На молдавский порт Джурджулешты засматриваются все кому не лень. Так, в прошлом году Майя Санду объявила о том, что готова отдать его Украине, если того потребует ситуация. Затем появились сведения об его приобретении Европейским банком реконструкции и развития, а сейчас его собрались приобрести румыны.
Вкратце напомним, что после развала СССР Молдова не имела выхода к Дунаю. В то же время в районе Паланки в Штефан-Водском районе проходило и проходит единственное шоссе, которое связывает большую часть Украины с этой зоной Южного Буджака, которая раньше входила в состав Молдовы. Причём это единственное шоссе.
При желании Молдова, кстати, могла бы заблокировать шоссе, отрезать сухопутное сообщение южной части Буджака с Украиной и создать все предпосылки для возвращения своих земель. Это можно было сделать ещё в 1991 году, спланировав операцию с привлечением военных. Но молдавские политики предпочли устроить «битву за Приднестровье», заведомо бесперспективную с точки зрения удобства и возможностей.
А достаточно было двинуть полицию не на восток, а в Штефан-Водский район, перекрыть дорогу – и вернуть свой «Карабах» голыми руками, как того страстно желают индивиды вроде Шалару. С другой стороны – граница с Румынией, «братья-румыны» помогли бы ведь, не так ли? Согласитесь, всяко выглядит перспективнее, чем форсировать Днестр и бороться с «российской армией», как утверждала и утверждает ныне официальная пропаганда.
Но есть одно «но». Тем, кто дирижировал распадом СССР, не нужны распри между Молдовой и Украиной. Лучше запрячь их в одну упряжку и заставить совместно пакостить России. Поэтому такие потенциальные конфликты гасятся ещё в зародыше. Американцы, конечно же, не позволили бы Снегуру устроить конфликт с Украиной.
Он «благополучно» сделал то, что от него требовалось, – развязал войну с непризнанной ПМР, посадив в Молдове семена русофобии. Но уже в 1996-м «Мирча великий» лишился власти, и на несколько лет к ней прорвались аграрии и Петр Лучинский. Они не ворошили тему конфликтов – что на востоке, что на юге.
В 1998 году к власти пришла первая волна «проевропейцев». У нас часто принято считать, что первыми были Филат и компания, но на самом деле это были Стурза и его правительство (в которое, кстати, входил и Филат). Именно при нём было достигнуто соглашение с Украиной, которое должно было, по видению кураторов, устроить обе стороны и купировать возможный конфликт двух стран, которые виделись Западу в качестве союзников в борьбе против России. Украина предоставляла Молдове несколько сотен метров для выхода к одному из рукавов Дуная. Та получала свой небольшой порт с возможностью дальнейшего выхода в море, а взамен уступала Украине часть шоссе у Паланки, проходившего по молдавской территории.
Но и Стурза со своей командой не продержался у власти долго: едва настала очень тяжелая из-за постоянных энергетических сбоев зима 1999/2000, как он подал в отставку. Все эти геополитические штучки пришлось снова отложить на потом, потому что к власти вновь вернулись люди, которых у нас принято величать «пророссийскими». А с такими наши дражайшие «партнёры по развитию» подобные дела не проворачивают.
Наконец, в 2006 году, во времена второго мандата «зароссийского» Воронина, когда было объявлено о «курсе на Европу», сделка была оформлена. Молдова начала строительство терминалов для заработавшего порта, Украина же получила своё шоссе.
К слову, на этом уступки, к сожалению, не закончились. В 2010-м при премьерстве Филата Молдова уступила часть земель уже на севере, чтобы Украина могла построить там очередную ГЭС. Но в этом случае взамен Молдова не получила вообще ничего, если не считать откатов для филатов и иже с ними.
Что происходит сейчас и почему столь противоречива поступающая информация – то порт купил ЕБРР, то уже румыны? Очевидно, что вскоре Джурджулешты останутся единственным портом на Дунае далее румынской границы. Интенсивность ударов по Рени, Измаилу и другим украинским прибрежным местам не оставляет сомнений в том, что их ждёт полное закрытие.
В такой ситуации Джурджулешты станут очень удобным местом – и не украинский порт, потому что вроде как молдавский, а на данном этапе наносить удары по Молдове Россия, конечно же, не будет. То есть порт застрахован от неприятностей благодаря своему статусу.
Более того, вокруг него активно обустраивают дороги, ведущие на Украину, причём не одна, а несколько, в частности через Вулканешты. Работы там ведёт украинская компания «Пивдень» – так, словно это в принципе украинская территория, ни больше ни меньше. Сейчас она строит объездную дорогу вокруг Вулканешт, от которых до украинской границы всего несколько километров.
Но мы с вами, к сожалению, не знаем, что творится в головах наших политиков. А если они вдруг решат объявить войну России, спровоцировать её? Ясно, что не по своему желанию, но именно это и страшит больше всего. Ведь мы прекрасно понимаем, что отказать своим «партнёрам по развитию» они не смогут. Мы уже не хозяева своей страны и, увы, даже судьбы.
Тогда в Москве могут счесть, что нанесение ударов по некоторым местам в Молдове также будет служить делу победы. Например, ударят по порту, через который продолжается снабжение украинской военщины несмотря на приведение в негодность портов Измаил, Рени, Килия.
И вот именно поэтому, думается, возникла вся эта возня вокруг порта. Надо показать, что он не молдавский, он румынский, европейский, натовский, в конце концов. Дескать, это наша территория, по ней не бить! Это собственность румынской компании, европейской, американской, да какой угодно. Главное – не молдавской. Активно, так сказать, метят территорию.
Пётр Боширов, специально для медиа-проекта «Возрождение Молдовы»