Найти тему

Павел Пластинин: "Будущее – в наследии" (интервью)

Моё новое интервью для продюсерского центра "Мурка-post" от 3 октября 2023 года. Беседовала Анастасия Мурзич

– Паша, ощущаешь ли ты себя героем своего времени?

Ни в коем случае! Я совсем не люблю современные технологии, мало интересуюсь современной жизнью, мало понимаю современное искусство, хоть и стараюсь. Да и вообще. Герои нашего времени совсем другие…

Что чувствуешь, когда видишь свою фамилию на обложке?

– То, что труды были не напрасны. На мой взгляд, искусство для себя, искусство «в стол» – не совсем искусство. Книги должны быть напечатаны, картины – выставлены, музыкальные произведения – исполнены и/или записаны. А иначе – какой смысл творить? Искусство не существует без реципиента. К тому же это помогает творцу понять, стоят его творения хоть чего-нибудь или нет.

Твой творческий путь – это осознанный выбор или игра судьбы?

– Вся наша жизнь – это игра судьбы. Даже когда нам кажется, что мы что-то выбираем осознанно, на самом деле в Великой Книге уже расписаны все наши шаги и выборы. И мой творческий путь – не исключение.

С чего все началось?

– Творчеством я занимался столько, сколько себя помню. С самого детства мне нравилось придумывать интересные истории. До сих пор сюжеты многих своих произведений я черпаю из своих детских выдумок. Искусство мне всегда нравилось – в любом виде. Я пробовал рисовать, пробовал сочинять песни. Но в итоге – пока что – пришёл к творчеству словесному. А ещё иногда поигрываю в кино у друзей. Например, у Алексея Комаревцева.

-2

Реагируешь ли ты на некие подсказки, знаки пространства, когда нужно сделать выбор или принять решение?

– Конечно. Нужно учиться считывать символизм окружающей действительности. Но на первом месте всё-таки должно быть «рацио", здравое размышление. Даже если вы художник и поэт!

– Говорят, Художники (в широком смысле этого слова) всегда сомневаются и всегда стремятся переложить ответственность на кого-нибудь. Что думаешь об этом?

– Все люди стремятся найти виноватых и переложить ответственность на других. В этом художники с поэтами ничем не отличаются от учителей и токарей. А что до сомнений… если человека не одолевают сомнения, то это, по меньшей мере, странно. Если не будет здорового сомнения в правильности своих действий, велик риск наделать глупостей.

Если тебе открылось новое знание о мире, о себе самом, с помощью творчества, можно ли считать, что уже все это не зря?

– Знание – это инструмент, такой же как лопата, гаечный ключ и иголка с ниткой. Может, это прозвучит резко, но в моём понимании, знание – это то, что ты можешь применить в созидательной деятельности, на пользу себе и окружающим. А иначе любое знание – мёртвый груз.

-3

Твои книги, твои статьи в Дзене приближают тебя к людям или отдаляют, как бы возносят над аудиторией?

– Всё моё творчество – это попытка диалога с людьми, интересующимися и мыслящими. Так что скорее приближают. К тому же попытка весело провести время в подлунном мире.

Будущее есть?.. Будущее – это… Продолжи фразу.

– Всё будущее – в вашем наследии. Наследие – творческое, материальное – это и есть продолжение нашей жизни. Построенный дом, написанная книга, выращенное дитя, воспитанный ученик, изготовленная тобой пара обуви или положенная плитка в чьей-нибудь ванной – всё это твоё наследие. Это и есть будущее.

Каким будущее видится тебе сегодня? Для твоих книг, для человечества?

– Будущее, как и всегда, туманно. Что ж. Как писал Вольтер в своей великой книге «Кандид»: «Надо возделывать наш сад». И это философия на все времена.

Анастасия Мурзич