Кто жил в Палестине до конца XIX века, чего на самом деле хотели сионисты и как зародился прообраз еврейского государства
«- ФИО?
- Кацман Абрам Моисеевич.
- Национальность?
- Узбек.
- Вы что, издеваетесь?
- Таки Ви начали первый …»
(Из сборника еврейских анекдотов)
Продолжим наши разговоры о еврейской истории. Предыдущие публикации по истории евреев можно полистать и почитать в тематической подборке «Евреи, иудаизм, история …» по ссылке здесь.
Итак.
Как же так получилось, что практически через две тысячи лет после потери своей государственности евреи смогли её восстановить в середине XX века? Это очень интересный вопрос, который довольно широко обсуждается.
В течение 2 000 лет год за годом евреи мечтали и произносили знаменитую еврейскую молитву: «Лешана габаа бирушалаим габнуя», «в следующем году - в восстановленном Иерусалиме». Но мечты так и оставались мечтами…
И вдруг с конца XIX века началась потрясающая деятельность по созданию действительно еврейского дома, национального очага, государства. Правда никто тогда ещё не думал, что это государство будет называться Израиль, а может быть и как-то по-другому называться.
Но факт тот, что началось возрождение еврейского народа. Давайте попробуем разобраться, как же это произошло...
И здесь неплохо бы напомнить о том, что же представляла из себя Палестина в конце XIX века.
Вообще-то это было «захолустье» Османской империи, которая к концу XIX века постепенно, а может и не постепенно, шла «семимильными шагами» к своему закату. По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась и от неё осталось то, что мы сегодня называем современной Турцией. Всё остальное стало какими-то другими «образованиями», государствами. Но факт тот, что империи не стало...
Так вот, Палестина была частью этой Османской империи. В Палестине проживали арабы, в большинстве это были арабские крестьяне. Богатых среди них немного. В основном это либо арендаторы земли, которые обрабатывали чужую землю и платили за это деньги, либо обрабатывали свои небольшие наделы и таким образом жили. Но они жили там не одни...
В четырёх святых для евреев городах жили религиозные евреи. Чем же занимались жившие там евреи? Только ли они молились?
Нет, евреи занимались разного рода ремеслом, потому что, как говорит еврейская пословица «нет муки – нет и Торы», «эйн кемах – эйн Тора». Работали многие.
Конечно, были и такие «илуи», то есть знатоки Торы, которые только и занимались тем, что изучали Тору. Но в основном люди жили в своих домах, занимались торговлей, ремеслом. Но этого не хватало на жизнь...
И тогда была разработана так называемая «система распределения», она получила название «халука». Это слово происходит от ивритского «лехалек», что значит «делить». Что это значит?
Еврейские общины, жившие к тому времени по всему миру, собирали деньги и посылали их в еврейскую общину Палестины. Считалось, что евреи Палестины как бы представляют весь еврейский народ перед Богом в самом святом месте. Евреи Палестины молятся за всех евреев и обязанность всех евреев мира помогать этим евреям выполнять вот эти святые обязанности. Формально это было структурировано как плата за этроги.
Этрог – это цитрон, большой цитрусовый плод, типа лимона, один из четырех видов растений («арбаа миним»), которые заповедано брать евреям во время праздника Суккот. Этрог, у которого есть и вкус, и приятный запах, Тора называет «при эц адар» — что буквально означает «плод дерева прекрасного».
Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).
Так вот, как бы формально, евреи в Палестине собирают эти этроги (они растут в Палестине), рассылают их еврейским общинам по миру и за это получают плату.
На самом деле в каком-то смысле это была «стипендия». А на одну «стипендию» прожить нельзя. Нужно было работать. Поэтому сказать, что евреи Палестины были иждивенцы нельзя.
Что ещё важно сказать про этих людей?
У них вообще не было никаких ожиданий от своей государственности. Они ждали прихода мессии, мошиах, они молились об этом. Они надеялись, что их мольбы будут услышаны и в какой-то момент придёт мессия и всё изменится. Это была основная идея. Ни о каком своём государстве они не думали.
И евреев было относительно немного. Статистика того времени очень слабая. Более-менее нормальная статистика пришла в Палестину уже с Великобританией в 1922 году. Так вот к 1914 году в Палестине насчитывалось приблизительно 600 тысяч арабов и 85 тысяч евреев. Это уже с учётом двух волн новой эмиграции «новых евреев», которые стали приезжать в Палестину в конце XIX века.
Что это за две волны «новых евреев»? Давайте разбираться откуда они взялись...
К концу XIX века формируется еврейское национальное движение – сионизм. Очень важно понимать, что сионизм не имеет под собой никаких мистических или философских смыслов. Это в принципе национальное движение за объединение еврейского народа и возвращение еврейского народа к нормальному состоянию.
Что значит нормальному? Чтобы у него была своя земля, свой язык, может быть своё государство. Изначально религиозного смысла в этом не было. Были религиозные сионисты, они есть и сейчас, которые в этом видели исполнение некоего божественного плана, что сначала все евреи должны собраться вокруг горы Сион, храмовой горы в Иерусалиме. И тогда они должны вернуться к Богу, стать религиозными и тогда придёт мессия или машиах...
Но это была одна из частей сионистского движения, и она была не основная.
Сионизм — это политическое национальное движение такое же во многом, как например, греческое национальное движение освобождения от турок, или Рисорджименто в Италии, или более ранее французское национальное движение.
И вот евреи, в основном молодые, которые были последователями этого движения, которые в том или ином виде приняли идею создания своего еврейское государство, идею стать нормальным народом, вернуться к земле, заниматься производительным трудом и стали уезжать в Палестину...
Специалисты по истории евреев выделяют так называемых пять волн эмиграции (на иврите - «алия́»).
Первая волна началась в 1881-1882гг, а конец считается 1903 год. Это ещё не совсем сионистская в прямом смысле слова алия.
Действительно, молодые евреи, в основном из окраин Российской империи, поехали в Палестину, пытаясь создать новое общество. И они приехали, посмотрели, как живут арабы и стали также жить. Они посчитали, что арабы — это тот "эталонный" народ, который приспособлен жить в Палестине. Приехавшие евреи стали носить арабскую одежду, перенимать их образ жизни.
А вот Вторая алия, которая началась в 1903 году, и по сути продолжалась до Первой мировой войны, это уже совсем другая история. Евреи Второй алии уже были сионистами, причём во многом они «сплавили» сионизм с социализмом и стали очень активными поселенцами, которые действительно стали менять жизнь.
Ну, например, в 1909 году был создан первый кибуц. Кибуц - это сельхоз коммуна. Евреи это не сами придумали. Они конечно уже слышали идеи о социалистических хозяйствах, о коммунах. Некоторые из них были «толстовцами».
Удивительный момент состоял в том, что они вообще ничего не знали про сельское хозяйство. От слова "совсем".
И они пытались придумать, как можно не умением, а числом научиться работать на земле, вместе бороться с малярией, вместе возделывать землю, вместе сажать какие-то сельскохозяйственные культуры.
А после работы они вели тяжёлые идеологические споры, дебаты «до крови», можно даже сказать, до драк. И таким образом развивались…
Первая мировая война принесла свои изменения в ситуацию.
Конечно, эмиграция или алия затихла, потому что Ближний Восток стал одним из важных полей войны. Там происходили по сути военные действия.
В основном это были действия британской армии против турецкой. И в мае 1916 года подписан знаменитый договор Сайкса-Пико (англ. Sykes–Picot Agreement) — соглашение между правительствами Великобритании, Франции, Российской империи и позднее Италии, в котором были разграничены сферы интересов на Ближнем Востоке на период после Первой мировой войны. От Российской империи при подписании присутствовал представитель Николая II министр иностранных дел Сергей Сазонов. Но его подпись после событий 1917 года стала нерелевантной, потому что Российская империя перестала существовать.
И фактически по этому договору Ближний Восток был поделен на две сферы влияния, на британскую и французскую. Палестина вошла в британскую зону влияния. Это можно увидеть даже топографически: улица короля Георга, улица Алленби в Тель-Авиве, то есть улицы названы либо именем британского короля, либо по имени британского генерала Эдмунда Алленби, который отвоевал Палестину у турок. Но это только внешние проявления.
А какие внутренние проявления?
А вот это интересно.
В 1917 году, кроме того, что происходило на просторах России, интересное событие произошло и в Великобритании.
Лидеру сионистского движения того времени Хаиму Вейцману удалось сделать так, чтобы министр иностранных дел правительства лорд Артур Бальфур написал письмо лидеру всееврейской общины Великобритании лорду Ротшильду, в котором уверял, что Великобритания положительно смотрит на создание «еврейского национального очага для еврейского народа»...
Как это понимать «национальный очаг»? По-английски это будет как «a national home». И непонятно, то ли государство, то ли не государство.
Ну хорошо, написал он это письмо, ну и что? Мало ли что напишет один лорд другому, это их личное дело, даже если один из них министр, а другой выдающийся политический деятель.
Но вот что важно.
В 1922 году, когда Британия получила от Лиги наций мандат на управление Палестиной, это письмо вошло в мандат. То есть Британия по международному мандату была обязана способствовать созданию еврейского национального очага на территории земли Израиля...
Нужно сказать, что после завершения Первой мировой войны возобновляется еврейская эмиграция в Палестину из разных стран. Начинается так называемая Третья алия.
Эту Третью алию называют «волной создателей», волной формирования структур. Очень многие структуры, и партийные, и политические, и экономические формируются именно в 1920-е годы. По сути формируется костяк того, что потом станет Государством Израиль.
Появляются многие структуры, которые являются прообразами будущих министерств, будущего парламента и так далее. Идёт активное общинное, экономическое, социальное, культурное строительство. Очень активное. И дальше возникает очень интересный момент.
В 1924 году Соединённые Штаты впервые вводят ограничения и серьёзные квоты на въезд в США, не только для евреев, для всех. И скажем честно, что до этого момента Палестина не рассматривалась как основное направление еврейской эмиграции из Российской империи. В основном из России уезжали в США. Но вот когда квоты были введены, то на Палестину стали смотреть более внимательно...
Более того, со второй половины 1920-х годов изменяется ситуация, например, в Польше. И начинается другая волна. Это были уже беженцы. То есть люди ехали уже не по идеологическому принципу, а просто убегали. И естественно, волна беженцев усилилась в 1930-е годы, когда Гитлер пришёл к власти.
И что в итоге получилось?
А получилось следующее. Если к 1922 году население Палестины составляло 763 500 человек, то к концу 1947 года уже порядка 2 миллионов. Эмиграция увеличила долю евреев Палестины с 11% в 1922 году до 31% к концу 1947 года. В мае 1948 года, напомним, что было создано Государство Израиль. Порядка 600 000 человек евреев оказалось в Палестине к 1948 году.
И экономическая роль евреев Палестины была гораздо более значительна, чем их количество. Эмигранты привозили с собой не только труд, то есть свою рабочую силу, но и потрясающие знания. Представьте себе немецких евреев 1930-х годов: банкиры, учёные, математики, фармацевты, врачи, юристы. Многие из них приезжают в Палестину и, более того, переводят в Палестину свой бизнес. Продают свой завод в Германии, например, и строят на эти деньги в Палестине заново, нанимают людей.
Потрясающий экономический бум происходит на земле Израиля.
Можно привести такой пример.
Представьте себе, что на 10 тысяч человек в Палестине было 40 врачей общей практики. Много это или мало? Вторая страна в мире по этому показателю в тот момент была Швейцария. В ней на 10 000 человек врачей общей практики было 19. То есть в бедной Палестине, где по сути нет государства, врачей общей практики было в два раза больше, чем в одной из самых благополучных стран мира. И эта «ненормальная» ситуация сложилась в Палестине по многим пунктам...
Происходил интересный процесс очень быстрого бурного экономического, политического, социального, культурного роста. И это всё на фоне ещё более удивительных процессов. Например, возрождение национального языка.
Когда один из провозвестников сионизма Теодор Герцль размышлял, на каком языке будут говорить в Палестине, он был уверен, что на идиш. Другого языка не знал. Герцль был западноевропейским евреем, жил сначала в Венгрии, потом работал в Австрии, в Вене. Он понимал, что еврейский язык — это идиш.
Но против были евреи, которые приехали в Палестину, в частности, из Восточной Европы.
Эти евреи считали, что только иврит может быть национальным языком. В Палестину приезжают евреи со всего мира и не все евреи говорят на идиш. Есть другие еврейские языки, есть ладино у выходцев из Испании и др. Единственно объединяющим языком будет язык иврит. И они стали возрождать иврит.
И в 1920-е годы начинается возрождение языка иврит. Появляются академии языка, придумываются новые слова. Удивительно, насколько продуктивной была эта политика. Удалось придумать полностью систему обучения на иврите, придумать слова, которые бы заменили, например, иностранную, в частности, немецкую терминологию.
Больше скажу: если сегодня в русском языке мы заимствуем слова, то в Израиле придумывают и используют свои слова. Приведу пример.
Вот мы говорим «компьютер». На иврите есть слово «махшев» от глагола «лахшов» - «думать». Редко вы услышите слово «компьютер» в разговоре на улице. Когда спрашивают «что ты изучал?», у нас говорят: «я изучал компьютеры». У них скажут «махшвим» - «компьютеры». И таких примеров и терминов очень много.
Конечно, есть иностранные заимствования, не без этого. Но заимствований не так много, как в других языках. Придумано самостоятельно, так сказать «с чистого листа». По сути использованы старые библейские грамматические нормы и придуманы новые слова и новые формы. И язык возродился.
И мы знаем, что сегодня разговорным и официальным языком Израиля является иврит. Это вполне себе живой язык...
А что же происходило в Палестине «на других фронтах»?
Чуть ранее отмечалось, что на территории Палестины жило и арабское население. А как оно отнеслось к тому, что «ни с того ни с чего» на них «свалились» группы активных евреев, которые стали всё переиначивать, переделывать, строить заново, осушать болота, строить дороги, коммуникации. Да ещё к тому же распалась Османская империя, пришли британцы. И очень многое изменилось для арабов – крестьян с конца XIX века. Как они это восприняли?
Тут довольно интересная ситуация. Уже говорилось, что Палестина конца XIX века – это захолустье, захолустье Османской империи. Большинство арабского крестьянского населения, которые там жили, это были бедные семьи, которые были либо арендаторами небольших наделов земли, либо обрабатывали свои собственные, в большинстве случаев, небольшие наделы. Происходила эрозия арабской классической сельскохозяйственной общины, начинали потихоньку развиваться города, возникала какая-то новая реальность. Но всё это было очень и очень медленно...
Когда пришли евреи, которые кроме того, что хотят возрождать свою землю, так они оказались ещё и «заряжены» социалистическим идеалом и желанием позитивных изменений. И многие евреи говорили арабам: давайте вместе, мы вместе с вами, нашими «арабскими двоюродными братьями» построим новый мир, светлое будущее, мы несём вам прогресс …
И кто-то воспринял эти идеи и призывы.
Но большинство арабов сказали: а нам это зачем?. Мы как-то привыкли по-своему жить. А вы вообще-то кто? Вы зачем сюда пришли? Это наша земля, мы тут жили тысячи лет и хотим продолжать так, как мы привыкли. Нам так удобно.И стали возникать конфликтные ситуации.
Конечно, надо понимать, что это упрощённое представление. Всё было гораздо сложнее. Просто дана некоторая "зарисовка", общий эскиз того, что происходило в этой области.
И возможно даже благодаря тому, что сионизм, еврейское национальное движение было очень активно, на территории Палестины стало возникать и арабское национальное движение.
Стоит напомнить, что по итогам Первой мировой войны стали возникать национальные арабские государства. Появились Ирак, Сирия, Ливан. Появилась никогда не существовавшее до этого государство Иордания, тогда, правда, она называлось Трансиорданией, потому что если вы посмотрите на карту, то эта страна, если смотреть со стороны Средиземного моря, находится как бы «за Иорданом».
Арабские лидеры Палестины думали, что и они сделают своё арабское государство. Или совместное государство с евреями, в котором евреи будут признаны меньшинством. С демографической точки зрения это было логично. В тот момент арабов было больше, чем евреев и казалось, что арабское большинство так и будет сохраняться...
Но евреи взялись за дело рьяно.
Возникали идеологические, политические, экономические, внутренние и внешние причины, сочетания причин, которые заставили всё больше и больше евреев приезжать в Палестину. Напомним, что ухудшилась европейская ситуация. Сначала в Восточной Европе изменились режимы, а потом в Германии пришли нацисты к власти. Более того, они ввели такую антиеврейскую политику, что многие евреи убегали не только из Германии, но и из сопредельных государств. Ну и Америка ввела более жесткие ограничения на въезд к себе.
И это всё заставляло евреев искать себе убежище. И единственным местом для них стала Палестина. То есть каком-то смысле это получилось почти случайно. Очень немногие люди ехали в Палестину из идеологических побуждений, особенно в 1920-1930-е годы.
Но так случилось. И арабы были не готовы с этим мириться. Какой же у них был инструмент давления на евреев, инструмент отстаивания своих прав?
По сути у них было два инструмента.
Первый инструмент – через британцев. Уже упоминалось, что с 1922 года управляет Палестиной Британия. Это не колония Британии, у неё был мандат на управление. То есть он конечен, мандат в какой-то момент должен был закончиться. И Британия по мандату обязана создавать вот этот «национальный еврейский дом». Но с другой стороны в Палестине есть арабское население, которым Британия тоже должна заниматься. Устремления арабов Британия тоже должна учитывать в своей политике.
Более того, как известно, в конце 1930-х годов стал довлеть «нефтяной фактор». Страны-соседи Палестины стали играть всё более важную политическую и экономическую роль, в частности для Британии, так как у соседей была найдена нефть. Британцам это необходимо учитывать. Поэтому постепенно в 1920-е годы начинается интересный процесс.
Британцы вводят так называемые «белые книги», то есть ограничения на въезд евреев в Палестину, то есть на иммиграцию в Палестину.
И эти ограничения очень устраивали лидеров еврейских общин в Палестине, например, Бен Гуриона. Почему?
Потому что это позволяло каждый год определять определённую квоту экономического населения и готовить это население заранее в странах "исхода". Например, в Польше были кружки, где люди готовились к сельскохозяйственным работам. И ввозились люди по тем специальностям, которые были нужны в Палестине, нужны экономике этой территории.
Но постепенно квоты сокращались и сокращались. И в 1939 году (это уже идёт Вторая мировая война) уже известны планы нацистской Германии, всем уже всё понятно (по крайней мере многим). В это время вводится так называемая последняя «белая книга», в которой по сути запрещается любая еврейская иммиграция в Палестину. Во многом это происходит под давлением арабских лидеров. То есть, вот такой первый инструмент давления через Британию.
Второй инструмент давления арабов на евреев – это применение силы, силовое давление. Можно нападать на еврейские поселения, можно грабить евреев на дорогах, можно организовывать серьёзные восстания. Это уже началось с конца 1920-х годов.
Евреи ответили созданием собственных отрядов самообороны, которые потом вылились в «протоармейские» образования, такие как «Хагана́», что на иврите значит «защита, оборона» и Национальная военная организация «Иргу́н Цваи́ Леуми́»...
Но в 1936 году вспыхивает общеарабское восстание, у которого было две цели. Первая – это борьба с еврейскими поселениями и с евреями. Вторая – борьба с британцами. Поэтому британцы восстание подавляют, поскольку это была угроза безопасности Британской империи...
Но начинается Вторая мировая война. Известно, что нацисты, понимая, что Ближний Восток будет одним из фронтов, организовывают очень мощную пропаганду на этот регион, называя арабов чуть ли не «арийцами Ближнего Востока».
И сегодня известно, что один из лидеров палестинских арабов Мухаммад Амин аль-Хусейни, муфтий Иерусалима, много времени проводит в ставке Гитлера.
Так в ноябре 1941 года сообщалось в сводке новостей из Берлина, что «фюрер приветствовал Великого муфтия Иерусалима, одного из наиболее выдающихся представителей арабского национального движения». В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама», а тот, в свою очередь, пообещал муфтию «уничтожить еврейские элементы на Ближнем Востоке».
Аль-Хусейни сказал Гитлеру, что Германия и арабы — естественные союзники, так как имеют общих врагов — англичан, евреев и коммунистов. Аль-Хусейни пообещал организовать панарабское восстание и предложил создать Арабский легион в германской армии. Аль- Хусейни на Балканах в Хорватии набирает специальную дивизию из мусульман...
Гитлер пообещал упразднить «еврейский национальный очаг» в Палестине и предоставить арабам независимость после войны (однако официально такого заявления сделано не было). Согласно раскрытым в 2010 году данным, Гитлер пообещал аль-Хусейни, что немецкие войска, передислоцированные с Кавказа, и Африканский корпус «освободят арабов на Ближнем Востоке», и что «главной целью Германии будет уничтожение евреев».
Таким образом, возникло разделение. Евреи скорее склоняются быть сторонниками Британии и стран антигитлеровской коалиции, тогда как палестинские арабы встают на сторону Гитлера...
Но перед евреями того времени возникла очень странная дилемма. Ведь Британия – их враг, она не даёт возможности приехать евреям в Палестину. И что же делать?
И Бен Гурион, тогдашний лидер, говорит, что мы будем бороться с нацистами на стороне Британии, как будто нет Британии и она нас не угнетает, и будем бороться с Британией, как будто нет нацистов.
То есть во время военного периода евреи помогали в основном Британии.
Но вот война закончилась и закончилась трагически: холокост, уничтожение 6 миллионов евреев. Казалось бы, что после этого Британия должна была пойти на попятную и разрешить оставшимся евреям покинуть Европу и приехать в Палестину. Но нет, правительство Британии запрещает любой въезд евреев в Палестину...
Тем не менее экономическая жизнь в Палестине продолжается.
Евреи понимают, что на само-то деле они уже готовое государство. Есть уже по сути силы самообороны, есть прообраз парламента, есть национальный язык, есть по сути прообраз министерства иностранных дел, так называемое «Еврейское агентство», есть прообраз других министерств, есть промышленные предприятия, есть даже профсоюз, который работает с 1920 года, есть объединения еврейских профсоюзов, есть довольно мощное сельское хозяйство.
Есть даже своя обрабатывающая алмазы промышленность, перевезенная из Бельгии и Голландии накануне Второй мировой войны. В общем они готовы...
Британия к тому моменту понимает, что противостояние между арабами и евреями зашло так далеко, что единственный вариант решения проблемы - это раздел Палестины на два государства. Это были выводы нескольких комиссий, которые приезжали в Палестину, проводили расследования.
Понятно, что это не устраивало ни евреев, ни арабов. Но в итоге, еврейское руководство всё-таки приняло эту идею...
И 29 ноября 1947 года на Генеральной ассамблее ООН состоялось голосование, по итогам которого была принята резолюция 181/2 о создании двух государств на территории Палестины, еврейского и арабского. Еврейские лидеры эту идею приняли, арабские – категорически отвергли.
И 14 мая 1948 года была провозглашена независимость Государства Израиль.
Сохранились черновики декларации независимости, которую писал Бен Гурион. И ещё накануне, вечером 13 мая 1948 г. он ещё не знал, как будет называться государство. И практически записал название Государство Израиль только перед публичным зачтением Декларации независимости.
И тогда же началась война между арабскими странами и только что созданным Государством Израиль.
Но это уже другая история...
И в заключение.
Идеологические основы вкупе с желанием и готовностью работать не покладая рук, страдать при осушении малярийных болот, от неизвестных болезней, от совершенно другого климата, но при этом работать, стирая до мозолей и в кровь руки, приезжать в Палестину несмотря на препятствия, нелегально, легально, пешком, пароходами, как угодно, а ещё к тому же вот эти негативные явления, которые происходили в начале XX века в Европе по отношению к евреям, всё это привело к тому, что за какие-то действительно 50 лет почти из пустого малонаселённого края к 1948 году еврейская община смогла пройти огромный путь от почти полного отсутствия какой-то общинной жизни до создания своего государства.
Это удивительно, но факт.
А в 1897 году, когда был создан первый сионистский конгресс в Базеле, созвал его Теодор Герцль, никто не верил, что Государство Израиль будет создано. И только Герцль об этом записал в дневнике:
«Сегодня меня считают сумасшедшим. Вряд ли завтра, но может быть скоро, может быть через 10 лет и точно через 50 еврейское государство будет создано»...
В следующий раз поговорим о том, чем Израиль отличается от других государств и как конфликт с арабами расколол общество.
Напомню, что предыдущие публикации, связанные с историей евреев, начиная с библейских времён, можно полистать и почитать в тематической подборке «Евреи, иудаизм, история …» перейдя по этой ссылке здесь.
Кроме того, на канале поддерживаю тематические подборки своих публикаций, связанных с историей мировой и русской культуры, историей Москвы, литературой, литераторами и другие …
Посмотреть тематические подборки, полистать другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь.
Все иллюстрации для публикации взяты в свободном доступе сети Интернет.
Источники и полезная литература:
1. Евреи, еврей, еврейская религия и традиции (эл. версия)
2. История еврейского народа = History of the Jewish people / под ред. Ш. Эттингера. Мосты культуры, Гешарим, 2001.
3. Материалы сайта arzamas.academy.