2007 год в российской поп-культуре давно стал символическим - фраза Скриптонита "Я хочу зажечь это снова как летом ноль-седьмого" стала близка даже тем, кто тогда еще ходил в детский сад (о чем свидетельствует, скажем, свежий альбом модных рэперов nkeeei, uniqe и Artem Shilovets под названием "2007"). О поп-культуре того времени на самом деле существует множество мифов - якобы все тогда танцевали "тектоник", слушали R&B и страдали под эмо. Я не собираюсь заниматься развенчиванием мифов - тем не менее, хочется продемонстрировать, насколько более многогранной и богатой была поп-культура той эпохи, вспомнив, за что мы на самом деле любим 2007 год. И давайте начнем с хип-хопа.
Хип-хоп '07
В США, пожалуй, главным героем момента был Лил Уэйн, в то время как в России бурным цветом расцвел абстрактный хип-хоп - молодой Паша Техник в составе Kunteynir записывает совершенно дикий глитч-хоповый "Блёвбургер", 2h Company проверяют слушателя на наличие СДВГ на втором и последнем альбоме "Искусство ухода за АК-47", Кирилл Андреев на первом альбоме СБПЧ прогоняет нечто совершенно безумное под дроун-эмбиент, Евгений Алёхин со своим экзистенциальным рэпом выступает на первом альбоме "Ночных грузчиков", а "Рыночные отношения" выдает альбом, который просто приятно послушать благодаря временами выдающимся битам (есть даже заходы в южный хип-хоп - и это в 2007 году!). Но если вам нужно по-минимуму информации - вот три главных хип-хоп альбома года.
Kanye West - "Graduation"
Хип-хоп пуристы плохо приняли "Graduation" - и понятно почему. Канье завершил процесс превращения хип-хопа в стадионного размаха поп-музыку c заедающими в голове мелодиями, которую могли слушать и те, кто раньше на дух не переносил рэп. При этом Уэст довольно хитро подошел к делу, подкупив многих снобов-меломанов своей эклектичностью и наслушанностью - в каком еще хип-хоп альбоме ранее можно было услышать оммаж легендарным краут-рокерам Can ("Drunk and Hot Girls"), песню, построенную на семпле из Daft Punk "Stronger", футуристичный синти-поп ("Flashing Lights") и фит с главной рок-звездой нулевых годов Крисом Мартином из Coldplay ("Homecoming").
M.I.A. - "Kala"
Это единственный альбом, который я переоценил при подготовке материала и признал, что он абсолютно великий. Если альбом Канье сейчас воспринимается как милый и ламповый привет из 2007 года, то оскаленные треки с "Kala" до сих пор звучат так, будто были записаны вчера (балтимор-клаб, даже так?). "Kala" - хип-хоп, радикально переосмысленный и переоткрытый уроженкой Шри-Ланки, переехавшей в Лондон. Мультикультурные бэнгеры то ли для вечеринок, то ли для левых протестных акций - нередко с такими песнями бывает, что энергия с годами теряется, но "Kala" совершенно не тот случай. Интересно, что "Kala" появился не благодаря, а вопреки - изначально альбом должен был стать очередным релизом, записанным продюсером Тимбалендом (который в 2007 году был буквально везде), но Майе не дали американскую визу из-за ее родственных связей со шри-ланкийскими повстанцами.
Гуф - "Город дорог"
Болезненные, депрессивные и вообще-то страшные дневники московского джанки, который все о себе понимает и читает о том, что видит, под допотопные биты с засемплированными струнными. Интересно, что "Город дорог" вышел на фоне триумфа Тимати, "Банд'Эроса" и прочих звезд поп-рэпа - Гуф казался тогда ярким антиподом царившего гламура, который убедительно и прямо рассказывал о неприглядной стороне реальности, а не о красивой жизни столичных мажоров. Это сейчас Гуф - суперзвезда, за личной жизнью которой следят таблоиды - тогда же рэпер был по ту сторону экрана, о чем он повествовал в "Сплетнях". "Город дорог" не только стал отправной точкой для Гуфа и его мифологизации, но и для трушного московского хип-хопа вообще. В дополнение можно послушать альбом "Генномодифицированные овощи" "Желтой ветки" на те же темы с запрещенными веществами, но куда более веселый.
Электроника '07
Прежде чем приступить к разбору лучших альбомов, хочется упомянуть в рамках honorable mention "Cool Cool Death" Муджуса. На нем пока нет великих песен, но уже есть крепкий грув и та эстетика, который Роман будет развивать в последующих работах. В то же время внимание американской прессы привлекли Chromatics с альбомом "Night Drive" и их лейбл Italians Do It Better, выпустивший первую часть сборника "After Dark". Подопечные Italians Do It Better, как можно догадаться из названия, перепридумывали итало-диско, сделав его куда более мрачным и будто бы зазеркальным. Шведы из The Tough Alliance, Studio и Air France мечтают о беззаботных летних вечерах и пляжных вечеринках в рамках балеарик-бита, а французы из Justice продолжают дело Daft Punk, сближая французский хаус с рок-музыкой, в то время как рок-музыканты продолжали идти по направлению к музыке танцевальной - "Sound of Silver" (overrated as fuck) LCD Soundsystem ярчайший тому пример. При этом профильная пресса продолжала нахваливать немецкие минимал-техно и микрохаус ("From Here We Go Sublime" The Field и "This Bliss" Pantha du Prince). А теперь переходим к самым важным электронным релизам 2007 года.
Burial - "Untrue"
В 2007 году британские музыкальные журналисты создали хайп вокруг жанра ню-рейв, хотя в песнях главных звезд жанра Klaxons рейва было немногим больше, чем, скажем, у "Ленинграда". Однако в 2007 году миру явился призрак настоящего рейва в виде "Untrue". Про этот альбом уже написано километры текста - да, это действительно точный портрет неприветливого южного Лондона, каким его воспринимает возвращающийся из клуба тусовщик. Burial породил кучу подражателей, практически в одиночку породив такие жанры, как future garage и пост-дабстеп, а выпустивший его лейбл Hyperdub тут же обрел статус культового. Burial по сути придумал собственный киберпанковский мир, состоящий из звуков города, которые кочуют у него из трека в трек, манипуляций с вокальными семплами и мажущей мимо ритмической сетки перкуссией. Если вы заслушали "Untrue" до дыр - обратите внимание на его прекрасный ремикс "Where Is Home?" Bloc Party (который, разумеется, воспринимается не как ремикс, а как оригинальный бериэловский трек).
Panda Bear - "Person Pitch"
Монотонные лупы, создающие странную психоделическую атмосферу, солнечные мелодии в духе The Beach Boys, пропетые будто бы из колодца - в 2007 году "Person Pitch" стал настоящим открытием для инди-гиков (Pitchfork назвал его альбомом года). Корни "Person Pitch" были в прошлом (причем не только в 60-х, но и явно в школьным занятиях Ноа Леннокса в хоре - если пофантазировать, открывающий альбом трек "Comfy in Nautica" может напомнить саундтрек из фильма "Один дома"), при этом песни на альбоме были устремлены в будущее. И если сложно сразу навскидку назвать артистов, на которых явно повлияла группа Леннокса Animal Collective, то в случае "Person Pitch" все проще и в то же время неожиданнее. Сама Граймс признавалась, что начала писать первые песни, послушав "Person Pitch", назвав альбом перевернувшим ее жизнь. И правда, если прислушаться к песням на "Visions", то можно обнаружить теряющийся в эхе вокал певицы, состоящий из множества наложенных друг на друга дорожек - прием, явно подсмотренный у Panda Bear.
Oneohtrix Point Never - "Betrayed In the Octagon"
"Betrayed In the Octagon" его автор описывал как "угашенный космический эпик об одном по-настоящему плохом дне из жизни астронавта", и это вполне точно. Сейчас с трудом верится, что первый альбом Дэниела Лопатина под вывеской Oneohtrix Point Never вышел в 2007 году - такое ощущение, он вышел слишком рано, ему самое место где-нибудь в середине 10-х среди фаворитов почившего Tiny Mix Tapes. В 2007 году попросту никто не делал ничего подобного. Дэниел одним из первых стал переосмыслять когда-то стыдный нью-эйдж, выявив его сильный психоделический потенциал. Будущий продюсер главной мировой поп-звезды The Weeknd записал один из самых красивых и forward-thinking эмбиент-альбомов нулевых (впоследствии он войдет в его сборник "Rifts").
Рок '07
Говоря начистоту, персональным саундтреком 2007 года для меня был "Our Love to Admire" Interpol. Мрачные и болезненные песни известного нью-йоркского ансамбля ложились мне тогда как бальзам на душу, как для многих в то время эмо третьей волны. Часто бывает, что мы из подобной музыки вырастаем, и это как раз тот самый случай - я крайне редко снова обращаюсь к Interpol, а при недавнем переслушивании "Our Love to Admire" по-настоящему резанули по сердцу лишь пара-тройка треков (от "Pace Is the Trick" было особенно больно, послушайте и вы). Что касается вышеупомянутого эмо - в 2007 году выходит, возможно, ключевой альбом Paramore "Riot!" , Fall Out Boy на волне успеха выпускают "Infinity on High", а в России гремит хит Animal ДжаZ про три полоски на кедах. На мой попсовый вкус, именно вышедший в том году опус Animal ДжаZ "Шаг. Вдох?" заслуживает пристального внимания и переоценки. Несмотря на всю кринжовость текстов и неряшливый звук в формате "Нашего радио", обаянию этих мелодий сложно сопротивляться.
Разумеется, нельзя не упомянуть один из лучших альбомов The National "Boxer" с его благородной тоской, психоделический шедевр "Strawberry Jam" Animal Collective, на котором группа нащупывает ускользающую красоту в структурированном хаосе, неожиданно светлый альбом "Зачем снятся сны?" "Гражданской обороны", спустя несколько месяцев после выхода которого Егор Летов скончался, и все же для меня важнее три следующих рок-релиза из 2007 года.
Radiohead - "In Rainbows"
Последний по-настоящему великий альбом Radiohead (а, по мнению многих поклонников, и вовсе лучший). Осознавая, что формат CD умирает, группа выложила "In Rainbows" в Сеть бесплатно, предлагая пользователям задонатить за него столько, сколько они желают. При этом Radiohead дропнули альбом без какого-либо промо - сейчас это стало привычным делом для звезд калибра Скриптонита или Бейонсе. Выпущенный после "Hail to the Thief" с его антибушевским посылом "In Rainbows" лишен злости и политической заряженности предшественника и посвящен более личным темам - возможно, оттого оказался более человечным и пронзительным. На "In Rainbows" Том Йорк не пытается кому-то что-то доказать, а просто музицирует с группой в свое удовольствие. Убрав электронику до минимума в пользу акустических инструментов, Йорк много поет о любви, в кои-то веки исполняет соул ("Nude") и изобретает нечто вроде пост-дабстепа в "Videotape".
Дельфин - "Юность"
До сих пор удивительно, насколько злой и мизантропический у Дельфина получился альбом о "детях, которые остались внутри нас". Здесь нашлось место и сентиментальному синти-попу "Снег", и пост-панку с атональными соникюсовскими гитарами "Нечестно", и оскаленному хип-хопу "Без нас", и мечтательному шугейзу "Радость" - вкупе с отчаянными текстами Дельфина "Юность" совершенно сбивает с ног, оставляя душераздирающее впечатление. Именно на этом этапе он с гитаристом Павлом Додоновым, который отвечал за всю музыкальную часть альбома, нащупал тот самый звук, который будет развивать на своих последующих альбомах, взяв за основу хаотичный гитарный шум, монотонный стук драм-машин из 80-х и пост-панковский бас. "Юность" стала настоящим прорывом для отечественной рок-музыки. Не желавший стоять в ряду унылых русских рокеров Дельфин, вдохновлявшийся музыкой своей юности (шугейз, пост-панк, синти-поп), сконструировал из старомодных звуков песни, которые теперь кажутся образцом для музыкантов будущего. Во многом именно этот пост-панковский саунд - разумеется, в сильно упрощенном виде - будут через 10 лет эксплуатировать русскоязычные думерские группы.
АукцЫон - "Девушки поют"
Не альбом, а точная и остроумная фиксация в искусстве собственного поражения, о чем, собственно, можно догадаться по названиям первых трех песен здесь - "Профукал", "Падал", "Ждать". Абсурдизм стихов Дмитрия Озерского, явно находившегося тогда на пике формы, прозрачен и точен, так что песни "АукцЫона" бьют в самое сердце. Однако, судя по многочисленным положительным отзывам иностранцев на сайте "Rate your music", красота этих песен абсолютно универсальна и не требует знания языка. "Девушки поют" - русский рок здорового человека, не стесняющийся своей ярко выраженной национальной идентичности, но при этом незашоренный и открытый к диалогу с миром. Альбом был записан при поддержке американских импровизационных звезд, таких как определивший звучание песен Тома Уэйтса гитарист Марк Рибо и джазовый пианист Джон Медески, работавший с Джоном Зорном, Morphine и Игги Попом. Возможно, благодаря этому "Девушки поют" получился столь живым и переполненным звуками различного происхождения. Все песни на альбоме буквально "дышат".
Поп '07
2007 год - настоящий триумф продюсера Тимбаленда, который, как тогда казалось, был абсолютно везде - песни Джастина Тимберлейка и Нелли Фуртадо с вышедших годом ранее альбомов "FutureSex/LoveSounds" и "Loose" соответственно определили звучание поп-мейнстрима эпохи. И знаете, эти песни c характерными громыхающими битами по-прежнему звучат впечатляюще, несмотря на неизбежные самоповторы Тимбаленда. Бритни Спирс на фоне известных скандалов в личной жизни выпускает свой лучший альбом "Blackout" - характерно, что это был единственный раз, когда она выступала исполнительным продюсером своего релиза. Начиненный клубными бэнгерами "Blackout" во многом предвосхитил мейнстримовый электропоп 10-х годов и по сей день звучит очень даже прилично. В Британии же главной поп-звездой момента была Эми Уайнхаус со своим нео-соулом (но ее культовый альбом "Back to Black" вышел в 2006, так что в расчет не берем).
В то же время в российском эфире тогда царил приторный гламурный R&B, блеклый поп-рок типа "Города 312" и Леры Массквы и диско-поп с фанковыми гитарами в духе "Сливок" и "А-студио" (уже с Кети Топурия). Особняком стояли трепетные баллады МакSим, которая писала их сама, но ее альбом 2007 года "Мой рай" сильно проигрывал набитому хитами дебютнику, вышедшему годом ранее. Ну и упомянем седьмую "Фабрику звезд" с Константином Меладзе, которая подарила миру Риту Дакоту, "Инь-Ян" c Юлией Паршутой и "БиС" с Владом Соколовским. Ну а теперь переходим к трем лучшим поп-альбомам 2007 года.
MGMT - Oracular Spectacular
MGMT стали одной из тех групп нулевых, которой удалось пробиться в мейнстрим, будучи изначально инди-коллективом - хиты "Time to Pretend" и "Kids" звучали 15 лет назад из каждого утюга, и сейчас вызывают острейший приступ ностальгии. Любопытно, что "Oracular Spectacular" может вызывать ложную ностальгию по всем эпохам сразу - группа черпала свое вдохновение в солнечных мелодиях поп-групп 60-х и идеологии хиппи, заимствовала стиль у глэм-коллективов 70-х, синтетический саунд из неоновых 80-х, а некоторые песни на альбоме и вовсе звучат как типичный брит-поп из 90-х. Все это MGMT делали легко, ненавязчиво и одновременно изящно, чем и заслужили народную любовь. Песни коллектива можно было обнаружить как в MP3-плееров модников-хипстеров, так и простых обывателей. И надо понимать - именно MGMT проложили путь таким психоделическим поп-группам 10-х, как Tame Impala.
Rihanna - Good Girl Gone Bad
От "Umbrella" в 2007 году было невозможно скрыться - кажется, песня бы вас настигла, даже если вы тогда находились в бункере. Любопытно, что изначально авторы трека The-Dream и Трики Стюарт писали его под Бритни Спирс, однако представители певицы отказались от песни, даже не поставив ее в известность - и, видимо, потом кусали локти, ведь именно "Umbrella" превратила Рианну в настоящую суперзвезду. Между тем помимо пресловутой "Umbrella" на альбоме барбадосской певицы 2007 года "Good Girl Gone Bad" есть чем поживиться - например, летним хитом "Sell Me Candy" авторства вездесущего Тимбаленда, танцевальным бэнгером с засемплированным Майклом Джексоном "Don't Stop The Music", восьмидесятническим электро "Push Up On Me", а также навеянным "Blue Monday" New Order боевиком "Shut Up And Drive". Было бы и вовсе хорошо без блеклых баллад на альбоме.
Sally Shapiro - Disco Romance
Салли Шапиро в свое время предвосхитила никак не спадающую моду на неоновый звук 80-х и одной из первых попыталась снять с нафталинового итало-диско клеймо guilty pleasure, сделав маленький шаг к принятию поп-музыки во всей ее многообразии. Именно с дебютного альбома Салли Шапиро “Forget About You” начался ривайвл итало-диско, повлиявший в результате и на развитие поп-мейнстрима. "Disco Romance" - возможно, первый в истории синтвейв/ретровейв-альбом, который и в 2023 году воспринимается как адекватный современности, хотя он, парадоксальным образом, и был изначально обращен в прошлое. Услышав один раз по-северному меланхоличные песни “I'll Be by Your Side” и “Time to Let Go”, вы не забудете их никогда, как и нежный и невинный голос солистки Sally Shapiro, чем-то напоминающий вокал молодой Милен Фармер. Во избежание вопросов - слушать нужно именно американскую версию "Disco Romance" 2007 года, а не вышедшую годом ранее европейскую, представляющую собой скорее EP с необязательными ремиксами.
Метал '07
"Люди полагают, что метал должен был злобным, страшным и грубым", - жаловался вокалист The Angelic Process Крис Ангилус, имея в виду, что музыка его группы совсем про другое. Меня сложно назвать фанатом тяжелой музыки, но так совпало, что именно в 2007 году вышли мою любимые альбомы жанра - и все они опровергают стереотипное мнение о том, какой-должна быть метал-музыка. Объединяет эти релизы то, что большинство из них были записаны в одиночку или вдвоем, а вдохновлены - альтернативным роком, пост-роком, дрим-попом и шугейзом, соответственно, и прийтись по вкусу они могут скорее поклонникам инди-музыки, чем хардкорным фанатам метала. Обещаю, что на них не будет ни гроулинга, ни барабанной молотилки - только музыка исключительной красоты (если же вы более продвинутый человек, ценящий или толерантно относящийся к "трушному" металу - послушайте также изобретательный и живой дебютник Baroness "Red Album" и лютейший авангард "Fas – Ite, maledicti, in ignem aeternum" от французов Deathspell Omega).
Jesu - "Conqueror"
Основатель лютейшей группы Godflesh Джастин Бродрик в формате Jesu записал один из самых мелодичных и нежных метал-альбомов на свете, песни с которого можно ставить новорожденным детям в качестве колыбельных. В тягучих и духоподъемных композициях с "Conqueror", посвященных препаратам, облакам и закатам, бросается в глаза влияние эмбиента, шугейза и пост-рока, а сладкие мелодии и вовсе будто позаимствованы из тин-попа, но радикально замедлены, да еще и пропеты с автотюном. Один из молодых юзеров меломанского сайта Rate Your Music в шутку назвал "Conqueror" дрейнер-металом, и в этом что-то есть. Если бы Bladee когда-нибудь захотел записать метал-альбом, то можно нафантазировать, что он бы звучал примерно так.
Alcest - Souvenirs d'un autre monde
Был ли в 2007 метал еще нежнее и трогательнее, чем у Jesu? Был, и издан он был под вывеской Alcest, за которой кроется французский музыкант Neige. От "Souvenirs d'un autre monde" остается ощущение, будто вы вышли в первый по-настоящему теплый весенний день на улицу родного города, а в голове у вас возникают воспоминания из детства (cобственно, название альбома переводится с французского как "Воспоминания из другого мира"). Воздушные, будто бы замечтавшиеся пасторальные мелодии, пропетые чистым и хрупким голосом, растворяются здесь в сонном мареве из гитар (практически на всех инструментах сыграл сам Neige). В песнях с "Souvenirs d'un autre monde" чувствуется влияние вышеупомятутых Jesu, My Bloody Valentine и Sigur Ros. При этом считается, что именно Alcest стали пионерами блэкгейза (соответственно, смешения блэк-метала и шугейза), протоптав тропинку для таких звезд жанра, как Deafheaven.
The Angelic Process - Weighing Souls With Sand
Это очень громкая музыка, металлические гитарные риффы, похожие на грозовые облака, просто впечатывают тебя в стену, хотя участники The Angelic Process - всего лишь милая супружеская пара. "Weighing Souls With Sand" звучит так, будто ты находишься в эпицентре страшного шторма посреди моря и слышишь отчаянный голос пытающегося докричаться до тебя приятеля по несчастью, которого уносит торнадо. Песни действует совершенно опустошающе - особенно, если знать, что вокалист The Angelic Process Крис Ангилус свел счеты с жизнью вскоре после выхода альбома, поскольку больше не мог заниматься музыкой как прежде из-за полученной травмы. В результате "Weighing Souls With Sand" трагическим образом стал последним альбомом The Angelic Process, породившим такой микрожанр, как думгейз (дум-метал + шугейз). Вторая участница коллектива - жена Криса Моника - скончалась весной этого года.
Фолк '07
Bon Iver - For Emma, Forever Ago
Если верить легенде, "For Emma, Forever Ago" изначально вовсе не должен был стать популярным. Безвестный парень с разбитым сердцем и акустической гитарой закрылся в лесу на зиму и наныл высоким голосом несколько пронзительных песен-молитв, которые затем подобрал инди-лейбл Jagjaguwar, и вот песням с "For Emma, Forever Ago" уже подпевают зрители многотысячных музыкальных фестивалей, включая члена сената США Расса Файнголда. История успеха "For Emma, Forever Ago" звучит банально, в отличие от самих песен. Их Джастин Вернон записал в одиночестве в лесу, хотя остается ощущение, что на самом деле над ними поработал автор великих эмбиентных композиций Брайан Ино. Несмотря на аскетичность ранних песен Джастина Вернона, сделаны они так профессионально, что невольно закрадываются сомнения в правдивости изначальной истории.
Как бы то ни было, в этих медитативных песнях фолка столько же, сколько и эмбиента, и на первый взгляд необязательные детали оказываются тем, что делает "For Emma, Forever Ago" таким особенным. Все эти пронзительные гитарные отзвуки и еле слышный фоновый эмбиент так точно передают ощущения одиночества и саднящей боли после расставания с любимым человеком, что несложно понять, почему "For Emma, Forever Ago" завоевал такую народную любовь. Сила дебютного альбома Джастина Вернона - в его универсализме, несмотря на то, что это очень американские по мелодиям и гармониям песни.
На самом деле уже при внимательном прослушивании "For Emma, Forever Ago" было ясно, что это не просто нытье очередного белого инди-чувака с бородой и во фланелевой рубашке. В песнях на "For Emma, Forever Ago" очевидно влияние американской черной музыки - соула или, скажем, госпела. Именно благодаря этому он смог пробить сердце отнюдь не только у белой аудитории. Что случилось с Верноном после успеха дебютника, мы знаем - совместная работа с Канье Уэстом над его великими записями "My Beautiful Dark Twisted Fantasy" и "Yeezus", а также альбом самого Вернона с вдохновленной, собственно, "Йизусом" и группой Talk Talk деконструированной поп-музыкой "22, a Million", на котором Bon Iver удалось прыгнуть выше головы. Как бы не плевались от него некоторые поклонники, именно "22, a Million" заставил меня переоценить Вернона как музыканта и внимательнее прислушаться впоследствии к "For Emma, Forever Ago". И, думаю, я был не один такой.
Джастин Вернон сделал ставку не на суровую аутентичность или безумие популярного тогда фрик-фолка (выпускники арт-колледжей, слушавшие Animal Collective или Джоанну Ньюсом, наверняка смотрели на Джастина Вернона как на скучного нормиса), а на атмосферность и кинематографичность. Несмотря на всю пронзительность его песен, порой кажется, будто они были записаны для несуществующего фильма. Впрочем, почему не существующего - как минимум "The Wolves (Act I and II)" впоследствии вошла в саундтрек картины "Место под соснами". "For Emma, Forever Ago" отличает от остальных фолк-альбомов эпохи то, что его в принципе можно посоветовать абсолютно каждому, а не только наслушанному инди-нерду, хорошо владеющему английским. Искренность и эмоциональность этих песен пробивают любого и без знания языка. Именно поэтому я решил немного отойти от своего концепта и остановиться лишь на одном альбоме жанра, а не на трех, как прежде (так-то мне не лень перечислить вышедшие в 2007 году альбомы Мариссы Надлер, Джоанны Ньюсом, Beirut, Iron and Wine, Magnolia Electric Co., Пелагеи и Леонида Волкова - но кто знает, тот знает).
История "For Emma, Forever Ago" - типичная история "американской мечты". Это еще и вдохновляющий пример того, что вместо запрыгивания на очередной хайптрейн ты можешь записать альбом с медлительными, тихими и печальными песнями о несчастной любви - и, если ты по-настоящему талантлив и искренен, стать кентом Канье Уэста, находившегося тогда на пике формы и еще окончательно не сошедшего с ума.