Найти тему
Viktoria Luise

Завод № 112 «Красное Сормово» г.Горький

Это предприятие, известное также как Сормовский завод, находилось в городе Горький. До войны оно относилось к наркомату судостроения.

Первоначально он назывался Нижегородским машинным заводом. В 1851 году на заводе началось строительство цельнометаллических пароходов. Три года спустя на нем было налажено производство винтовых шхун. В 1858 году Нижегородский машинный завод выпустил первый в России паровой земснаряд. В 1870 году на верфи была построена первая в России мартеновская печь, а всего через год - двухпалубный пароход "Переворот". В 1913 году он выпустил сухогруз "Данилиха". С 1849 по 1918 год завод построил 489 судов. Он также производил паровые двигатели, вагоны, паровозы, трамвайные вагоны, мосты, дизельные двигатели, пушки, понтоны и снаряды.

-2
Выпуск 100 паровоза 1899г
Выпуск 100 паровоза 1899г

18 июня 1918 года постановлением Всероссийского Совета Народного Хозяйства завод был национализирован. В годы гражданской войны завод являлся основной судоремонтной базой Волжской военной флотилии.

Всего на «Красном Сормове» выпущено 3468 паровозов.

Завод также строил бронепоезда, платформы для установки зенитных и полевых артиллерийских орудий, танк-паровозы (бестендерные) нормальной и узкой колеи, тендеры-конденсаторы с очень сложным механическим оборудованием, локомотивные (самоходные) вагоны (выпущено около 62000 товарных и 2500 пассажирских вагонов).

Танкостроение/Военное производство

Во время Гражданской войны в России 1918-1920 годов Нижегородский машиностроительный завод строил бронепоезда, бронированные вагоны и вооружение для судов Волжской военной флотилии. В 1920 году завод восстановил четырнадцать сгоревших французских танков Renault FT для Красной Армии, русских Рено, и собрал единственный новый экземпляр, получивший название "Борец за свободу Ленин". В 1922 году завод изменил свое название, добавив к нему прилагательное Красный

В 1920 году на заводе были построены первые в России танки, первый из которых назывался «Борец за свободу товарищ В. И. Ленин».

В 1941 году директором завода был Д. В. Михалев, а главным инженером - Г. И. Кузьмин. С 1942 года директором завода стал Е. Э. Рубинчик.

В 1942—1945 гг. под руководством нового директора завода Ефима Рубинчика на предприятии во много раз было увеличено производство танков Т-34 (всего выпущено около 12000 ед.)

Во время Великой Отечественной войны постановлением Государственного комитета обороны СССР от 1 июля 1941 года на завод № 112 было возложено производство новейших танков Т-34, с требованием начать производство с 1 сентября 1941 года и выпустить до конца года 700—750 танков. Имея огромнейшие технологические и кадровые проблемы (включая разрыв ввиду войны многих связей со смежными предприятиями и поставщиками), завод смог выдать в назначенный срок только 161 танк. В результате директор завода Д. В. Михалёв был снят с должности и отдан под суд (позднее его решили не судить, назначив главным инженером завода). Первые сверхплановые танки вышли из ворот «Красного Сормова» в июле 1942 года. В августе число выпущенных танков вновь было увеличено. В этом же месяце заводу, впервые за время войны, было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. Сормовичи удерживали это знамя 33 месяца подряд. Это единственный подобный случай за всю историю Великой Отечественной войны. Знамя было оставлено заводу на вечное хранение. Сейчас оно находится в музее завода «Красное Сормово».

Завод располагал солидным парком оборудования, имел 4 прокатных стана расчетной производительностью 88900 тонн проката в год. В действительности такой производительности никогда не достигалось. В 1942 году прокатали 61 тысячу тонн проката, в 1943 году – 63,8 тысячи тонн, в 1944 году – 64,7 тысяч тонн, а в 1 полугодии 1945 года – 31,4 тысячи тонн. Завод играл заметную роль в металлургическом производстве СССР. В 1942 году его производство проката составило 1,5 % от общесоюзного.

-4

Это был один из немногих заводов наркомата, не переживший катастрофы эвакуации. Не имея опыта производства танков, как у завода № 183, и располагая средним, по масштабам НКТП, парком оборудования, он всё же внёс весомый вклад в производство танков. В конце 1941 – начале 1942 годов из-за нехватки дизельных двигателей на танки производства завода № 112 устанавливали карбюраторный мотор М-17. Помимо танков завод производил корпуса Т-34, отливал башни для Т-34, выпускал запчасти (в 1944 году на 25,1 млн. руб.), обрабатывал корпуса 76-мм снарядов, изготовлял детали к авиабомбам, собирал реактивные снаряды и т. д. Не забывал он и свое прежнее занятие – производство подводных лодок. Башня для модернизированного танка Т-34-85 была спроектирована здесь В. Керичевым в 1943 году.

-5
-6

В течение всей войны, особенно в 1941 году, завод № 112 испытывал большие трудности, связанные с нехваткой некоторых видов необходимого для танкового производства оборудования. По этой причине он сильно зависел от кооперированных поставок, которые часто, особенно в первый период войны, срывались. Продукция завода долгое время считалась низкокачественной, И. В. Сталин в 1943 году даже назвал танки завода № 112 в письме В. А. Малышеву «сормовским уродом, на котором боятся воевать наши танкисты». Впрочем, нарком танковой промышленности внял совету вождя и нашел способ улучшить качество машины. С 1944 года негативные отзывы о танке завода № 112 исчезают.

Строительство подводных лодок

С 23 февраля 1930 года началось производство подводных лодок для ВМФ СССР

Первая ПЛ передана ВМФ в 1934 году (тактический № Щ-304 тип «Щука» III серии, названа «Комсомолец», так как деньги на строительство собирали комсомольцы всей страны).

Всего до начала Великой Отечественной войны построено:

11 подводных лодок типа «Щука»

34 подводные лодки типа «С» IX-бис

15 подводных лодок типа М — «Малютка»

В годы войны передано ВМФ ещё 27 сормовских подводных лодок, на одной из них (С-13) под командованием А. И. Маринеско совершена знаменитая атака века, в результате которой был потоплен крупный германский военный транспорт «Вильгельм Густлофф».

После войны резко повысился темп строительства подводного флота.

проект 613 серия из 113 единиц (1953—1956)

проект 633 серия из 20 единиц (с 1958 года)

проекты 670 «Скат» и 670М «Чайка» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами подводного старта (1967—1978)

проект 671 РТ «Семга» — многоцелевая атомная подводная лодка второго поколения (1972—1978)

проект 641 Б «Сом»

проект 877 «Палтус» (тип «Варшавянка») — дизель-электрическая подводная лодка с высокими боевыми характеристиками (с 1979 года)

проект 945 «Барракуда» (с 1984 года)

проект 945А «Кондор» (1993)

Всего построено 275 боевых подводных лодок, в их числе 26 атомных.

18 января 1970 года в цехе, где строилась подводная лодка К-320 проекта 670 «Скат», произошёл несанкционированный запуск реактора. Помещение цеха подверглось радиоактивному заражению, многие рабочие получили большие дозы облучения. Авария устранялась в течение 3-х месяцев силами рабочих цеха и сотрудников ЦКБ «Лазурит»

В 1955 году на «Красном Сормове» была создана первая в СССР промышленная установка непрерывной разливки стали (УНРС), созданная под руководством академика И. П. Бардина, удостоенного за эту работу Ленинской премии. Производительность установки достигала 20 тысяч тонн стали в месяц.

С 1950-х по 1989 год выпускаются бытовые стиральные машины «Волна».

С 1987 по 1993 год изготовлено 126 башенных кранов для домостроения.