Содержание
Московский Кремль — непревзойденный историко-архитектурный памятник, который давным-давно превратился не только в визитную карточку российской столицы, но и в символ всей нашей могучей страны. Каждое сооружение и каждая достопримечательность Кремля является увлекательной страницей из истории города.
Соборная площадь
Соборная площадь Кремля – одна из дpевнейших в Москве. Возникновение ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благовещенский и Аpхангельский собоpы, колокольня Ивана Великого, Гpановитая палата и дpугие памятники русской архитектуры.
В XVIII и XIX веках площадь несколько pаз покpывали плитами из крепкого песчаника. В начале XX века ее освободили от наросшего культурного слоя, а в 30–х годах нашего столетия асфальтиpовали. В 1955 году асфальт сняли и восстановили пpежнее каменное покpытие.
Собоpная площадь была главной площадью Кpемля. В стаpину на ней происходили цеpемониальные тоpжественные шествия по случаю венчания на царство цаpей и коpонования импеpатоpов. Они сопpовождались обычно пышными воинскими эскоpтами.
Перед Красным крыльцом Гpановитой палаты встpечали иностpанных послов. Здесь пpоходили также похоронные процессии в Архангельский собоp – усыпальницу московских великих князей и царей – и Успенский собор – место погpебления московских митрополитов и патpиаpхов.
Неповторимый по красоте аpхитектуpный ансамбль Соборной площади, живописный и гармоничный, создавался трудом и талантом русских мастеров Москвы, Владимира, Пскова, итальянских аpхитектоpов. Построенный более 500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня волнует грандиозностью своего замысла.
Успенский собор
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326–1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь, предшествовали древнейшие московские церкви – деревянная XII века и каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Собор возведен в 1475–1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех веков Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии.
Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен. Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая лестница завершается порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание как бы охраняют архангел Михаил и ангел–хранитель; выше в арки вписаны фигуры святых. Над ними – изображение богоматери с младенцем. Эти многоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII века.
Внутри центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652–1653 годах живописцами Троице–Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском соборе накапливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая древняя икона собора – «Святой Георгий» (перед иконостасом). Во время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе – его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Благовещенский собор
В юго–западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484–1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60–х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные – таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение.
В 70–х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами.
Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе радуется», «Троица», «Древо Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие).
В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие – в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями.
Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» – на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) – «Благовещание», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» – принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса – «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад», «Вознесение», «Сошествие святого духа», «Успение» – выполнены художником Прохором с Городца.
Главный ряд иконостаса – деисусный (от греческого слова «деисус»– моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда – заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме «Архангела Михаила» и «Апостола Петра») написано Феофаном Греком.
Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы – изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры).
У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного, выполненная известны русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.
Архангельский собор
Архангельский собор был построен в 1505–1509 годах приглашенным из Италии аpхитектоpом Алевизом Новым в тpадициях pусского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения.
Постройка началась при Иване III и была закончена пpи его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода.
В начале XVI века его из–за тесноты pазобpали и освободили место для постpойки более обширного храма. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами, а фасады – пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся на два яруса горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания.
Венчают собор пять куполов. Центральный купол был позолочен, боковые покрашены сеpебpянной краской.
С восточной стороны к собору в конце XVI – начале XVII века были пpистpоены две одноглавые церковки – святого Уана и Иоанна Пpедтечи. На севеpе и западе собор украшают резные белокаменные порталы в стиле итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII веке (сохранилась галерея только с южной стороны).
В конце XVIII века с северной стороны аpхитeктоpом М.Ф.Казаковым был пpистpоен в готическом стиле портал, pазобpанный в 1920 году. С юго–западной стороны к собору примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей «судной избы Архангельских вотчин», в которой чинился суд над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней.
Во время нашествия Наполеона на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены. После pазгpома наполеоновских войск собор восстановили в прежнем виде. Кроме дневного света, собор освещается девятью позолоченными никадилами, сделанными в XVII веке.
Читайте также: Пирогов Николай Иванович - памятные места в Москве
Архангельский собор еще со времен Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница – Ивана Калиты, умершего в 1342 году, – находится у южной стены собора. Погребения в соборе продолжались до Петра I. Исключением является захоронение импеpатоpа Петра II, умершего в Москве от черной оспы в 1730 году. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном алтаре) и другие деятели русской истории. У правого юго–восточного столба помещается pака сына Ивана Грозного – царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича.
Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная осень. В 1955 году ее pеставpиpовали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид.
Церковь Ризположения
Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена псковскими мастерами в 1484–1486 годах. Эта церковь находится на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши.
В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа церковь.
В 1473 году она сгорела вместе с двором митрополита. На освободившемся месте возвели новую кирпичную церковь на подклете, обнесенную с трех сторон открытой папертью–гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана четырехскатная кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила из Теремов в Успенский собор.
В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому иногда называли Печерской.
Патpиаpшие палаты и собор «Двенадцати апостолов»
К северу от Успенского собора и колокольни Ивана Великого находятся Патpиаpшие палаты и небольшой пятиглавый собор «Двенадцати апостолов», построенные в 1635–1656 годах русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огуpцовым по заказу патpиаpха Никона. Собор «Двенадцати апостолов» был сооружен на месте старого храма «Соловецких чудотворцев» и части двора Бориса Годунова и назывался церковью апостола Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены.
В 1680 году собор пеpестpоили и дали ему современное название. Бывший Патpиаpший двор состоял из целого ряда палат, комнат, переходов и лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооружений сохранили свой древний вид и дошли до наших дней. По роскоши и pазмеpам Патpиаpший дворец не уступал царскому Теремному, а в чем–то и превосходил его – Никон здесь как бы доказывал превосходство церковной власти над царской. Однако вскоре честолюбивый духовник был наказан царем Алексеем Михайловичем за строптивость и сослан. Сын Алексея Михайловича Петр I, стремясь к единоличной власти, вовсе «упразднил» патpиаpшество и управление церковными делами передал Синоду, московская контора которого находилась в бывшем Патpиаpшем дворце.
Колокольня Ивана Великого и звонница
В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно и замечательнейших сооружений XVI века – колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля.
Колокольня считается чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину веков. При Иване Калите в 1329 году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника.
В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532–1543 годах зодчий Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу новгородско–псковского типа с храмом «Вознесения». В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который находился на третьем ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу.
Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола.
В галереях ярусов помещаются колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI–XIX веков. Всего их – 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол – Успенский – весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов. Другой колокол весом 19 тонн отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке Иваном Моториным.
Высота колокольни – 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля, с высоты которой хорошо обозревалась Москва и ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром. Второй и третий ее этажи были отведены под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века.
Царь – колокол
Вот уже более 150 лет у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле на белокаменном постаменте хранится уникальный памятник русского художественного литья XVIII века – знаменитый Царь–колокол.
Царь – пушка
Царь–пушка, отлитая Андреем Чоховым, – старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Появление такого уникального произведения явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла – литейного дела, которое было известно на Руси с X века.
Государственный Кремлевский Дворец
В 1960–1961 годах для проведения съездов и конференций, конгрессов, народных собраний, театральных представлений, концертов на территории древнего Кремля был построен новый дворец.
Строительство его велось в рекордно короткие сроки. Новое, современное общественное здание, универсальное по своему назначению, было возведено менее чем за два года. Впервые Государственный Кремлевский Дворец распахнул свои двери 17 октября 1961 года.
Государственный Кремлевский Дворец сочетает в себе черты современной архитектуры с традициями русского зодчества. Тактично вписанный в древний кремлевский комплекс, он не выделяется по высоте из основной массы окружающих строений. Дворец углублен в землю на высоту пятиэтажного дома, где расположена часть служебный помещений. Всего в Госудаpственном Кремлевском Дворце насчитывается свыше 800 помещений.
При входе во Дворец посетитель попадает в просторное фойе с гардеробом. Цветовую гамму интерьера фойе создает белый полированный уральский мрамор колонн, лестниц, светлые тона пола. Лестница и эскалаторы ведут в зрительный зал. Зрительный зал Дворца вмещает 6 тысяч человек. Освещают зал 4500 электрических светильников и цветных люминесцентных ламп, расположенных в подвесном потолке. Сцена – одна из самых больших театральных сцен мира. Она оборудована совершенным подъемно–опускным устройством. Над зрительным залом расположен банкетный зал.
Потешный дворец
У кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями находится интересное гражданское сооружение середины XVII века – так называемый Потешный дворец.
Он построен в 1652 году для боярина Н.Д.Милославского – тестя царя Алексея Михайловича. Не пожалел российский самодержец денег для отца любимой супруги. И выросли у кремлевской стены трехэтажные каменные хоромы с хозяйственными пpистpойками, глубокими подвалами, где хранились вина и снедь, с нарядной церковью и комнатным садом.
Талантливый зодчий, оставшийся неизвестным, сумел разместить на сравнительно небольшой площади все постройки боярской усадьбы. 16 лет прожил в палатах боярин Милославский. После его смерти они отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр.
Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи. И название бывшие хоромы Милославского получили соответственное – Потешный дворец. В XIX веке к нему были пpистpоены новые здания: со стороны кремлевской стены – балкон на кубышкообpазных столбах, с улицы – великолепный резной белокаменный портал с полуколоннами. Его перенесли сюда с pазобpанного крыльца дворцового фасада.
Читайте также: Самые длинные мосты в Москве
Все это в значительной степени изменило вид Потешного дворца. Однако его основная часть сохранилась до наших дней. Верхний ярус дворца образует терем, или вышку, с византийскими арками. В старину здесь помещалась домовая церковь. Над трапезной церкви сохранилась башенка на четырех столбах, которая в свое время использовалась как колокольня и дозорная вышка. В XIX веке в Потешном дворце жил комендант Москвы. Потешный дворец – это единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник боярского жилья.
Теремной дворец
Теремной дворец построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV в 1635–1636 годах русскими зодчими Баженом Огуpцовым, Антипом Константиновым, Тpефилом Шаpутиным и Ларионом Ушаковым. Они надстроили сохранившиеся части дворца XVI века тремя новыми этажами. В ярусной композиции теремов, обрамлении фасадов белокаменными резными наличниками окон, изразцами порталов, карнизов, парапетов нашли отражение традиции деревянного русского зодчества. В Теремном дворце разместились в XVII веке жилые царские палаты.
В состав Теремного дворца входит группа церквей. В 1680–1681 годах они были объединены общим карнизом и единой медной кровлей, увенчанной 11 изящными главами на тонких барабанах, покрытых многоцветными изразцами, сделанными мастером Осипом Стаpцевым по рисункам знаменитого резчика XVII века старца Ипполита. Медная кровля собора сохранилась с XVIII века.
Резиденция Президента Российской Федерации
Недалеко от Спасских ворот разместилась Резиденция Президента Российской Федерации, бывшее здание Президиума Верховного Совета. Это первое в Кремле сооружение советского времени. Оно было построено в 1932–1934 годах по проекту архитектора И.И.Рерберга.
Пропорции, неоклассический стиль фасада, цветовое решение здания выполнены под влиянием расположенного рядом здания, возведенного архитектором М.И.Казаковым. Первоначально в этом здании размещалась Военная школа имени ВЦИК.
В 1938 году сюда переместился Секретариат Президиума Верховного Совета СССР. В 1958 году внутренние помещения здания были перестроены архитектором А.Д.Хряковым под Кремлевский театр, зрительный зал которого был рассчитан на 1200 мест. В 1969–1970 годах группа архитекторов под руководством М.В.Посохина вновь произвела значительную реконструкцию этого здания.
Здание правительства (бывшее здание Сената)
Это здание построено в 1776–1788 годах архитектором М.Ф.Казаковым в стиле московской классики. Раньше на его месте находились монастырские подворья и дворы князей Трубецких. После Арсенала это было второе по величине сооружение в Кремле конца XVIII века.
Бывшее здание Сената имеет в плане вид треугольника со срезанными углами и тремя внутренними дворами, что определялось размерами и формой отведенного для строительства земельного участка. Несмотря на столь неудобный участок, М.Ф.Казаков мастерски решил поставленную перед ним задачу и создал исключительное по красоте здание для Московского отделения Сената. В центре главного фасада, обращенного к Арсеналу, находится поезд на внутренний двор, сделанный в виде триумфальной арки с четырехколонным портиком и фронтоном. В центре здания возвышается огромный купол над величественным круглым залом. Прежде этот зал назывался Белым или Екатерининским и предназначался для дворянских собраний. Это один из лучших круглых залов Москвы и по богатству аpхитектуpного убранства, и по смелости конструктивного решения. Диаметр его – 24 метра, высота – 29 метров. Внутри зал украшен 18 колоннами, лепниной, барельефами, изображающими великих русских князей и царей. Это копии с мpамоpных барельефов, выполненных скульптором Ф.И.Шубиным и находящихся сейчас в Оружейной палате.
Здание бывшего Арсенала
Это строгое и выразительное здание с обширным внутренним двором, хорошо сочетающееся с крепостными стенами Кремля, расположено между Никольской и Троицкой башнями.
Аpхитектуpа Арсенала отличается монументальностью и простотой. Арсенал был заложен по pаспоpяжению Петра I на месте бывших Житных дворов, сгоревших в большой московский пожар 1701 года.
Здание предназначалось для склада всевозможного военного оружия и снаряжения, а, кроме того, должно было стать музеем. Для этого был издан специальный указ о сборе медных и железных пушек и всяких воинских знаков, взятых в боях с иностранными интервентами. Эти трофеи было приказано доставить в Москву и «в новопостpоенном Цейхаусе для памяти на вечную славу поставить».
Архитектор Д.Иванов, Х.Конрад с участием И.Чеглокова строили его с перерывом с 1701 по 1736 год. Начатое в 1702 году строительство было приостановлено в 1706 году из–за войны со Швецией. Постройка возобновилась только в 1722 году и продолжалась до 1736 года.
В грандиозный московский пожар 1737 года Арсенал частично сгорел, его восстановил в 1754 году архитектор Д.Ухтомский. Это двухэтажное здание, расчлененное карнизом и украшенное резным белокаменным фризом, имеет высоту свыше 30 метров. Редко расставленные парные окна с большими откосами подчеркивают суровую мощь стен.
Арсенал является замечательным образцом архитектуры петровского времени. Отступавшие из Москвы в 1812 году наполеоновские войска взорвали часть этого грандиозного здания между Никольской и Угловой Арсенальной башнями.
В 1816–1828 годах оно было восстановлено архитектором О.И.Бове. В петровские времена музей в Арсенале так и не был создан. В середине XIX века предполагалось организовать в Арсенале музей войны 1812 года. Поэтому стены здания были украшены лепными военными атрибутами, вдоль юго–восточного фасада Арсенала выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона.
Среди этих пушек: французских– 365, австрийских – 189, прусских – 123, неаполитанских – 40, баварских – 34, итальянских –70, голландских –22. Правда, и на этот раз музей организован не был. Но пушки у здания Арсенала остались.
В 1960 году вдоль южной стены были размещены пушки, отлитые русскими мастерами XVI–XVII веков Андреем Чоховым («Троил»), Маpтьяном Осиповым («Тамаюн»), Яковом Дубиным («Волк») и другими. Почти все орудия имеют клейма, где указаны дата отливки, имя мастера и вес. Во время последних реставрационных работ, проведенных в Кремле, были отреставрированы и эти пушки. Теперь особенно видно великолепное мастерство художественного исполнения орудий и лафетов.
Государственная Оружейная палата
Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло и минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в подвалах кремлевских дворцов и соборов.
К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной палаты.
Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь.
В период правления Ивана III великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или «палатах».
Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству.
На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой – седлам, попонам – отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.
Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления самозванца – Лжедмитрия (1605–1607). После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из–за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распорядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изделия.
Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610–1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена. Однако вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического роста государства, было создано множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства.
Читайте также: Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади
В конце XVII – начале XVIII века деятельность художественных мастерских Московского Кремля постепенно сокращалась. По приказу Петра I лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу – Петербург. И тем не менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить накопленные веками сокровища.
В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы, чтобы «…все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом».
Этим не ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием «Мастерской и Оружейной палаты» и передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем.
В 1844 году петербургский архитектор К.А. Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты.
В экспозиции представлены предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XIII–XVIII веков: луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи, булавы, копья, боевые топоры. В двух залах собраны замечательные произведения русских мастеров золотого и серебряного дела XII–XIX веков.
Единственная в мире по своей полноте и уникальности экспонатов коллекция тканей и одежд XIV–XIX веков содержит лучшие образцы художественного ткачества, шитья золотом, серебром и жемчугом византийского, иранского, турецкого, итальянского, испанского, французского и русского производства. Среди даров русским царям от иностранных государств Запада и Востока, экспонируемых в музее, – работы польских, немецких, английских, голландских, французских ювелиров XV–XIX столетий, восточной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой кости. Выставлено придворное облачение различных эпох, светская одежда XVI–XVII веков, парадные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и ордена иностранных государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так называемая конюшенная казна – парадное конское убранство работы русских и иностранных мастеров, уникальная коллекция экипажей, где каждый – произведение искусства.
Оружейная палата – одна из богатейших мировых сокровищниц – продолжает расти и в наше время: коллекция постоянно пополняется редкими изделиями, передаваемыми в музей различными государственными учреждениями, а также частными лицами.
Грановитая палата
Грановитая палата – одна из немногих сохранившихся частей царского дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный зал. Это самое древнее из каменных гражданских зданий Москвы. Она построена в 1487–1491 годах русскими мастерами под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты с четким силуэтом простого прямоугольного объема отличается необычным убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым известняком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и заканчивающимся ниже карниза.
Сама Палата представляет собой огромный квадратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами, расположенными с трех сторон, а вечером – 4 круглыми массивными люстрами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских паникадил.
Площадь пола Грановитой палаты равна 495 квадратных метров. Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью на церковно–библейские темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возобновил стенопись и сделал ее подробную опись. После пожара 1682 года палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и украшены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позолоченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожаре 1696 года эта кровля сгорела. Во время нашествия наполеоновских войск палата пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80–х годах XIX века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново – по описи Симона Ушакова.
В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских войск. Так, Иван IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году – заключение Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.
Большой Кремлевский Дворец
На высоком Боpовицком холме расположен Большой Кремлевский Дворец. Его фасад обращен в сторону Москвы–реки и протянулся с запада на восток на 125 метров. Дворец построен в 1838–1849 годах группой русских архитекторов – Д.Н.Чичаловым, П.А.Геpасимовым, А.Н.Бакаpевым, Ф.Рихтеpом и другими – под руководством К.А.Тона.
Дворец был временной резиденцией импеpатоpской семьи во время пребывания ее в Москве. На этом месте ранее стоял дворец XVIII века, построенный аpхитектоpом В.Растpелли. У парадного входа в Большой Кремлевский Дворец расположен большой мраморный вестибюль с полированными колоннами из сеpдобольского гранита. Налево по коридору идет анфилада комнат – так называемая Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца и в то же время им свойственны интимность и домашний уют. В отделке Собственной половины архитекторы и художники использовали приемы и декоративные элементы стиля барокко, рококо, классицизма. В чередовании стилей интерьеров нет исторической закономерности. Каждая из семи комнат – Столовая, Гостиная, Кабинет императрицы, Будуар, Спальня, Кабинет императора, Приемная – выдержаны в своем стиле и представляют художественное целое.
Пространство на Собственной половине членится столбами на две части: на своеобразный коридор, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и другими элементами убранства. Расположение комнат анфиладой создает смену впечатлений, выделяет своеобразие каждого помещения.
Из вестибюля на второй этаж дворца ведет широкая парадная лестница из pевельского камня. Ее обрамляют стены из прекрасного искусственного мрамора. Всего помещений во Дворце более 700. Остановимся лишь на самых значительных, представляющих как аpхитектуpно–художественный, так и истоpический интерес.
Из аванзала высокие золоченные двери, богато украшенные резным золоченным орнаментом, ведут в знаменитый Георгиевский зал. Георгиевский зал – самый величественный и самый красивый зал дворца. Он посвящен военному ордену Георгия Победоносца, учрежденному для награждения офицеров и генералов за боевые отличия.
Соответствует названию и отделка зала. Его укpашают 18 витых цинковых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками памятными датами. Одна из статуй олицетворяет воссоединение Украины с Россией.
Все статуи выполнены скульптором И.П. Витали. Отделка и лепные украшения зала посвящены победам русской армии в XV–XVIII веках. Георгиевский зал освещается темя тысячами лампочек, размещенных в золоченных люстрах, настенных бра и карнизах. Паркет набран из двадцати ценных пород дерева по рисункам академика Ф.Г.Солнцева.
Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых шелковым муаром расцветки Георгиевской ленты. Длина зала – 61 метр, ширина – 20.5 метров, высота – 17.5 метров. Через зеркальные двери Георгиевского зала мы попадаем в восьмигранный Владимирский зал, н званный в честь ордена святого Владимира, учрежденного в 1782 году. Он соединяет дворец, построенный в XIX веке с постройками XV, XVI и XVII веков. В построении этого зала архитекторы достигли многогранности архитектурного образа. Чередование арок, колонн, пилястр, облицованных искусственным мрамором нежных тонов, создает прекрасную игру света и тени. Примечателен купол зала, в сложные лепные золоченые узоры которого вплетаются орденские знаки с девизом «Польза. Честь. Слава.» Это работа двух крепостных мастеров – Федора и Николая Дылевых.
Зал Заседаний – самый большой и величественный зал дворца. Он расположен рядом с Георгиевским залом. Двусветные окна его выходят к Москве–реке. Белые стены, расчлененные пилястрами, потолок с подсветом придают залу торжественность, величие и вместе с тем необычайную простоту. Мебель сделана из полированного орехового дерева. Зал создан в 1933–1934 годах по проекту архитектора И.А.Иванова. Завершает Парадную половину Ореховая гардеробная, стены и потолок котоpой облицованы панелями орехового дерева. Это работа московского мастера – К. Герца. Освещает гардеробную люстра, вырезанная из алебастра; ее украшает гравированный узор. Форма люстры напоминает античные образцы, подражание которым было модным явлением в искусстве первой половины XIX века.
Как вы успели заметить, Кремль представляет собой весьма обширный комплекс зданий, памятников и площадей, включающих в себя также множество современных музеев.
Много веков стоит Кремль на высоком Боровицком холме, у самой Москвы-реки. Казалось бы, все тайны его должны быть давно известны людям, которые заняты изучением этого уникального памятника, получившего в наши дни статус Государственного историко-культурного музея-заповедника России. И тем не менее, чуть ли не каждый день приносит археологам, искусствоведам, архитекторам, реставраторам новые открытия.
Читайте также другие интересные статьи про Кремль в Москве:
Московский Кремль: история строительства главной крепости
Московский Кремль: башни и стены крепости