Найти тему
Metamorphoses/bmm.ru

Фотография: книги для вдохновения

«У фотографов есть способ организовать/упростить хаос, которым является мир вокруг нас. Говорят, что фотография уникально подходит для того, чтобы “отражать” мир вокруг, но что, если наше окружение настолько сложно, что становится визуально и словесно неописуемо? Эта головоломка и есть та реальность, которую я хочу отразить, создав по праву непроницаемую вещь», Грегори Халперн.

Светлана Булатова, независимый документальный фотограф, преподаватель петербургской школы «Фотографика», составила подборку из книг, которая станет подспорьем и для начинающих, и для активно практикующих фотографов.

Все книги из этой подборки вы можете приобрести со скидкой 25%, просто зарегистрировавшись на нашем сайте. Кураторские подборки выходят каждую неделю, не пропустите: https://bmm.ru/media/2/

-2

Дайер Джефф «Самое время»
На мой взгляд, чтобы осознанно заниматься фотографической практикой, современному автору необходимо иметь теоретическую базу. Связь между теорией и практикой очевидна. Бессмысленно пытаться сделать красивую фотографию в вакууме: мы всегда имеем дело с определенным контекстом и опытом визуальной культуры. Не зная этого контекста, фотограф всегда рискует изобрести велосипед.

Одна из сложностей, с которой потенциально может столкнуться автор книги по истории фотографии это не цитировать Джона Берджера, Сьюзан Сонтаг, Ролана Барта и Вальтера Беньямина на каждой странице. Джефф Дайер с этим справляется успешно, представляя вниманию читателю нелинейную историю фотографии. Пересказать «Самое время» невозможно — читая эту книгу, будьте готовы ко всему, это «как еще не отснятая фотопленка». И спасибо петербургскому издательству «Клаудберри» за издание этой и других книг по фотографии.

-3

Мураками Харуки «Писатель как профессия»

Мое увлечение документальной фотографией началось с документальной прозы. Первым документальным романом, прочитанным еще в школе, стала «Подземка» Харуки Мураками. «Подземка» посвящена жертвам зариновой атаки в токийском метро. 20 марта 1995 года последователи секты «Аум Синрике» (занесена в России в список запрещённых организаций – прим. редактора)  проткнули зонтами пакеты с отравляющим веществом.

В книге записаны скрупулёзно собранные свидетельства 62 очевидцев. Мураками очень точно формулирует, что, к своему несчастью, пострадавшие не могут обойтись болью самого инцидента, а вынуждены терпеть «вторичное бедствие», – сталкиваться с последствиями зариновой атаки на протяжении всей жизни.

За «Подземку» Мураками был раскритикован писателями-документалистами: «не соблюдены элементарные законы жанра», «дешевая слезовыжималка», «бесхитростный дилетантизм». В «Писатель как профессия» автор признается, что никогда не обучался литературному творчеству и становиться писателем не собирался. И приходит к выводу, что роман как жанр доступен любому желающему, с любым бэкграундом. Эта книга стала для меня сродни творческой встречи с любимым писателем.

-4

Сулим Саша «Безлюдное место: Как ловят маньяков в России»

Книга Саши Сулим — это «журналистика, которая читается как роман». Долгое время я избегала этой книги и прочла ее совсем недавно, на одном дыхании. Теперь я советую ее на курсах по документальной фотографии, потому что, помимо прочих своих достоинств, она способна научить глубокому погружению в контекст. Это книга не об ангарском маньяке, а о том, как страшные события стали возможными, почему они так долго продолжались, и кто пытался этому противостоять. Саша Сулим проделала колоссальную работу, в том числе и потому, что через близких дала голос жертвам, которых преступник навсегда лишил возможности высказаться.

-5

Херцог Вернер «Каждый за себя, а Бог против всех. Мемуары»

Первым фильмом режиссера Вернера Херцога, который я посмотрела, был «Человек-гризли». Это история о Тимоти Тредуэлле, который много лет прожил среди диких медведей в заповедниках на Аляске. Он приближался к ним очень близко — на расстоянии вытянутой руки, гладил им морды, признавался в любви и пел песни. При этом он снимал происходящее на камеру, оставив удивительные, по своей красоте и отсутствию дистанции между человеком и диким зверем, видеоматериалы. К несчастью, Тредуэлл и его подруга погибли от нападения медведя. В мемуарах Херцог рассказывает, как они со знакомым продюсером принимали решение о том, кто именно будет режиссером документального фильма: он или сам продюсер. Услышав неуверенность в словах «Да вроде бы я», Херцог, с подлинной убежденностью, как в годы своего увлечения религией, протянул руку со словами «Нет. Этот фильм буду снимать я». Каждый сам за себя. Два дня спустя он был уже на Аляске. Его мемуары побуждают всерьез относиться к своему замыслу и рассказывают о примерах мужества, благодаря которому удается реализовать самые смелые идеи.

-6

Букша Ксения , Бондарь Артур «На небе никого»

Уникальная коллекция Артура Бондаря насчитывает 15 000 негативов: много лет Артур собирает, изучает и систематизирует военные фотографии. Именно фотографии вдохновили авторов на создание «На небе никого»: 33 истории, основанные на дневниках и воспоминаниях русских, немецких, американских участников Второй мировой войны и 113 снимков из этого удивительного архива. В этой книге, помимо ее содержания, мне нравится воплощение идеи, когда фотографии не иллюстрируют истории, а тексты не служат подписями к снимкам.