Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию первую статью из очередного запланированного мною цикла о некрополях Санкт – Петербурга. В этот раз речь пойдет о кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре, который был заложен в середине 19 века.
Таким образом, в Северной столице появилось свое Новодевичье кладбище, которое не следует путать со знаменитым Новодевичьем в Москве, появившемся к стати на полвека позже.
Следует сказать, что кладбище изначально предназначалось для захоронения представителей знатных дворянских родов, богатых купеческих фамилий, видных военачальников и других жителей тогдашней столицы Российской империи, чьи родственники были способны выложить сумму от 500 тогдашних рублей за место последнего покоя. Для сравнения могу сказать, что в то время, к примеру, корова или лошадь стоили от 2 до 5 рублей. В общем кладбище было, говоря нынешним языком элитным и поэтому нет ничего удивительного в том, что надгробия на могилах, упокоившихся на нем людей, представляют собой настоящие произведения искусства работы таких знаменитых скульпторов и архитекторов своего времени, как Клодт, Чижов, Демут-Малиновский и многие другие.
Прямо при входе похоронен академик и профессор архитектуры Императорской Академии художеств Николай Ефимович Ефимов, автор проекта Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Его захоронение стало одним из первых на кладбище устроенном при его творении. Мраморное надгробие создано в 1897 году по проекту архитекторов С.П. Галензовского и И.В. Жолтовского ставшего впоследствии, создателем стиля Сталинский ампир.
Одним из наиболее известных и почитаемых захоронений Новодевичьего кладбища Санкт – Петербурге является могила великого русского поэта
Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877)
Великий русский поэт скончался 27 декабря 1877 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Через четыре года, в 1881 году на могиле поэта был установлен памятник.
Надгробие, авторами которого стали скульптор М. А. Чижов и архитектор В. А. Шрейбер выполнено в мастерской Василия Ефимова.
Монумент достаточно аллегоричен. Он представляет собой массивный, сужающийся к верху четырехугольный постамент из тёмного гранита. Увитую лавровыми гирляндами стелу, венчает отлитый в бронзе бюст поэта в античной тоге. Кроме фамилии поэта и годов его жизни на пьедестале выгравированы шестиконечная звезда, четырёхконечный крест и две эпитафии.
Наличие звезды Давида в данном случае следует рассматривать не как религиозный символ, а как символ принадлежности усопшего к миру музыки и поэзии, покровителем которых являлся этот библейский царь. Такие символы достаточно часто можно видеть на надгробия многих российских деятелей культуры XVIII-XIX веков.
Под знаменитыми строками самого Некрасова :
«Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ....»
размещена эпитафия
«Из уст в уста, передавая дорогие нам имена, не забудем мы и твоего имени и вручим его прозревшему и просветлённому народу, что бы знал он и того, чьих много добрых семян упало на почву народного счастья.»
Могила Некрасова является своеобразным подтверждением элитности и исключительной статусности Новодевичьего кладбища. Известно, что Федор Михайлович Достоевский, бывший близким другом Николая Алексеевича и считавший его своим литературным наставником, завещал похоронить себя рядом с поэтом. Однако стоимость места на Новодевичьем, оказалась не по карману его семье и писателя похоронили на Тихвинском (ныне Некрополь мастеров искусств).
Легенда о бронзовом Спасителе
Самым почитаемым и легендарным надгробием Новодевичьего кладбища является бронзовое изваяние Христа, установленное на могиле жены генерала от кавалерии Алексея Львовича Вершинина.
Легенда гласит, что супруге генерала Анне Акимовне во сне явился Спаситель и сказал, что супругам не суждено после смерти быть похороненными вместе.
«А потому следует заранее озаботься о месте будущего погребения для того кто из них уйдет первым, и поставить на могиле статую Мою что бы каждый проходящий мимо остановился и помолился о душе погребенного ибо родные его будут далеко».
Узнав о пророчестве, генерал купил большой участок на Новодевичьем, и заказал скульптору Кюфферле большую бронзовую статую Спасителя, которую тот выполнил с потрясающим мастерством.
В 1914 году Анна Акимовна Вершинина скончалась от чахотки и была похоронена на заранее обустроенном мемориале.
К сожалению, пророчество сбылось. Генерал от кавалерии Алексей Львович Вершинин вихрем революции и гражданской войны был заброшен в Софию где скончался в 1922 году. О судьбе их двоих детей ничего неизвестно.
Еще одна питерская городская легенда гласит, что в годы воинствующего атеизма один не в меру ретивый комсомолец, то ли по собственной инициативе, то ли по чьему-то заданию отрезал ноги, сброшенной наземь статуе Христа и в тот же вечер, лишился собственных ног, попав под трамвай, и умер от потери крови.
Его смертельно перепуганные товарищи вернули Спасителя на место, и с тех пор это изваяние считается чудотворным. Здесь всегда лежат цветы и горят свечи. К счастью никто не пишет на постаменте своих просьб о помощи, как это происходит в некоторых других местах.
Может бояться гнева Божия?
О Людях похороненных на Новодевичьем кладбище Санкт Петербурга и о прекрасных памятниках установленных на нем можно написать целую книгу. В рамках нашей небольшой виртуальной экскурсии, я упомяну лишь некоторые, являющиеся наиболее почитаемыми или привлекающие внимание необыкновенной выразительностью архитектурного и скульптурного решения.
Дарья Алесандровна Шурыгина, странница Дарьюшка
Дария Александровна Шурыгина, которые все звали Дарьюшкой, родилась во второй половине восемнадцатого столетия. Родители ее рано умерли, и она взяла на себя заботы о младших брате и сестре. Когда же брат и сестра выросли, сестру замуж отдала, брата женила, а сама стала ходить на богомолье по святым местам. Почти полвека странствовала она по всей России и долгое время сопровождала её в паломничестве любимая племянница Настя, которую она опекала после смерти сестры. Настя стала одной из первых обитательниц Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. К сожалению, была она здоровьем слаба и скончалась на пятом году жизни в новой столичной обители. Тетушка оплакала любимую племянницу и похоронила её у самого входа на Новодевичье кладбище и дальше пустилась в странствия, хотя была уже совсем немолода. Только под конец жизни приняла она монашеский постриг и поселилась в Воскресенском Новодевичьем монастыре под именем инокини Исидоры.
Скончалась странница 1(14) июля 1854 года и была погребена рядом с любимой племянницей.
С тех пор могила её является одной из самых почитаемых на Новодевичьем кладбище
Новодевичье кладбище весьма интересно, как и большим количеством знаменитых людей похороненных на нем, так и разнообразными надгробиями многие из которых представляют большую художественную ценность и являются настоящими произведениями искусства. Давайте посмотрим только некоторые .
На могиле адмирала и путешественника
Степана Степановича Лесовского (1817-1884)
установлен саркофаг с большим морским якорем и корабельной цепью
Над могилой знаменитейшего русского актера
Константина Александровича Варламова (1848 – 1915)
воздвигнута гранитная неоклассическая часовня
Никого из посетителей этого города мертвых не оставит равнодушным бронзовая фигура ангела над мраморным саркофагом генерала от артиллерии
Дмитрия Сергеевича Мордвинова (1820-1894) .
Великолепная по композиционному решению она очень точно выражает скорбь родных по усопшему.
А вот такая великолепная в своей траурной красоте усыпальница была воздвигнута над могилой
Фан-дер-Пальс Лючии Гильзе
Она была дочерью датчанина Юлия Ивановича Иогансена, музыкального теоретика и прекрасного педагога возглавлявшего Петербургскую консерваторию и женой видного петербургского промышленника голландского происхождения Генриха Гильзе фан дер Пальса.
Супруги были счастливы в браке 20 лет. Для своей любимой подарившей ему шестерых детей Генрих Гильзе построил роскошный особняк в стиле модерн на Английском проспекте, архитектором которого был родной брат Лючии, Вильям Юльевич Иогансен.
Он же стал автором проекта семейной усыпальницы Гильзе, которая стала одним из самых роскошных траурных сооружений не только на Новодевичьем кладбище, но и во всем Петербурге
После революции все родственники покойной покинули Россию, а склеп остался стоять в запустении. Честно сказать состояние его не столь плачевно, как у многих других памятников, но реставрация конечно бы не помешала
На этом мои уважаемые читатели разрешите сегодня прерваться. В ближайшее время наши виртуальные экскурсии будут продолжены, а пока всего вам доброго и до скорой встречи