Найти тему
Проникновенный

Плутон, сильнейший робот на земле

Много букв о Могучем Атоме Наоки Урасавы в преддверии выхода аниме.

Видеоверсия тут

Проникновенного! Наверное ты уже знаешь, что в конце октября на Netlix выходит экранизация манги Плутон. Ну или теперь уж точно знаешь. Автором первоисточника является Наоки Урасава. Он написал издаваемого у нас Монстра и другие (не изданные у нас), не менее прелестные детективы, на вроде Пацанов 20-ого века, Билли Бэт, Мастер Китон. Почему это событие такое знаменательное? Потому что Урасаву не каждый день адаптируют и даже не каждые пять лет. Кроме того, не каждый мангака перерисовывает сюжет любимого комикса и делает его сложнее, многогранней, переворачивает представление о классическом персонаже с ног на голову.

Список адаптаций
Список адаптаций

Ну и вот зная, что скоро выходит адаптация, я пользуясь случаем перечитал Плутона и ещё раз убедился, что это офигительная манга на тему роботов, ИИ и про всякие законы робототехники. Но давай по порядку обо всём.

26-ого октября
26-ого октября

Первое на что я обращу твоё внимание - Плутона можно смело читать без знания оригинала. То есть, не прочитав Могучего Атома. Без опасения, что что-то не поймёшь, где-то будет недосказанность, пробуксовка и т.п. Урасава постарался подстроить информацию так, чтобы любой читающий мог вникнуть в суть сюжета без скачков по магазинам и интернету. И именно по этой причине аниме от Netflix можешь включать сразу после появления перевода на великий и могучий.

Так выглядит обложка тома, где ты найдёшь сюжет оригинала. На западе Могучего Атома называют Астро Боем.
Так выглядит обложка тома, где ты найдёшь сюжет оригинала. На западе Могучего Атома называют Астро Боем.

Второе, Плутон - фанфик. Грубо говоря. Плод фантазии и приукрашенных воспоминаний Урасавы. Дело в том, что он очень любит титульную работу Осаму Тэдзуки, и тем более центральный сюжет взятый за основу Плутона. Для справки, сюжет называется “Сильнейший Робот На Земле”. Перевод в сети имеется. Так вот по его мнению, Бог Манги Тэдзука добавил в историю двойное дно, то есть нарисовал что-то большее, чем просто “драчки крутых роботов”. И в принципе с этим не поспоришь. А всё потому что подход к написанию сёнэнов с 50-ых в своей массе изменился сегодня не сильно: “сказка ложь, да в ней намёк…”. Я об этом в тексте про сёнены тоже упоминал если что. Поэтому как не крути, но Могучий Атом про всё хорошее против всего плохого. Вот как надо делать, как не надо и почему. Урасава решил пойти дальше. После получения прав на адаптацию работы Тэдзуки, он взял принципы робототехники Азимова, налепил на них сеттинг и детали Атома, и поразмышлял на философские темы поверх прочего. Так что примерно из таких ингредиентов и состоит Плутон.

-5

Ну и третье, читается Плутон также хорошо, как и другие работы Урасавы. При условии, что ты вообще читал работы Урасавы. Это такой детектив, про развешанные ружья, каждое из которых рано или поздно стреляет, а читатель сидит с шарами для боулинга за место глаз и такой: “да ладно?!”. Сюжет как и обычно пропитан мистикой: ничего не понятно, но очень интересно. Тем не менее, если читающий задался каким-то существенным вопросом, он обязательно получит на него ответ. По крайней мере всё что касалось основного конфликта у меня вопросов не вызвало. Я не сидел с покерфейсом, словно мне пообещали миллион, а лишь по факту выяснилось, что речь о копейках. Иными словами, Плутон самодостаточный и исчерпывающий.

-6

Затравочка комикса звучит примерно так. В мире уже какое-то время есть Атом и команда таких же крутых роботов. Кто-то чемпион на гладиаторской арене, кто-то помогает строить лучший мир, кто-то за сиротками приглядывает, в общем, роботы на все случаи жизни. Всего их семеро. Каждый в той или иной мере представляет собой высокотехнологичный продукт инженерной мысли, уникальный по всем параметрам. У них есть какая-то своя история за плечами, известность и почитание. Постепенно их начинает преследовать и утилизировать вихрь неизвестного происхождения. Кто стоит за этими инцидентами, неизвестно. Но нужно поскорее разобраться с убийцей, пока он не разобрал всех крутых роботов. Расследовать дело назначают Гезихта одного из лучших детективов Европола и по несчастью, участника семёрки. Только вот и на него откроется охота, а с точки зрения виновного в переполохе - оправданная. За грехи прошлых лет и старые обиды. Тоже, кстати, фирменный почерк Урасвавы.

Атом по версии Урасавы
Атом по версии Урасавы

Окей, это всё конечно очень занимательно, интригует, все дела, а Атом то кто такой? Упоминаю его так, словно все за него 100% шарят. Объясняю. Говоря простым языком, в поп-культуре Японии 50-х годов, Атом почти как Супермен для американцев. Ажиотаж был оправдан удивительным талантом Тэдзуки рисовать истории для детей, а также успехом аниме-адаптации, считающейся одной из первых больших в истории японского телевидения - 193 эпизода. Сюжеты Атома вращались вокруг одного непростого вопроса: может ли робот заменить человека? Способен ли созданный руками доктора Тэнмы Атом залечить рану от потери единственного сына? Неплохо для старомодной супергеройщины, да?

По факту, Атом и его друзья были персонажами сказки. Потому что Тэдзука всё своё творчество построил на референсе к мультфильмам Диснея, только с восточным колоритом. Он показывал, как робот может становится кем-то достойным, проявлять лучшие человеческие качества и быть для юного поколения японцев настоящим примером для подражания, не хуже того же Супермена. Правда, почему-то считал, что пулемёты в ягодичных мышцах это круто, но кто я такой, чтобы критиковать бога манги, верно?

-8

Как я и говорил, читать оригинал не обязательно. Но мне нужен был более подробный рассказ о Плутоне, так что я немного полистал Атома. Сюжет про сильнейшего робота в том числе. И вот с высоты моего недалёкого полёта, мне показалось, что Урасава был крайне бережен к деталям первоисточника. Сегодня-то читать такую старую мангу довольно таки сложно. Потому что она улыбает там, где автор этого скорее всего не задумывал, и читатель может словить испанский стыд троекратно, пока просто листает очередную страничку комикса. Ну вот просто архаичная ничего не поделать. Читается без энтузиазма, реплики никудышные, в общем, старьё, которое мало кто осмелится открывать в здравом уме. Но в то же время, Тэдзука оставил почву для всхода чего-то ещё. Имею ввиду, что если бы Урасава не написал Плутона, я бы не смог себе представить этот сюжет на серьёзных щах. А то что Урасава взял мир именно Тэдзуки у меня нет никаких сомнений. Понимаешь? Так что все признаки ремейка на своих местах: имена, лор, многие ключевые и необязательные события. Но подача более современная, с авторским взглядом и без надругательств над первоисточником.

-9

Дальше поступим так. Я думаю, у тебя бывали такие моменты, когда начинаешь читать какую-то мангу, как-то плюс/минус не понятно стоит ли добивать её, а потом происходит какое-то событие, оно тебя захватывает и ты уже не можешь остановиться. Хочется залпом проглотить все последующие главы. У меня такой момент произошел на мини-сюжете про робота-музыканта из первого тома. Он мне кажется довольно показательным и говорящим как о качестве написанного, так и потенциале, с которым будет иметь дело читатель. По этому я сейчас поподробней остановлюсь на нём, и надеюсь, что этот эпизод пробудит в тебе желание почитать или посмотреть Плутона. Если боишься незначительных спойлеров, тогда скроль пост до следующей цветной картинки.

-10

В чём суть. К старому ворчливому композитору Полу Дункану приставляют помощника робота с позывным Норт #2 . Робот на ровне с Атомом и Гезихтом является сильнейшим на земле, а также он участвовал в 39 среднеазиатском конфликте, вокруг которого крутится львиная доля сюжетных тайн и перипетий Плутона. По началу между музыкантом и помощником возникает напряжение: Дункан открыто проявляет свою нетерпимость по отношению к роботам, что лишь усугубляется, когда Норт пытается играть на рояле композитора против его воли. Просто робот искренне желает не убивать себе подобных на войнах - напомню, машинам запрещено вредить людям -, а играть, творить музыку. Дункан наотрез отказывает помощнику в такой возможности, всячески издевается и попрекает Норта. Мол, видишь в углу стоят роботизированные инструменты? Так вот ты - такой же бездушный как они и не способен чувствовать, а значит, и сочинять музыку.

-11

Какое-то время я испытывал к Дункану неприязнь. Да, старик как бы прав, что машины это набор функций, и они не способны быть людьми. Лишь имитацией. Он настолько холоден к технологиям, что даже отказался от имплантов, способных вернуть ему зрение, ведь таким образом, это будут не настоящие глаза, а лишь фальшивка. Вот такое у него болезненное мировоззрение. Но всё это подаётся так резко, так грубо, что вся правота Дункана спускается им же в унитаз. Даже если я и соглашусь в чём-то с композитором, он не оставляет мне другого выбора, как наградить его статусом круглого идиота и проявить симпатию к консервной банке. Правда, ненадолго, потому что Урасава погружает читателя в детство Дункана и рассказывает почему этот человек стал настолько невыносимым.

Так вот он вспоминает, как мать бросила его и ушла с богатым человеком, вырвавшим её из лап бедности. В то время будущий композитор хорошо пел, но у него было очень слабое зрение, что привело к постоянным издевательствам среди сверстников. Позднее, в школе-интернате он подхватил лихорадку, так что его жизнь повисла на тонкой струне и когда надежды уже не оставалось, пришел доктор из японии - судя по всему Блэк Джек, ещё один популярный персонаж Тэдзуки -, спас мальчика, но тяжёлая операция привела к потере зрения. Однако, будущий композитор не потерял своей страсти, воспользовался всем тем временем, что у него оставалось перед операцией и научился виртуозно играть на клавишных. Тем не менее, он продолжал винить мать. Винить за то, что не была рядом, что оставила и ушла в лучшую жизнь. Разумеется, это он так думал.

-12

Норт #2 номер два не оставлял попыток играть мелодию, что так усердно пытается завершить мэтр. Он понимал как её можно закончить, но не мог выручить старика из-за постоянных запретов. И всё же, Норт старался проявить человеческие качества, в том числе нарушал запреты и каждый раз, когда мог, играл мелодию. Наконец, это надоело старику и он прогнал помощника, но спустя какое-то время, когда начал тихонечко так скучать по компании робота, Норт вернулся и рассказал композитору что на самом деле тогда сделала его мать. Именно благодаря его матери Дункан остался жив. Она не могла быть с ним из-за родившейся внутри мальчика ненависти, но убедила мужа оплатить дорогостоящую операцию, спасти юному дарованию жизнь. И вот мелодия, что родилась в голове Дункана из воспоминаний о доме - это песня, которую напевала ему мама в далёком детстве. Таким образом, Дункан сближается с Нортом. Он начинает обучение робота игре на рояле, много и весело проводит с ним время так, словно никакого напряжения между ними и не было. Будто они старые друзья, что очень дорожат проведённым вместе временем и своей общей страстью к музыке.

-13

Мне очень нравится эта история и не только из-за центрального конфликта, но и из-за прекрасной компоновки всего сюжета Плутона в один небольшой и стройный, богатый на детали для разбора. Здесь тебе и законы робототехники обсуждаются, и обыгрывается нетерпимость, и есть место рассуждениям о том что может или нет набор алгоритмов творить, видеть сны и в целом, не имитировать человеческую жизнь, а приблизится к чему-то большему. Дункан показан не однобоко, раскрыты первопричины его травмы; того, почему он сломлен и пренебрежительно относится к технологиям; как он потерял веру в себя, пытается дописать произведение и при этом, справится с возложенной на него ответственностью. Просто в это время продюсеры делают ему предложения, тогда как композитор страдает из-за отсутствия вдохновения, что приводит его к ещё большей нервозности и агрессии по отношению к Норту.

Урасава подчёркивает значимость образов из детства, нематериальных вещей, ставит на первое место духовные ценности, богатство внутреннего мира человека и пытается столкнуть эти понятия с неодушевлённым роботом, практически касающимся души Дункана, заключённую в рояль. Ведь каждая клавиша отвечает за чувства Дункана, и кто попало вряд ли бы мог сыграть так, как он, и уж тем более робот, чья задача повторить, но не создать. Короче перед читателем предстает следующая картина: создатель музыки обучает созданного человеком, чтобы и тот создавал музыку. Эта история, как комплексная пища для размышления, со вкусом споров и восторга, несогласия и принятия. Способен ли Норт, как и Атом, даже не заменить человека, а хотя бы уподобится ему? Вот об этом Урасава и пытается рассуждать в Плутоне.

-14

И вот берёшь ты значит сюжет про Дункана и Норта, перекладываешь на остальные под-сюжеты и глобальный, и вот тебе Плутон. Манга ни на минуту не даёт слабины. Урасава постоянно закидывает одну интересную задумку за другой. Я всей фантастики на планете не читал и не видел, так что такие вещи, как желание роботов завести детей, психологические травмы у машин, ку-клукс-клан нацеленный против жестянок для меня были довольно таки интересными. И в некоторых моментах в новинку.

Урасава ловко жонглирует переменными, переключая внимание на события внутри событий, возвращая назад с новым багажом знаний и восприятием происходящего. В голове складывается некий паззл. Чем дальше читаешь, тем четче становятся очертания ненависти роботов к роботам, роботов к людям, людей к роботам, а взаимосвязи обретают прозрачность. Там, где Тэдзука старался преподать урок, Урасава вешает груз вины и ответственности за содеянное. Он не пытается научить людей хорошему, говоря прямо что есть что, а разворачивает перед глазами всю двойственность, неоднозначность ответов на вопросы о том, что такое робот и искусственный интеллект. Каково его место в мире кожаных мешков. Не под рапорт говоря - да такое же, на самом деле. Не столь дружелюбное, чтобы однозначно говорить о его безукоризненности.

-15

И давай немного о рисунке поговорим. Плутон мало чем отличается от других работ мэтра. Разве что фотограмметрии намного меньше из-за футуристичного сеттинга. А так, говорящая о характере мимика, натуралистичное строение лиц, умеренная детализация не уходящая в откровенный реализм, но и не стагнирующая на уровне простых линий. Отличная динамика, здоровская игра со светотенью и традиционная, не слишком ударившаяся в киношность раскадровка. Тут, конечно, Урасава спасовал перед Тэдзукой, но не во вред повествованию. Единственное, что не каждому придётся по вкусу, так это устаревший дизайн вооружения и некоторых роботов. Вот я был не в восторге. Вроде бы Урасава и осовременил их внешний вид, а вроде и оставил много округлости и вычурности присущей дизайну фантастики до приблизительно 70-х годов. Жить с этим можно, но сразу после пары-тройки неудержимых смехуёчков.

-16

Вот собственно, что из себя представляет Плутон Наоки Урасавы. Кто читал мангу, делитесь своими впечатлениями в комментариях. Пусть ожидающие аниме сложат некоторое представление на что им предстоит смотреть в адаптации. Только сильно не спойлерите пожалуйста или оставьте пометку о спойлерах в начале комментария. А товарищей фантастофилов попрошу скинуть книжицы, в которых угадываются знакомые детали, что я отметил в своём рассказе. Тоже интересный момент. Спасибо, что прочитали или посмотрели этот обзор.

#плутон #pluto #наокиурасава #сэйнен #могучийатом #астробой #роботы