Казахстан сталкивается с проблемами в собственном производстве бензина из-за закрытия нефтеперерабатывающего завода в Атырау на ремонт. Это может привести к нехватке топлива в стране, как это уже случалось раньше. Вице-премьер министр энергетики Казахстана заявил, что в случае необходимости страна будет дополнительно закупать бензин и другое топливо у России. Однако Казахстан сам недавно ввел запрет на экспорт топлива для нормализации внутреннего рынка и стабилизации цен на дизельное топливо. В то же время, Казахстану придется искать условия для дополнительной поставки топлива.
Для компенсации отсутствия переработки на Атырауском заводе Казахстану необходимо увеличить импорт топлива с 40 тысяч тонн до 110 тысяч тонн в месяц, что почти в три раза больше. В начале июля был заключен контракт на поставку 40 тысяч тонн в месяц, и Россия также решила помочь своему соседу избежать дефицита топлива.
Казахстан также не может удовлетворить все потребности в дизельном топливе, производя около 5,1 миллиона тонн, при потреблении более 5,8 миллиона тонн в год. Для 2023 года было договорено о поставке 850 тысяч тонн дизельного топлива, что покрывает дефицит на внутреннем рынке. Однако сейчас Казахстану необходимы дополнительные объемы российского бензина. Какие условия могут быть поставлены и в чем предупреждают Казахстан?
Условия поставки топлива определяются рынком. Розничная цена бензина марки АИ-95 на российских заправках выше, чем на казахстанских. Поэтому резкий рост экспорта в Казахстан со стороны российских производителей будет невыгоден, если стоимость импорта будет соответствовать текущим ценам в Казахстане. В результате Казахстан может столкнуться с временным ростом стоимости топлива на 20% или даже больше. Кроме того, президент Токаев заявил о поддержке санкционного режима против России, что означает, что Казахстан не должен рассчитывать на скидки на поставки топлива.