Найти тему

СоколИная охота и расцвет русского балета

Оглавление

Зато…мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета…

Мы впереди планеты всей!

Ю.Визбор

Константин Соколов и сокол Дульсинея (Дуся). Центр соколиной охоты Константина Соколова
Константин Соколов и сокол Дульсинея (Дуся). Центр соколиной охоты Константина Соколова

Что мы будем разбирать? Картину?

Не совсем. Но несомненно – это произведение искусства. И оно так повлияло на зрителей, что, как и положено истинному шедевру, взорвало их мозг! И теперь взорвёт твой. Ну, может не буквально, хотя…

Автор - известный русский художник Валентин Серов.

К 1911 г (год создания работы) В. Серов - в Париже. Он член художественного объединения "Мир искусств" под руководством Сергея Дягилева, участник многочисленных выставок, организованных Дягилевым в России и Франции. До того, как уехал в Париж, успешно поработал над 3м томом "Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси" Н.И.Кутепова, вникнув и изучив соколиную охоту при дворе русских правителей тщательно и глубоко.

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ВЫЕЗД ЕКАТЕРИНЫ II НА СОКОЛИНУЮ ОХОТУ. 1902. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Открытка - экспонат Музея соколиной охоты Константина Соколова
ВАЛЕНТИН СЕРОВ. ВЫЕЗД ЕКАТЕРИНЫ II НА СОКОЛИНУЮ ОХОТУ. 1902. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Открытка - экспонат Музея соколиной охоты Константина Соколова

В это время Европа охвачена ориентализмом - страстью ко всему "сказочно-загадочно-восточному". Но и свои собственные традиции не забыты - по-восточному роскошные балы и королевская соколиная охота Людовика XIII (помните "Мерлезонский балет"?) оставила свой след в сознании европейских аристократов, что называется, на генетическом уровне.

Дягилев: “Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни, все чувства и страсти выражались бы помимо слов и понятий не рассудочно, а стихийно, наглядно, бесспорно”. И он нашел беспроигрышное решение - всё это было воплощено лучшими, «звёздными» силами – музыка (Н.Римский-Корсаков), актёрская игра (В.Нижинский, Ида Рубинштейн), хореография (М.Фокин), декорации и оформление (Л.Бакст). И возникла одноактная «Шехерезада»

В. Серов был настолько впечатлён первыми показами, что загорелся исполнить занавес к уже идущему спектаклю. «Так много вложено в эти танцы истинной красоты... одеяний, фона, самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что... видишь и ощущаешь близость востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи», — писал В. А. Серов в редакцию газеты «Речь».

Большой рисунок на холсте по эскизу ему помогали воплотить Н.Я. и И.О. Ефимовы. В качестве мастерской было арендовано помещение бывшей церкви (Ла Шапель) при монастыре Сакре-Кёр в Париже (ныне Музей Родена).

Эскиз занавеса. В. Серов
Эскиз занавеса. В. Серов

За несколько недель, работая по 12 часов, Серов и Ефимовы успели исполнить к сроку грандиозное полотно 12х16м. «Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Говорят, не плохо господа художники как наши, так и французские некоторые. Немножко суховато, но не неблагородно в отличие от бакстовской сладкой роскоши», — сдержанно описывал свой успех В.А. Серов в письме к И.С. Остроухову.

Занавес
Занавес

Этому занавесу отводилась особая роль - возбуждение интереса перед спектаклем, своеобразная зрительная увертюра, гармонично сочетающаяся с музыкой Римского-Корсакова. Глаза публики жадно впитывали завораживающую картину: «Рой персидских всадников свободно скакал в широком диком пейзаже; из города, высящегося на скале, любовались кавалькадой персидские дамы».

Занавес вызвал особое внимание у зрителей «Шехеразады», неоднократно удостаивался «специальных аплодисментов».

Занавес поднимался и... стремительное немое кино, с оргией невольниц и рабов, а потом не менее колоритной кровавой сценой массового убийства в гареме, приводило публику в экстаз!

Известно, что после смерти художника занавес принадлежал Сергею Дягилеву. После него - Сержу Лифарю. А после 1929 года следы его затерялись.

А был ли занавес?

Как-то, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович на одном из аукционов приобрели необычное полотно размерами 4х6м.

Фрагмент занавеса
Фрагмент занавеса

Галина Вишневская хотела повесить его на стену в гостиной петербургского дома. Надо только чуть укоротить и подогнуть. Рука с ножницами уже была занесена над полотном, как в последний момент певица передумала резать, и обратилась к специалистам-реставраторам. Те пришли, увидели и ахнули: „Серов!“ Хоть, это, скорее всего, лишь фрагмент центральной части.

Позднее, в 2015г этот фрагмент занавеса был представлен на выставке в Русском музее, посвященной юбилею В. Серова.

-6

Что насчёт взрыва мозга?

В.Серову удалось создать ощущение, что всё, увиденное европейской публикой на грандиозном полотне-занавесе перед началом основного действа, ей знакомо, только надо напомнить. Триггерами послужили балет, как искусство, ориентализм и, конечно… соколиная охота!

Так из просто антрепризы "Русские сезоны" превратились в ведущую европейскую труппу. Парижские модницы, подражая героям «Шехеразады», немедленно надели шаровары, тюрбаны, длинные бусы — балет определил моду 1910-х, а истинный балет отныне был для всех только русским.

Ты ещё сомневаешься, что причиной этому соколиная охота? Вернее, тот узнаваемый каждым мало-мальски образованным европейцем на генетическом уровне, сюжет Серовского занавеса. Без этого занавеса с соколиной охотой русский балет не покорил бы весь мир!

p.s. Кстати, в "Шехеразаде" Дягилева НЕ БЫЛО самой Шехерезады. Балет Дягилева, покоривший мир как "русский" не имел ничего общего с русской "Шехерезадой", которую в это время показывали в России. Но это уже другая история...

👍🏼Понравилась статья? Ставьте лайки, комментируйте, записывайтесь на программы https://соколинаяохота.рф

#falconry_heritage