Мне часто приходиться слушать истории Ветеранов Второй Мировой Войны. Однажды я побывала в гостях у одного из участников боев за Сталинград - Анатолия Максимовича Глебова. Самым тяжелым моментом в жизни этого человека оказался период пленения в трудовых лагерях. Он в деталях рассказал о всех трудностях и лишениях, которые ему пришлось пережить. Особенно ему запомнилась нескрываемая вражда и ненависть от людей, которые прислуживали фашистам.
Как Глебова вывозили из Союза
Ветеран поведал о том, что первый его концлагерь располагался в Ростовской области. Условия содержания в нем были просто никудышными. Один и тот же ручей служил и колодцем, и умывальней, а еды на всех не хватало.
Дальше было ещё хуже. Его перевели в Умань, где пришлось наблюдать картину расстрела ослабевших пленных. Поэтому он держался, как мог. И до попадания в Германию перебывал ещё в двух таких местах: в Житомире и польском городе Демблин.
Отношения полицаев и охраны лагерей к пленникам
Из слов Ветерана я узнала, что с огромной ненавистью, даже иногда большей, чем у немецких эсэсовцев, к заключенным относились украинские коллаборационисты с Западной Украины. Им доставляло удовольствие издевается над ними иногда только за то, что кто-то из них, как Глебов, был русским. Они могли дать оплеуху, затрещину или приложить прикладом лишь по причине неправильного ответа на их глупый вопрос или случайного косого взгляда. Поэтому все плененные находились в опасности ежеминутно.
Глебову также запомнился один немецкий надзиратель с протезом вместо левой ноги. Он слишком прицепился к нему и донимал различными видами наказаний всякий раз, как видел. Примерно также над ним измывались два полицая переводчика - в концлагере, которые слишком уж хотели выслужиться перед немцами и приступали к работе с удвоенным рвением и безжалостностью.
Тяжелый быт пленения
Анатолий Максимович также неоднократно вспоминал, что в лагерные времена он питался очень скудно. В его рацион входил всего лишь стограммовый кусок хлеба и жидкая похлебка из каш или картофеля. И это он ел всего раз в день. А работать заставляли много. Он таскал мешки, разгружал вагоны поездов, помогал на ферме. Однажды его даже отстранили от работ из-за истощения организма. И такое среди его товарищей по несчастью случалось нередко.