскурсии, лекции, квесты.

Автор статьи: Анастасия Сугоняко, специалист в области прикладной культурологии и экскурсовод по Санкт-Петербургу.