Найти тему
Брат Велье

Была ли демократия на Руси? Псковская республика.

Понятие "демократия" настолько затерли в последнее время в России, что оно практически превратилось в синоним ругательства. Утопична ли сама теория демократического мироустройства, возможно ли в будущем построить справедливое государство с максимально равным участием всех слоев населения? Были ли в истории России или Руси прецеденты, на которые можно опереться, взять те основы общественного равноправия и развиваться в новых реалиях? Возможно были, в тех или иных формах, в зачатках, конечно далеких от абсолюта, но... многие века назад люди уже пытались жить в добрососедстве, пробовали справедливо распределять блага и старались честно поделить права и обязанности!

В предыдущей статье ( https://dzen.ru/a/ZRl4c20-H1bKnajt?share_to=link ) разговор шел о Псковщине, поэтому возьмем для примера древней демократии - независимую Псковскую республику или Псковскую вечевую республику или Псковскую феодальную республику (1136 - 1510). В начале своего существования она была в составе Новгородской республики с широкой автономией. С 1348 года Псковская республика стала полностью независима по Болотовскому договору.

Основы политического устройства Псковская республика переняла от Новгородской республики. Например, главным органом управления государства, как и в Новгороде было Вече, но были и отличительные черты в Псковском обществе, которые предавали своеобразие государственному строю. Те же бояре не имели особенно крупных землевладений, что мешало им узурпировать власть.

-2

Вече - высший законодательный и исполнительный орган Псковской республики.

-3

Звон колокола созывал вече, выкрики от людей собранных записывались дьяком в книгу, а из этих записей создавались законы и скреплялись печатями. Все государственные решения принимались на Вече - принятие законов, объявление войны и мира, назначение воевод, приглашение и выдворение князей, внутренняя и внешняя торговля, регулирование отношений между слоями общества, распоряжение казной, отношения между церковью, государством и обществом, иногда принимал решение как судебный орган, назначение управленцев на местах. Созывалось Вече, как знатью - князем, боярами, посадниками, так и "простолюдинами". В составе веча (он не был постоянным) принимали участие посадники - представители от 6-ти районов города и 7-ми пригородов, бояре - должностные лица, управленцы и судьи, мужчины имеющие городское имущество, от ремесленников и купцов - сотские, церковные люди, представители сельских общин (губ) - губные старосты (администраторы и судьи в сельской местности).

Князь - приглашенный администратор по договору на определенный срок с определенным доходом. Вече его могло как призвать, так и изгнать. Приглашался из других княжеств и из князей младшей ветви. Не имел права скупать земли и "кабалить люд", т.е. давать взаймы. Руководил войсками, производил суды в составе "коллегии", вел переговоры с иностранцами, вот и все обязанности.

Знать - бояре, посадники, сотские. Богатые люди из знатных семей имеющие крупные землевладения, торговцы, ростовщики. Занимающие высокие должности в государственном управлении.

Ремесленники, мелкие торговцы, городские жители - имеющий свой двор люд.

Крестьяне - земледельцы, огородники, рыбаки, изорники и половники (взявшие землю в аренду и ссуду, в последствии отдающие половину урожая или четверть), изорники (работающие на земле на "господа" до определенного срока, после которого могли уйти на другие работы).

-4

Церковники - торговали без налогов и пошлин, сами собирали пошлины, относились к Новгородскому архиепископу, имели свой церковный суд, участвовали в вече и законодательных делах и управлении.

Псковская судная грамота - свод судебных законов, который принимался на Вече и изменялся там же. Описывал права и обязанности всех слоев общества.

Что нужно понимать о "псковской демократии", в той или иной мере в управлении государством, через Вече, мог напрямую участвовать любой горожанин, а сельский житель через представителя. Каждый гражданин имел право голоса, даже самые низшие слои населения, пусть через "бучу", но решали свои вопросы на Вече. Были законы в которых прописаны права и обязанности всех категорий граждан, были суды в которых решались спорные вопросы по справедливости (в понимании того времени). Была исключена узурпация власти одним человеком и сословной группой.

Кому на "демократичной псковщине" жилось хорошо? Думаю, в то время, знать, бояре, городские жители и церковники - жили, не тужили. А вот крестьянам жилось тяжко, но все же более свободно чем при крепостном праве, да, сельский житель зависел от феодала через ссуды и аренды, но все же был свободным человеком.