Война, как известно, больнее всего бьёт по самым незащищённым людям - детям. Вспомнить хотя бы известного нам со школьной скамьи героя повести Валентина Катаева "Сын полка" - Ваню Солнцева.
Маленький пастушок, который мирно и счастливо жил в деревне с родителями, вдруг остался один на захваченной немцами территории. Территории, которая когда-то была его родной деревней.
Родители и родственники Ивана погибли, дом сожгли немцы. И все же мальчик не сдался врагу. Он заточил гвоздь, чтобы суметь дать гитлеровцам отпор, и двинулся навстречу советским войскам.
Образ нашего героя - собирательный. Подобные Ване Солнцеву ребята служили во время войны во многих частях и дивизиях советской армии.
Бойцы искренне жалели маленьких сирот, ведь почти у каждого дома остались такие же дети.
Они по-отечески обучали их всем тонкостям и премудростям военного дела, берегли и заботились. Растили как своих детей.
И, главное, старались сохранить их жизнь для мирного будущего.
"Сын полка" Валентина Катаева особенно популярен был в послевоенные годы.
Сокращенный вариант повести Министерство образования даже включило в школьную программу.
Произведение Катаева экранизировали, было снято 2 фильма.
Книга была интересна людям всех возрастов, ведь правдивая история мальчика-разведчика не могла оставить ни одного читателя равнодушным.
Да и Иван был похож на любого мальчишку, готового пожертвовать жизнью за свою Родину.
Поступок и героизм крестьянского мальчика приводили в пример детям, пробуждая в них чувство патриотизма, воспитывая в юных душах смелость и острый ум, находчивость и доброту.
Что говорить, каждый советский ребёнок мечтал быть Ваней Солнцевым, носить военную форму, ходить в настоящую разведку и сражаться плечом к плечу со взрослыми бойцами.
Маленькие "сыны полка" имели перед солдатами огромные преимущества: юркие и малозаметные, они могли проникнуть в тыл врага, не привлекая внимания.
Дети ловко лазили по деревьям, быстро бегали, умело прятались и знали каждый уголок и особенность местности.
Подростки были наблюдательными и смышлёными. Они ходили за линию фронта, выполняли самые сложные поручения командиров, добывали необходимые для наших бойцов разведданные.
В военное время таких мальчишек и девчонок было много в советской армии. Но сражались наши подростки и на стороне врага.
Фашисты понимали, насколько эффективной для них и опасной для советской армии работа подростков-диверсантов.
На оккупированных территориях немцы отбирали девочек и мальчиков в возрасте 11-15 лет и отправляли их на обучение в школы разведки.
Эти школы гитлеровцы организовывали как в захваченных областях Советского Союза, так и на территории Германии. Часто детей отправляли в разведшколы принудительно.
Специалисты-разведчики обучали подростков находить нужные данные, прыгать с парашютом, совершать диверсии.
Обученных маленьких шпионов немцы забрасывали в наш тыл. У каждого такого подростка был свой офицер-консультант.
Немецкий разведчик рассказывал своему подопечному, как нужно себя вести и что говорить в случае задержания, придумывал и заучивал легенду с ребёнком.
Первого немецкого шпиона-подростка особый отдел НКВД задержал ещё в 1941 году.
Им был четырнадцатилетний Тадеуш Капчинский, перед которым стояла задача выяснить локацию и установить численность 15-го стрелкового корпуса.
В том же 1941 году Дорощев Пётр, 12 лет, и Авдеев Роман, 15 лет, пытались совершить диверсию. На допросе дети признались, что немцы пообещали накормить их сладостями и передать их семьям продовольствие.
В 1943 году в НКВД Курской области пришёл 15-летний Николай Гучков. Он сообщил, что его и ещё 9 подростков немцы направили совершить диверсию на железной дороге. Но Николай решил прийти "к своим" и сдаться.
В 1943 году вычислили ещё одного шпиона-Алексея Розанова, 16 лет.
Его насильно забрали в Германию, где обучали технике обращения со взрывными устройствами, чтению карт и прыжкам с парашютом.
И таких подростков было много. Юные выпускники немецких разведшкол были обучены сбору и передаче данных о местах дислокации и численности советских войск и вооружения.
Они направлялись немецким командованием на диверсионные задания по уничтожению важных стратегических объектов: мостов, железных дорог, заводов. Но советская разведка не позволяла замыслам фашистов осуществиться.
Антигероем-подростком и антиподом Ивана Солнцева и всех "сынов полка" стал Николай Кузьмичёв.
В 13 лет он был опытным фашистским агентом, который работал на территории Брянского фронта.
В 1942 году немцы забросили Колю в тыл. Его задача была собрать ведения о локации и ресурсах 18-го стрелкового запасного полка.
Легенда у юного шпиона была очень правдоподобной. Он представился Колей Рославцем.
Сказал, что сирота: отца, Тимофея, и мать за то, что они были коммунистами, расстреляли фашисты. История была типичной для этого времени и не вызвала подозрений.
Подросток казался вначале очень искренним.
Коля был допущен в полк.
Мальчик горел желанием отомстить немцам за смерть родителей.
Он стал воспитанником подразделения и "сыном полка".
Наша разведка продолжала проверку и обнаружила, что мальчик является выпускником Мценской разведшколы для подростков 11-13 лет.
Повезло, что в этой школе работал советский агент, который и передал в полк эти сведения.
Шпион Николай Кузьмичёв был разоблачён, в мае - арестован и уже давал показания. Что с Николаем стало дальше, неизвестно.
НКВД лояльно относилось к тем ребятам, которые не захотели или не успели совершить преступления.
Период, пока длилось расследование, им засчитывали как наказание, а дальше отправляли в детские дома или к родственникам.
Но, если диверсия удавалась, следствие было неумолимо даже к детям: срок лишения свободы по законам военного времени был от 10 до 25 лет.
Но об этих детях говорят и рассказывают мало.
А героическими подвигами Вани Солнцева гордится вся Россия.
⚠Поддержите канал - не забудьте нажать "подписаться". Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала✔
Использованы фото из открытых источников