Итоговое сочинение — обязательное испытание для всех одиннадцатиклассников, вокруг которого традиционно много вопросов. Правда ли, что сочинение сложнее ЕГЭ? Если ошибёшься в имени литературного героя, сразу получишь незачёт? Действительно ли нельзя выбирать простые произведения? Зачем вообще одиннадцатиклассники сдают итоговое сочинение, когда на носу ЕГЭ и поступление в вузы? Поговорим обо всём по порядку.
Зачем сдают итоговое сочинение?
Цели проведения итогового сочинения подробно описаны на сайте ФИПИ. В первую очередь, это оценка общих речевых компетенций, уровня речевой культуры и грамотности. Одиннадцатиклассник должен продемонстрировать умение логически рассуждать, выражать свою позицию и её аргументировать.
Ещё одно требование к выпускникам — сослаться на литературный материал из школьной программы. Многие задаются вопросом: Зачем ученику нужна литература, если он, допустим, поступает в технический вуз? Знание литературного материала, умение найти параллели и сопоставить его с собственной жизнью — это сложная аналитическая работа, развивающая критическое мышление школьника.
Таким образом, итоговое сочинение не имеет отношения к литературоведческому анализу. У него другие цели — развить умение самостоятельно мыслить, проводить анализ ситуации и искать ценные параллели, а с ними выход из сложных ситуаций и решение этических и философских вопросов.
Структура сочинения и как оно проходит
Итоговое сочинение пишут в школах в конце года, на написание отводится 3 часа 55 минут. Известны даты основных и резервных дней — 6 декабря 2023 года, 7 февраля 2024 года и 10 апреля 2024 года.
Специалисты ФИПИ озвучили пять тематических направлений в этому году:
- «Забвению не подлежит».
- «Я и другие»
- «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
- «Время перемен»
- «Разговор с собой».
Учёный секретарь ФИПИ Елена Андреевна Зинина рекомендует начинать работу со вступления и заканчивать его заключением. Такая структура поможет в логическом изложении мыслей. Уделите этим частям примерно треть своего сочинения.
- Вступление. В первой части желательно обозначить главную мысль и выразить согласие или не согласие с тезисом. Введение должно занимать около 15% всей работы.
- Основная часть. Переходим к содержанию произведения — приводим аргументы и примеры, раскрываем свою точку зрения.
- Заключение. Подводим итоги и приходим к логическим выводам.
Критерии оценивания в 2024 году
Эксперт допускает к проверке сочинения, написанные самостоятельно и соответствующие требуемому объёму:
Объём итогового сочинения
Первое, на что смотрят проверяющие, уложился ли ученик в рекомендуемый объём — более 250 слов в сочинении (с учётом служебных слов). Если работа не соответствует этому требованию, то ученику сразу ставят незачёт без учёта содержания его работы. Но рекомендуемый объём в 2024 году составляет от 350 и выше, верхний лимит не установлен.
Самостоятельность написания
Написано ли сочинение самостоятельно или заимствовано из интернета — второе критически важное условие, на которое смотрит проверяющий. Запрещено списывание любых фрагментов и написание по памяти готовых текстов. Допускается цитирование, как прямое, так и косвенное с обязательной ссылкой на источник. Нахождение в сочинении плагиата — причина выставления незачёта за сочинение.
Если сочинение прошло проверку на объём и самостоятельность написания, проверяющие оценивают работу по пяти критериям:
- Соответствие теме
Одиннадцатикласснику нужно ответить на поставленный вопрос и привести аргументы или поразмышлять над философской проблемой. Отсутствие в сочинении связи с поставленной задачей — повод поставить незачёт.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы доказать свою позицию, ученику нужно привести примеры из литературных произведений — достаточно сослаться на один текст. Это может быть художественная, документальная, мемуарная, публицистическая, научная и научно-популярная литература, произведения народного творчества за исключением малых жанров.
Сочинение без опоры на литературный материал рассматривается, как не соответствующее требованиям. Искажение содержания произведения — тоже критическая ошибка, за которую выставляется незачёт.
3. Логика
Между тезисом и аргументами должна быть выстроена прямая логическая связь. Если в сочинении грубые нарушения логики или доказательная часть вовсе отсутствует, — незачёт.
4. Письменная речь
Желательно использовать разнообразную лексику в сочинении и избегать речевых ошибок, уместно определять термины.
5. Грамотность
Учитываются грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в речи. Незачёт ставится, если на 100 слов сделано пять и более ошибок.
Как готовиться
Желательно посвятить как можно больше времени итоговому сочинению — регулярно писать как можно больше текстов и учиться размышлять на сложные философские вопросы. А вот от подготовки за неделю лучше отказаться — сочинение проверяет практические навыки, логическое мышление и грамотность — этим качествам невозможно научиться экспромтом.
Пишите письма
Предложите подростку в качестве дополнительной тренировки начать переписку — обсуждать произведения, фильмы или свои переживания и мысли. Если ввести выражение своих мыслей и чувств как регулярную практику, у подростка не возникнет сложностей в написании итогового сочинения, благодаря выработанной привычке.
Проводите работу над ошибками
Отмечайте слабые места в сочинении и вместе со школьником подумайте, как их устранить. Например, при проблемах с логикой изложения, сделайте упор на написании связных текстов, а если не хватает литературного материала выберите произведения для прочтения и научите приводить их в качестве примеров.
Поможем получить допуск к ЕГЭ и дополнительные баллы для поступления
С нашими преподавателями ребёнок посетит 8 онлайн-занятий, напишет 7 сочинений, разберёт все ошибки и получит от наставников подробные объяснения, а также клише и список коротких произведений для аргументации. Ребят ждут приятные бонусы — встреча с психологом и посещение книжного клуба.
⚡ Сейчас на курс действует 50% скидка — оставляйте заявку, пока акция не закончилась! ⚡